Терриконы горят [ Редагувати ]

В Украине просыпаются искусственные вулканы. Терриконы Донбасса, в которых время от времени возобновляется тление, угрожают здоровью местных жителей. Некоторые отвалы породы дымят уже несколько лет. Сейчас в Свердловске Луганской области, пытаются остановить тление на одном из терриконов. Специалисты утверждают, что подобных работ в Украине не проводили уже 7 лет - слишком дорого. Руслан Мищенко - с подробностями.
Террикон шахты имени Свердлова загорелся еще в 2005 году. Деньги на его тушение нашли только сейчас. Специалисты говорят, что работы будут продолжаться не менее года.
Непригодную для использования шахтную породу собирали тут почти 85 лет - накопили полтора миллиона тонн. Два года назад гора высотой в 65 метров начала дымить. Жительница местного поселка Лидия Гордюхина говорит: последствия опасного соседства ощущает уже давно.
Лидия Гордюхина, жительница поселка шахты имени Свердлова:
- Дышать нечем. Горит. Ветер поворачивает все. Голова болит, тошнит, детвора без конца болеет, в больницу обращаемся. А что толку? Работать-то надо. Таблетки выпили - и пошли.
Кроме жилых домов, в полукилометровую санитарную зону горящего террикона входят больница и две школы. Дети жалуются на недомогание.
Владислава Степанец, ученица поселковой школы:
- У меня воспалилась щитовидка. Болит голова и сильно бьет в висках. Я лечилась в Луганске, Червонопартизанске, а недавно выписали из нашей больницы
Виктор Косяков, директор поселковой школы:
- У нас на учете состоит семь человек тех детей, которые состоят на диспансерном учете с заболеванием щитовидной железой.
Специалисты предполагают, что огонь внутри террикона разгорается из-за активной деятельности особых подземных бактерий, живущих в породных отвалах. Как именно это происходит, науке неизвестно. Но в результате в воздух выделяется огромное количество вредных веществ. Порой их концентрация превышает норму в 2-3 раза.
Елена Степанец, эколог:
- Вот, идет испарение породного отвала. Это не просто пар. Это оксид серы, это формальдегиды, диоксид серы, это целая таблица Менделеева.
Санэпидемиологи в том, что именно горящий террикон влияет на здоровье людей, не уверены. Медики направили запрос в Киев, в Институт экогигиены. Ответа пока нет.
Виктор Бескровный, главный санитарный врач города Свердловска:
- Еще никто, а это может сделать только научно-исследовательский институт, не доказал, что загрязненность атмосферного воздуха вот теми веществами привело к увеличению заболеваний щитовидной железы
Единственный способ затушить пожар, считают специалисты - это уменьшить высоту террикона и расширить его площадь. При этом каждый слой шахтной породы нужно укрыть глиной, чтобы перекрыть доступ кислорода.
Виктор Земцев, заместитель гендиректора госпредприятия "Свердловантрацит":
- Разработаны проекты. С институтами согласованы все наши работы и действия. Мы работаем под контролем института МАК НИИ. Министерство угольной промышленности выделило 4,3 миллиона гривен на тушение этого породного отвала.
Впрочем, главная проблема, говорят угольщики - не в том, как остановить тление, а в том, как сделать это с наименьшим ущербом для окружающей среды. В процессе тушения количество выбросов возрастает. На Западе поступают по-иному. К примеру, в Германии шахтную породу отправляют на обогатительные фабрики, добавляют в нее уголь и используют в промышленности. Но себестоимость этих работ в несколько раз дороже обычной технологии тушения.