Почему иностранцы готовы покупать малышей в Украине? [ Редагувати ]
Дети как товар. На этой неделе произошла детективная история на украинской границе - при досмотре были обнаружены две малышки, спрятанные в фургоне. Девочек пытались вывезти двое французов. Как оказалось, двойняшек супружеской паре родила украинка. В нашей стране суррогатное материнство законами не запрещено. А вот во Франции - не приветствуется, поэтому посольство не пустило детей в их новый дом. Почему иностранцы готовы покупать малышей у украинских матерей выяснял Вениамин Трубачёв.
Двойняшки Вики и Ким умиротворённо дремлют. Словно отдыхают от пережитых злоключений, иным и за всю жизнь даже не снившихся. Малышек обнаружили на границе Украины. О таких детях говорят - неопределённое настоящее, тёмное прошлое, и туманное будущее.
Елизавета Биров, главный врач областной детской больницы Мукачева:
Якщо розмовляти - вони аж дивляться на тебе, роздивляються, ну хороший такий психомоторний розвиток, відповідає їх віку - два місяці. От бачите, як дивитись, от і маємо.
Когда на границе со Словакией таможенники принялись осматривать вот этот фургон, в котором ехали двое французов, - иностранцы начали заметно нервничать. Заподозрив их в перевозке контрабанды, пограничники даже предположить не могли, что или точнее кого обнаружат.
Георгий Великов - и.о. начальника поста "Виноградово":
Спільно прикордонники, митники та СБУ виявили 2 немовлят, які знаходилися в ящику для посуду.
Получается запутанная история с двумя неизвестными: почему двое французов приехали в Украину без детей, а уезжают с двумя, и где они этих младенцев взяли. Нить расследования привела в столицу.
Эта детективная история началась в Киеве. Год назад французская пара нашла суррогатную мать в Украине, женщина выносила и родила двух девочек именно в этой больнице, и через несколько дней выписалась вместе с детьми.
Нам удалось найти врача, который и помог появиться на свет двойняшкам. Сергей Бакшеев принимал роды у суррогатной матери в начале года, но ни родственников, ни французов в больнице не видел.
Сергей Бакшеев, врач акушер-гинеколог, репродуктолог, медицинский юрист:
Дети были адекватные, хорошие, они пробыли в нашем роддоме под наблюдением около трех дней, питались самостоятельно. Женщина сразу отказалась от грудного вскармливания.
Это - чтобы не привыкать к детям. Затем женщина передала девочек биологическим родителям - французской паре, те оформили свидетельства о рождении, и все остальные необходимые документы, - говорит адвокат, но разрешения от посольства Франции на вывоз детей так и не получили.
Василий Мишинчук, адвокат родителей Вики и Ким:
Питались достукатись до свого консульства в Києві, в кінці кінців скидували заяви, документи по імейлу, ніякої відповіді ні позитивної, ні негативної вони не отримали. Тому вирішили ризикнути і повезти дітей так приховавши.
Получается, что на территории Украины французы законные родители этих девочек, у нас суррогатное материнство легализировано, а вот во Франции рождение детей таким способом запрещено, и по закону привезти малышей на свою родину иностранцы не могут.
Сергей Антонов, директор центра медицинского права:
Есть такие страны, как Франция, Германия, Италия, Польша, например, которые говорят - ничего не знаем, мы этой проблемы не хотим, поэтому если наши граждане будут обращаться, будет отказ, если будет указываться суррогатное материнство.
Отказ в посольстве и желание любым способом переправить детей через границу - вступили в разногласие с уголовным кодексом Украины. Дело под особый контроль взяла СБУ. Пока идёт следствие: дети в больнице, а французам грозит до пяти лет лишения свободы.
Марина Остапенко - глава пресс-службы СБУ:
Громадяни Франції знаходяться в місті Ужгород, вони не є арештованими, їм обрали запобіжний захід - це звільнення під заставу, вони наразі проживають в готелі.
