Генсек ЮНЕСКО: Украина должна установить мораторий на застройки возле Софии и Лавры [ Редагувати ]

Скандальные застройки вблизи Св. Софии и Киево-Печерской лавры, а также в историческом центре Львова, длящиеся вопреки требованиям ЮНЕСКО и решениям отечественных судов, давно уже являются предметом противостояния между застройщиками и мировой экспертной средой.
О границах международного вмешательства в защиту украинских культурных памятников и перспективах включения в перечень ЮНЕСКО Андреевской и Кирилловской церквей в Киеве "Тиждень" общался с генеральным секретарем этой организации Ириной Боковой.
Если Украина и дальше будет игнорировать рекомендации ЮНЕСКО о прекращении застройки буферной зоны объектов мирового наследия, не случится ли так, что во время следующей сессии Комитета вашей организации Лавра и София потеряют статус памятников культуры, находящихся под ее защитой?
- Из-за ухудшения панорамы вдоль Днепра и возведения высотных зданий, которые могут испортить уникальную ценность архитектурного ансамбля, который правомерно находится сегодня под защитой ЮНЕСКО, Комитет всемирного культурного наследия выразил очевидное беспокойство во время своей 36-й сессии в Санкт-Петербурге. Он вновь выдвинул требования в адрес вашего государства: установить мораторий на любое строительство высотных объектов, в сотрудничестве с городскими властями принять все необходимые меры, чтобы уменьшить вредные последствия от таких работ, корректируя проекты и уменьшая до приемлемой высоту соседних зданий. Кроме того, Комитет запросил специальное исследование относительно общего монастырского пейзажа вдоль реки, которое правило бы в дальнейшем за основу всех новых планов и оценок вероятных последствий. Мониторинговая миссия ЮНЕСКО приедет в Украину в начале следующего года. Согласно рекомендациям этой миссии и отчета, который будет предоставлен украинской властью, Комитет мирового культурного наследия определится относительно состояния сохранности памятников.
Тогда как ЮНЕСКО протестует против строительных работ в двух шагах от Св. Софии, Игорь Маковецкий, заместитель председателя Комитета мирового культурного наследия той же организации, предоставляет застройщикам благоприятный письменный отзыв. "Тиждень" располагает копией этого документа. Как объясните такую нескоординированность?
- Считаю необходимым подчеркнуть, что только Комитет мирового культурного наследия, будучи суверенным межгосударственным органом, который сформировала 21 страна - участница соответствующей Конвенции, имеет право как принимать решение относительно состояния хранения объектов, входящих в Перечень мирового культурного наследия, так и высказывать рекомендации государственным органам власти и другим причастным структурам. Ни одно решение или рекомендация Комитета не содержит личных подписей. У этой структуры иные функции, чем у Центра всемирного наследия, что обеспечивает административный надзор за выполнением Конвенции от 1972 года. Все решения Комитета можно в свободном доступе увидеть на сайте Центра мирового наследия. Ни один другой документ, составленный различными экспертами, комиссиями, организациями, Хартиями ЮНЕСКО, национальными комитетами, ассоциациями, фондами или другими структурами, которые отрицают или поддерживают решение Комитета, не имеет официального статуса. Ни эксперт, представляющий страну-члена или является участником официальной делегации на сессиях Комитета мирового культурного наследия, ни штатный работник ЮНЕСКО, ни кто-либо другой не наделен полномочиями выдавать разрешение от имени Комитета то ли застройщикам, то ли властным учреждениям. Относительно господина Маковецкого - это российский эксперт, который не является штатным работником ЮНЕСКО.
Насколько правдива информация, что некоторые украинские памятники культуры, которым общественность надеется обеспечить защиту ЮНЕСКО, не станут предметом обсуждения раньше, чем прекратится практика нелегальных застроек вокруг Киево-Печерской лавры, Софии Киевской и в историческом центре Львова?
- Комитет всемирного культурного наследия при 36-й сессии в Санкт-Петербурге, летом этого года, собственно, отсрочил рассмотрение предложения под лозунгом "Киев: собор Св. Софии и совокупность монастырских строений Киево-Печерской Лавры", чтобы добавить позже в Перечень мирового культурного наследия Кирилловскую и Андреевскую церкви. Речь шла о том, чтобы позволить Украине сообщить необходимую информацию, в частности относительно очертаний объектов, знать условия их защиты на уровне действующего законодательства и системы благоустройства обоих храмов, а также прекратить строительство в буферной зоне, немедленно применить мораторий на реконструкцию Андреевского спуска, возле одноименной церкви.
Объясните, пожалуйста, каким образом объекты культурного наследия человечества попадают в "черный список" ЮНЕСКО?
- Прежде всего скажу, что никакого "черного списка" не существует. Есть Перечень объектов культурного наследия, находящихся в опасности. Он задуман как механизм, позволяющий бить тревогу, привлекать внимание мирового сообщества к неподходящим условиям, в которых хранятся памятники, и поощрять корректирующие действия. Уже сама перспектива попадания в этот список часто бывает эффективной в смысле быстрого принятия спасательных мер. Зачисление достопримечательности в этот Перечень требует, чтобы Комитет и причастное к ситуации государство совместно составили программу исправительных механизмов, а затем оценили ее состояние. Некоторые страны сами добиваются занесения в список, чтобы привлечь внимание международного сообщества к проблеме и получить компетентную помощь. Другие, наоборот, хотят этого избежать, потому что считают это позором. В любом случае появление памятника в таком реестре не следует воспринимать как санкцию. Это система, которую устанавливают, чтобы эффективно ответить на специфические вызовы, связанные с сохранением культурных ценностей.
Могли бы вы назвать примеры успешного вмешательства ЮНЕСКО в проблемные ситуации с памятниками культуры мира?
- Вмешательство ЮНЕСКО для защиты культурных памятников является частью "генетического наследия" организации и ее истории на протяжении почти 60-ти лет. Вспомним крупные международные кампании, в частности, ту, что спасла от воды храмовый комплекс Абу-Симбел в Египте. Его чуть не затопили из-за построения дамбы в Асуане. Храмы были разобраны блок за блоком и перенесены на 64 метра выше исторического расположения благодаря защитной кампании, которую организовала в 1960-х годах ЮНЕСКО.
Другой пример - спасение Ангкор-Вата в Камбодже, уникального города Бамиана в Афганистане, где талибы разрушили две статуи Будды, но вмешательство ЮНЕСКО спасло старинные буддийские пещеры с бесценной росписью, что свидетельствует о давней богатой культуре этого края.
Кроме этих крупных медийных кампаний, которые не допустили разрушения культурных ценностей мирового значения, а также кроме внесения различных памятников в Перечень мирового культурного наследия, ЮНЕСКО ежедневно работает над сохранением всех форм культуры - материальной и нематериальной, - памятников, исторических кварталов или устного народного творчества.
А еще организация борется с контрабандой художественных произведений. Эта работа возможна благодаря нормативной базе, состоящей из шести международных конвенций. Опираясь на эти документы, ЮНЕСКО работает с государствами, специалистами-культурологами и разнообразными сообществами для сохранения мирового наследия. Примеров много, они появляются каждый день.