Грузия и Россия обменялись жестами [ Редагувати ]

Новый виток в отношениях России и Грузии. На этот раз стороны попытались изобразить жест, похожий на закапывание топора войны. В ночь с 13 на 14 июня в Санкт-Петербурге прошла встреча президентов Грузии и России Михаила Саакашвили и Владимира Путина. Сам факт свидания вызвал всплеск нового интереса к двухсторонним отношениям.
Эта, уже четвертая по счету встреча этих лидеров двух ссорящихся стран прошла в Константиновском дворце, будущем месте заседаний глав государств "Большой восьмерки". Вместо положенных по протоколу 40 минут свидание гарантов продолжалось более полутора часов и закончилось в половину первого ночи по московскому времени. За час до ее начала место рандеву перенеслось устроителями из "Ленэкспо", где проходит 10-й Петербургский экономический форум, за город.
Заранее было известно, что встреча "рабочая". Ни Грузия, ни РФ не планировали подписания каких-либо документов. После нее было сделано совместное заявление, которое, впрочем, подтвердило все раскладки аналитиков, которые не ожидали от нее каких-либо серьезных улучшений в скисших от взаимных упреков и действий отношениях. Оба президента, признав разговор откровенным и полезным, по его окончании фактически вынуждены были констатировать - у России и Грузии слишком разное видение урегулирования двусторонних отношений.
Путин сообщил общественности истину полишинеля: "Я очень рад, что встреча состоялась, поскольку мы проанализировали то, как непросто складываются российско-грузинские отношения, поговорили о возможных путях не только в установлении, но и развитии наших связей". По словам ВВП, и Россия, и Грузия должны предпринять шаги, направленные на нормализацию отношений между Москвой и Тбилиси, и создать хорошие условия для развития двусторонних связей. Грузинский президент в свою очередь признал, что в российско-грузинских отношениях за последнее время накопилось много нерешенных проблем, что является предметом озабоченности.
Отвечая на вопрос, стали ли ближе Москва и Тбилиси после этих переговоров, Путин сострил: "Я был в Сочи. Там пешком можно дойти - это вообще не проблема". На это Михаил Саакашвили напомнил, что к Сочи ближе всего находится Абхазия, и заметил, что Путин только что подтвердил территориальную целостность Грузии. Российский президент вернул шпильку, уточнив, что решать вопрос о независимости Абхазии и Южной Осетии надо с учетом мнения их народов.
Путин заявил: "У нас есть желание работать над этими конфликтами в рамках существующих процедур и при поддержке международных организаций. Мы договорились сотрудничать и подумать совместно, как эти процедуры улучшать и сделать их наиболее эффективными". В свою очередь президент Грузии, подтвердив готовность к мирному диалогу с участием России, обратил внимание на аннексионистские тенденции в мятежных регионах: "Мы никогда не согласимся с тем, что кто-то у нас отхватит или заберет территорию. Грузия - маленькая страна, и нам больше нечего отдавать, ни одного метра - ни абхазской, ни южноосетинской, никто никогда не получит, пока существует хоть какая-то справедливость в мире". На что Путин ясно дал понять своему визави, что ключ к урегулированию конфликтов заложен в налаживании отношений между осетинским и грузинским, абхазским и грузинским народами путем компромиссов. Таким образом, стороны остались на своих старых политических позициях.
Касаясь ситуации с запрещенным к ввозу на территорию РФ грузинским вином, Владимир Владимирович выразил благодарность президенту Грузии за энергичные шаги по борьбе с фальсифицированной продукцией. "Справиться с этой проблемой, и не будет вопросов с доступом на рынки Российской Федерации", - публично погладил по шерстке Путин. "Я надеюсь, что этот вопрос будет решаемым, потому что оно у нас может закончиться. Я не хочу, чтобы Россия осталась без вина", - не остался в долгу Саакашвили.
Впрочем, во время пресс-конференции выпячивались не одни негативы. Судя по всему, налаживание отношений очень нужно оппонентам. Путин отметил, что экономические отношения улучшаются между странами, не смотря ни на что: "Торгово-экономические связи между нашими странами, как это не покажется странным, развиваются успешно, рост товарооборота ежегодно составляет более 50%, за предыдущий год прямые инвестиции в грузинскую экономику выросли в пять раз. Ежегодно из России в Грузию переводят от 1,5 до 2 миллиардов долларов".