Год назад, тоже при пересечении западной границы, задержали гражданок Бельгии и Польши с ребёнком. По документам - это была дочь одной из иностранок, но оказалось, что родственных связей у них нет, и вообще это мальчик по имени Сэмюэль, его отправили в детдом.
Алла Лигостаева, главврач дома ребенка:
Він приїхав заторможений. Він практично не хотів контактувати, дуже замкнений, потім ми тільки зрозуміли, у нас є медична сестра. І перше слово, яке ми від нього почули - "баба".
Теперь словом "баба" Сэмюэлю называть некого, у него появилось сразу два отца, и ни одной мамы. Мальчик стал законным сыном бельгийца Лорана Гиляйна и его друга, и партнёра. Для гомосексуальной пары мальчика родила суррогатная мать из Украины. Но геям усыновить или иметь детей запрещено - и в Бельгии, и в Украине. Поэтому ребёнка и пытались вывезти нелегально. Законы оказались слишком узкие для широкой мужской любви.
Григорий Раданович - адвокат отца Сэмюэля:
В Бельгії відбулося засідання суду, яке надало дитині громадянство Бельгії. І тому дитина фактично пересікала кордон фактично з паспортом громадянина Бельгії цілком законно і офіційно.
Больше двух лет бельгийская нетрадиционная пара судилась, отстаивая своё право иметь сына. И правосудие смилостивилось, сделав исключение. Вот долгожданная встреча Сэмюэля с папой и… папой.
Валерий Зукин - директор клиники репродуктивной медицины:
Неприемлемо проводить лечение бесплодия методом суррогатного материнства у гомосексуальных пар. Это противоречит и моему пониманию, и политике клиники.
Директор этой клиники отказался подыскивать бельгийской паре суррогатную мать. Но в Украине фирм, которые за 25-30 тысяч евро готовы удовлетворить любой запрос, пусть и не совсем легальный, достаточно.
Валерий Зукин - директор клиники репродуктивной медицины:
По моим подсчетам, за год по поводу суррогатного материнства в Украине проводится порядка 150 - 200 циклов, не более, из них примерно половина проводится среди украинских граждан.
Обычно иностранцы не общаются с журналистами, но эта пара хоть и попросила закрыть лица, говорит довольно открыто. Они тоже прилетели в Украину - за ребёнком. И объясняют - почему иностранцы едут именно сюда.
- Потому что в Украине легально разрешено суррогатное материнство, а в нашей стране - запрещено. Вторая причина, это деньги. Качество медицины на уровне, но здесь дешевле чем, например, в США. Мы уже узнали: ещё нужно подтверждение ДНК, что это наш малыш. Но мы к этому готовы.
Муж хочет девочку, жене не принципиально - лишь бы детский голос в доме был. Эта семья уже познакомилась с женщиной, которая будет вынашивать их ребенка. Благо украинок, готовых за деньги рожать детей, хватает.
Людмила Смагина - генеральный директор агентства по сопровождению вспомогательных репродуктивных технологий.
У человека помимо коммерческого интереса есть доброе побуждение помочь, мы стараемся на этапе психологического обследования вот эти добрые порывы где-то выявить. Работать с человеком, которого интересуют только выплаты, довольно тяжело.
Если бы Вики и Ким уже умели говорить, наверняка бы спросили - кто наши родители, какое гражданство и место жительства, но на эти вопросы сейчас едва ли смогут найти ответы даже взрослые.
Елизавета Биров - главный врач областной детской больницы города Мукачево:
Кожна дитина заслуговує того, щоб вона мала і батька, і матір. Тому що найкраще для дитини - якщо вона вирощується і виховується в сім'ї.
Но пока на детях только зарабатывают: суррогатная мать получает деньги, посредники свой процент, врачи солидные гонорары, а родители-иностранцы забирают ребёнка, лишь малыши рискуют оказаться запечатанными в коробке на границе, как контрабанда, будто и не дети вовсе, а настоящий живой товар.
Вениамин Трубачёв, Марина Коваль, София Гордиенко и Геннадий Аникеенко. "Подробности недели", ТК "Интер".