Несрочный кодекс [ Редагувати ]

В ночь на 13 апреля Верховная рада Украины приняла новый Уголовно-процессуальный кодекс. Документ уже вызвал критику со стороны оппозиции. Правящая коалиция, в свою очередь, настаивает – новый УПК не идеален, но все же лучше, чем старый. А президент решил вынести УПК на обсуждение экспертов.
Спорный кодекс
В ночь с четверга на пятницу Верховная рада принимала Уголовно-процессуальный кодекс. Сама процедура принятия этого документа уже вызвала шквал критики. Украинские народные депутаты не славятся своей парламентской дисциплиной – некоторые из них не посещают заседания ВРУ чуть ли не годами. Но на этот раз, поскольку голосование происходило глубокой ночью, в зале для голосований и вовсе присутствовало около 30 депутатов. При этом, по официальным данным, окончательная редакция УПК была принята 271 голосом. "У нас есть отснятое видео, на котором четко зафиксировано, что в зале находится 30 человек, которые ночью под руководством спикера Литвина голосовали чужими карточками. Кроме того, у нас есть свидетели, которые готовы подтвердить что то, что вчера творилось в сессионном зале, ничто иное как вакханилия", - говорит "бютовец" Сергей Одарченко и грозит обращением своей политсилы в Верховный и Конституционный суды с целью отменить голосование за кодекс. Однако в Партии регионов подобного развития событий не опасаются. "Не очень этично говорить о нарушениях правящей коалиции, когда депутаты с другой стороны зала занимаются тем же самым, играя, как на пианино, на кнопках. К сожалению, это традиция украинского парламентаризма. Это не произошел какой-то прецедент, впервые какое-то голосование", - парирует советник президента Украины Андрей Портнов. "Нет, к сожалению, ни одного закона, который бы не был проголосован вот так. Это проблема, это плохо, но нужно поменять Конституцию", - поддерживает Портнова народный депутат Святослав Олийнык.
Но не столько процедура принятия кодекса, как и сам документ вызывает критику у оппозиции. "Чего ожидать от кодекса? К большому сожалению, мне в голову приходит одно слово — хаос… Мы все ожидали, что этот Уголовно-процессуальный кодекс решит все потребности сразу: и демократизацию, и упрощение процесса, и как-то повлияет на состояние наших политических узников — Юлия Тимошенко, Юрия Луценко и других. Никак он на их положение не повлияет", - говорит народный депутат Юрий Кармазин. По его словам, новый УПК не спасет от "киреевщины". По словам нардепа, новый УПК делает прокуратуру не контролирующей проведение расследования, а руководящей им. Дочь Тимошенко в свою очередь жалуется, что она теперь не сможет видеться с матерью. "Если новая редакция УПК вступит в силу, я буду лишена права на свидание со своей мамой, хотя я надеюсь, что она к тому времени выйдет на свободу ", - говорит Евгения Тимошенко.
Однако сторонники УПК утверждают – на встречи с родственниками УПК не повлияет. Речь идет о том, что теперь защищать подсудимого может только профессиональный юрист. Правда, ремарка Тимошенко-младшей относительно вступления УПК в силу не лишена смысла – президент Украины Виктор Янукович документ хотя и одобрил, но не подписал. "Новый кодекс существенно усиливает защиту прав гражданина. Отныне мы вводим в законодательное поле Украины уровни права для сторон обвинения и защиты", - отметил президент. "С принятием нового УПК интересы и права человека станут главными", - подчеркнул Янукович, но в то же время отметил, что кодекс теперь отправят международным экспертам. Лишь после их выводов президент пообещал определиться с подписанием кодекса. Такое решение Януковича не случайно: об этом его попросили, в частности, в Парламентской Ассамблее Совета Европы. В связи с большим количеством поправок к кодексу содокладчики Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы по Украине Майлис Репс и Мариэтта Пурбе-Лунди попросили Януковича лишь после рассмотрения их ведомством УПК подписать этот документ. Таким образом, даже после принятия УПК в парламенте в действие он введен не будет еще какое-то время. Тем не менее, украинцам уже сейчас следует знать, какие же новшества готовит им этот кодекс.
Что готовит УПК украинцам?
Новый кодекс вводит ряд революционных для Украины норм. Одной из таких норм является узаконивание сотрудничества со следствием. Если раньше в народе говорили: "Чистосердечное признание "смягчает" наказание, но увеличивает срок", а в органах внутренних дел признание считалось "царицей доказательств", в результате чего в некоторых случаях его просто выбивали из подозреваемых, то теперь "сделка со следствием" узаконена. Для этого требуется, правда, согласие всех сторон. "Теперь введена, действительно, сделка со следствием. Это когда гражданин готов признать свою вину и не только свою вину, но и рассказать, с кем он совершал преступление, открыть более серьезную организованную преступную группу. И тогда, договариваясь со следствием, он может претендовать на то, чтобы уменьшить срок лишения свободы. Но сделка со следствием прямо запрещена в преступлениях, где есть потерпевшие", - говорит Портнов. При этом, он подчеркивает – применение пыток в милиции новым документом практически пресекается. "Теперь любые показания оцениваются и определяются как доказательства только судом. В связи с этим у правоохранителей просто исчезают инструменты для того, чтобы вообще иметь какую-то мотивацию применять пытки к человеку. Потому что любые показания, добытые не в суде и сказанные гражданином не перед судом, вообще не являются доказательством", - поясняет Портнов. "Сегодня мы прописали, что любые ограничения прав человека должны быть осуществлены только с разрешения суда. То есть прокурору надо теперь бегать за санкцией в суд", - вторит Портнову "регионал" Владимир Олийнык. Впрочем, роль прокуроров в процессе – еще один спорный вопрос нового УПК. "В этом кодексе прокуратура еще на пять лет оставила за собой следствие. Прокурор имеет право давать указания следователю и в случае невыполнения, следователь может нести ответственность вплоть до уголовной", - говорит глава юротдела "Фронта змін" Павел Петренко.
Еще одной неоднозначной мерой называют и отмену возможности отправлять дело на дополнительное расследование, если, по мнению судьи, доказательств вины подсудимого недостаточно. Сторонники этой нормы утверждают – теперь судья не сможет своим решением затягивать дело, оставляя подсудимого за решеткой на долгий срок. Скептики отмечают, что у судьи появилась мотивация для вынесения приговора не в пользу подозреваемого, даже если доказательства не столь красноречивы. Впрочем, в новом УПК сужаются возможности для заключения подозреваемого под стражу до суда. Для этого вводится даже "домашний арест". Кроме того, максимально расширили возможности для внесения залога. Для того, чтобы ограничить передвижение подследственного, у него могут отобрать и загранпаспорт. Еще одна "спорная" норма – отмена возбуждения уголовных дел судом. Теперь дело возбуждается после того, как органы следствия получили информацию о преступлении. "Могут проводиться обыски, допросы, наружное наблюдение и прослушивание, а человек об этом может даже не знать", - предостерегает Петренко.
Еще одной неоднозначной нормой является введение института присяжных для особо тяжких дел. Сегодня данный вопрос в отечественном законодательстве практически не проработан. Институт присяжных вызывает много споров и замечаний у юристов. Однако кодекс еще будет существенно дорабатываться. "Принимать УПК нужно было. Понимаю, что он не совершенен. В запасе будет полгода до момента его введения в действие и будет возможность исправить очевидные промахи", - отмечает председатель Верховной рады Владимир Литвин. Таким образом, пугаться нововведениям или наоборот обольщаться ими пока не стоит. Новый УПК будет введен в действие не завтра и не послезавтра.