Кроме того, Владимир Путин проинформировал журналистов, что не знает о том, что Грузия требует выдать бывшего президента Аджарии Аслана Абашидзе, однако напомнил грузинам, что Саакашвили давал Абашидзе гарантии неприкосновенности.
В общем, встреча добавила пищи для размышлений
* * *
А началось все с инициативы Саакашвили 3 июня. Тогда он позвонил Владимиру Путину и предложил лично встретиться. Понятно, что в ходе встречи в первую очередь должна была быть затронута ситуация вокруг югоосетинской автономии, руководство которой изъявило желание присоединиться к Северной Осетии. Впрочем, ВВП отмел эти поползновения.
"Я считаю, что Российская Федерация может внести большой вклад в урегулирование наших проблем. В эти дни я планирую встречу с Президентом Путиным с тем, чтобы рассмотреть отношения между нашими странами и главные проблемы", - сказал Михаил Саакашвили 5 июня на Черноморском форуме диалога и партнерства, который состоялся в Бухаресте. За неделю до встречи для всех грузинских политиков был введен своеобразный мораторий на антироссийскую риторику.
Когда журналисты попросили председателя парламентского комитета по внешней политике Коте Габашвили прокомментировать сам факт встречи, тот ответил: "Что касается самой встречи то пока трудно сказать, чем она закончится. У нас уже имеется определенный опыт встреч на высшем уровне - ведь это будут не первые переговоры президентов Грузии и России. Честно говоря, я не жду каких-то особых сдвигов. Может быть будут приняты какие-то отдельные решения, сделаны какие-то заявления, но с российской стороны это будет просто добрая воля Путина, которая не найдет никакого практического применения".
Когда же журналисты спросили парламентария о возможности компромиссов, он ответил, что данном случае Грузии практически не в чем идти на компромиссы - сегодня во многом от России зависит решение территориальных конфликтов в Грузии - известно, что именно в этом корень всех сегодняшних проблем между нашими странами. Поэтому на компромисс в этом вопросе по идее должна идти Россия. Главное в том, чтоб Москва, наконец, пересмотрела свою внешнюю политику и стала строить нормальные партнерские отношения с бывшими советскими республиками, которые не несут никакой угрозы в отношении России.
Однако Габашвили считает, что польза от встречи будет в любом случае. Даже если не будет принято никаких конкретных решений, личная встреча всегда бывает полезной, особенно на уровне президентов государств. Диалог всегда лучше, чем два монолога, поэтому встреча, по мнению парламентария, в Санкт-Петербурге в любом случае будет положительным явлением.
В общем же, в Грузии встречу Саакашвили и Путина не рассматривали как встречу руководителей двух дружественных государств. "Максимум, чего ожидает грузинская сторона от встречи - это более-менее смягчить острую риторику, которая была между Россией и Грузией последние несколько месяцев", - прокомментировал встречу "Делу" Георгий Сапашвили, главный редактор влиятельного издания Civil Georgia.
По словам одного из лидеров пропрезидентской фракции в парламенте Грузии Гиги Бокерия, грузины всегда готовы начать отношения с нового листа, если будут учитываться национальные интересы Грузии.
Оппозиционный депутат Леван Бердзенишвили также не ждет прорыва: "Грузия все равно будет стремиться к НАТО, Россия будет стремиться не пускать нас туда, но встреча первых лиц может повлиять на стабильность ситуации".
Кремль же заявлял: "От этой встречи мы ждем импульсов, чтобы мы поняли, что по всем вопросам - вывода войск, пограничных проблем, сотрудничества по линии спецслужб, взаимодействия в рамках действующих существующих механизмов по абхазскому урегулированию и южноосетинской проблеме - влияние на ситуацию руководства республики не утрачено", - отмечают в администрации президента России. Представители российской власти также подчеркнули, что на этой встрече не будут затрагиваться вопросы возможного выхода Грузии из СНГ и напомнили, что Михаил Саакашвили принял приглашение Владимира Путина приехать 20 июля в Москву на неформальный саммит СНГ.
