Кучма встает на путь Шеварднадзе. Украина тоже укрепляет связи с НАТО [ Редагувати ]

Едва затихли эмоции вокруг "высадки" военных советников США в Грузии, как "натовский" фронт открылся на Украине. В Брюсселе объявлено, что альянс готов представить масштабный план реформы украинской армии по натовским стандартам. Происходит это на фоне пробуксовывающей в потоке общих слов выработке новых отношений Россия-НАТО в формате так называемой двадцадки. И не исключено - что в противовес.
Натовские предложения по реформе украинской армии - "самой советской" на постсоветском пространстве, как выразился один из брюссельских экспертов - обсуждаются сегодня в Берлине на конференции "Украина - НАТО", организованной влиятельным Институтом Аспена. В ней принимает участие как лично генсек НАТО Джордж Робертсон, так и вся украинская силовая головка - глава МИД Анатолий Зленко, министр обороны Владимир Шкидченко и секретарь Совета нацбезопасности и обороны Евгений Марчук.
В НАТО сегодня подчеркивают важность выработки особой украинской политики для альянса, дебатирующего формат будущих отношений с Россией, а также проблемы, связанные с собственным расширением на Восток. "Украина не должна чувствовать себя стоящей вне как политики расширения блока, так и отношений НАТО с Россией", - говорит один из источников в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Любопытна постановка вопроса: Украине как бы предлагается некий "третий" статус: она еще не участвует (и пока не будет) в процессе расширения, но она уже должна рассматриваться как бы наравне с Россией и, что гораздо важнее, вне рамок стандартной программы "Партнерство ради мира", придуманной специально для всех постсоветских республик. До сих пор из "Партнерства" делали лишь одно исключение - для России, но ни Москва, ни Брюссель пока особо не продвинулись в наполнении его еще и "исключительной" конкретикой.
Такой статус потенциально оставляет Киеву большой простор для поступательного укрепления отношений с НАТО и повышения их статуса. Не надо заблуждаться: возможности интеграции в европейские структуры, которые до сих пор не были в полной мере использованы российской правящей элитой (не только по своей вине или нежеланию), будут максимально использованы элитой украинской в условиях более благосклонного настроя к ней, как к противовесу огромной и непонятной России, на Западе.
Сферы взаимодействия Киева и Брюсселя выглядят пока скромно: украинцев научат "правильно" закрывать лишние военные базы, сокращать вооружения, переучивать увольняемых офицеров. Но стороны не скрывают: уже скоро можно двигаться дальше - к совместному внедрению в жизнь реформы системы обороны. С перспективой интеграции в НАТО?
Украинская дилемма для Москвы куда серьезнее грузинской. Позиции украинского руководства, негласно давно избравшего путь интеграции в западноевропейские структуры, включая военные, выглядят сильнее, чем у запутавшегося во внутренних делах Шеварднадзе. И в том, и в другом случае сложился довольно прочный консенсус внутри правящей элиты по поводу стратегических направлений внешней политики. Таковой в России, увы, отсутствует за отсутствием подробностей самого курса. В отношениях с тем же НАТО пока больше слов, чем дел. А слова можно в любой момент изменить.