Впрочем, Путин опять поблагодарил за приглашение приехать в Тбилиси, сказав при этом, что дата визита будет согласована по каналам МИД двух стран.
* * *
Отношения этих двух стран всегда были далеки от идеальных. Грузия все время стремилась уйти из-под опеки главной республики СССР, а РФ любила и любит дестабилизировать внутреннюю ситуацию внутри маленькой, но очень гордой Кавказкой республики в своих целях, используя для этого сепаратистские настроения автономий. Эту тактику поддерживает Россия и в других сопредельных государствах, таких, как Молдавия с его Приднестровьем и Украина, где Крым является вечно тлеющим регионом, который может вспыхнуть... от приезда сотни американских строителей, например.
Фактический статус Абхазии и Южной Осетии, где базируются российские "миротворцы", всегда был самой серьезной проблемой в отношениях двух государств, какое бы руководство ни сидело в Москве или Тбилиси. Эти вопросы неоднократно подымались, когда при власти стояли Ельцин и Шеварднадзе, Путин и Саакашвили.
В Кремле предыдущая власть во главе с Эдуардом Амвросиевичем Шеварднадзе воспринималась как "ненадежная". Однако тогда, когда "серебряный лис" был у руля Грузии, вопросы самоопределения мятежных автономий поднимались в отношениях редко.
Однако, когда к власти в результате революции роз пришла грузинская оппозиция, к которой благоволят Соединенные Штаты Америки, позиция России стала еще жестче. Не стоит забывать, что, начиная с 2004 года, РФ ужесточила свою геополитическую стратегию, с тем, чтобы вернуть бывшие советские республики в орбиту своего влияния. Потому поддержка Америкой грузин - как кость ей в горле. По количеству финансовой помощи Грузии (за годы независимости она получила более миллиарда долларов) от США впереди только Израиль.
С другой стороны, в Тбилиси отмечают, что решение проблемы грузинских сепаратистов - вопрос личной чести для Михаила Саакашвили. К тому же, многочисленные антироссийские высказывания членов команды президента являются тем раздражающим фактором, который заставляет гореть огонь ссоры.
А что же заставляет США помогать маленькому государству на другом конце земного шарика? Ответы на данный вопрос просты. Их два: нефть, которая нужна миру, и геополитическое расположение Грузии в подбрюшье России. Газопровод Баку-Джейхан, принадлежащий транснациональным корпорациям, проложен через территорию Иберии в сторону Турции. По нему на мировые рынки доставляется каспийская нефть. Именно поэтому Грузия так важна для Запада. Кроме того, грузинская земля дает возможность американцам основать плацдарм, с помощью которого они могут проводить свои операции на Кавказе, дразня при этом РФ.
Нынешнее чрезвычайное обострение в этом вопросе возникло тогда, когда МИД РФ признал право грузинских осетин на самоопределение. Сделано это было в пику западным оппонентам России, которые в свою очередь не сильно препятствовали провозглашению независимости Черногории в таком же проблемном регионе земного шара, как Кавказ.
После нескольких громких заявлений с обеих сторон на ситуацию обратила внимание даже Европа. Наблюдатели считают, что позвонить в Москву Саакашвили заставили именно оттуда. Коте Габашвили говорит: "Может быть, эта встреча призвана несколько улучшить фон перед саммитом Большой Восьмерки - известно, что напряженные отношения между нашими странами зашли настолько далеко, что это уже беспокоит и Запад".
В принципе, все сходятся во мнении, что каких-то конкретных результатов для состояния мировой политики эта встреча иметь не будет, однако может быть тем событием, которое сможет каким-либо образом улучшить ситуацию во взаимоотношениях стран, и, как следствие, состояние дел в регионе. Конечно, чтобы убрать все противоречия в грузино-российских отношениях, необходимо менять кардинально концепции развития обоих государств. А таких перемен в ближайшее время не предвидится. Чтобы помириться, грузинам следует признать поражение своей революции, как таковой, что не достигла главной своей цели - воссоединения страны. Или же РФ могла бы отказаться от своей стратегии неоимперии, что тоже в принципе невозможно. Однако ж какая-то развязка у этой проблемы должна быть?