Кабмин вернулся за роскошью [ Редагувати ]

С началом нового года Кабмин вернулся к старым планам по наполнению бюджета. Минфин обнародовал комплекс законопроектов, цель которых – отредактировать налоговые реалии. И почетное место среди документов занимает "закон о роскоши", который на этот раз отличается от предыдущих версий попыткой учесть критические замечания.
Налогом больше, налогом меньше…
С момента назначения нового состава Кабинета министров руководство страны достаточно определенно высказывается по поводу приоритетов обновленной экономической политики. Больше инвестиций, больше производства, больше ориентации на "внутреннюю" продукцию в противовес импорта – поддерживать фирменную стабильность правящий лагерь планирует довольно традиционными способами. И не последнее место среди предпринимаемых мер, похоже, займет привычное для нынешнего премьера "администрирование налогов и сборов". Тем более им теперь будет заниматься новое министерство.
Необходимость создания Миндоходов и сборов глава правительства в прошлом декабре объяснял просто и знакомо. "Над Министерством доходов очень долго размышляли. То, что назрело объединение двух служб - налоговой и таможенной - было очевидно. Необходимо было объединить информационную базу, в первую очередь, плательщиков налогов с тем, чтобы устранить всякие недобросовестные возможности для ухода от уплаты налогов", - пояснял Николай Азаров. С момента назначения экс-главы Госналоговой службы Александра Клименко на новый пост он уже успел напугать украинцев намеком на то, что за их доходами-тратами могут присматривать и через социальные сети. Впрочем, до подобных нововведений (включая и запланированное всеобщее декларирование доходов) пока далеко, а вот Министерство финансов тем временем вернулось к старым планам.
В середине января премьер-министр напомнил членам Кабинета о необходимости оправить на рассмотрение нового парламентского созыва так и не рассмотренные предыдущими нардепами инициативы. "За время до начала очередной сессии Верховной рады Украины нужно выполнить серьезный объем работ. Практически обновить пакет правительственных законопроектов, которые не были рассмотрены предыдущим составом Верховной рады, и согласно законодательству правительство должно их повторно внести в парламент", - напомнил Николай Янович 16 января. К ведомствам, которые ответственно подошли к выполнению этого задания, сходу можно было причислить Минфин: обновленные законопроекты начали появляться на сайте министерства еще 15 января.
Ряд последних инициатив Юрия Колобова сотоварищи показывает, что пресловутому администрированию Кабмин по-прежнему готов уделить большое внимание. Хотя "одной рукой" правительство продолжает заниматься дерегуляцией и смягчением норм (так, с 1 января 2013 года до 19 процентов должен снизиться налог на прибыль), но "другой рукой" – оно собирается вводить новые налоги и уточнять старые. Например, в число потенциальных уточненных может войти еще и не заработавший толком налог на недвижимость. Как известно, базовый закон предполагает взимание сборов с жилой площади квартир и домов, но теперь в министерстве сочли, что определять выплаты должна все-таки общая площадь жилья… Что тот же Александр Клименко, подчиненные которого займутся сбором нового налога, назвал "поиском справедливой методики".
Искать налоговую справедливость Кабмин планирует сразу в нескольких направлениях. В случае успешного прохождения через горнило ВРУ увеличиться может и плата "за землю" – в ряде случаев Минфин предлагает повысить ее в три раза. К примеру, для участков, оценка которых уже была проведена, ставка налога может подняться с одного процента от оценочной стоимости до трех процентов. А если планы министерства будут реализованы в полном объеме, то в Украине не только повысятся некоторые старые налоги, но и появятся новые.
Вероятным новшествам посвящены несколько законопроектов, предложенных Министерством финансов, опубликованные 18 января. Так, в число общегосударственных налогов может быть отнесен сбор за социально-экономическую компенсацию риска населения, которое проживает на территории зоны наблюдения – за действиями предприятий, работающих с ядерной "угрозой". Также налогом (и специальным разделом в Налоговом кодексе) может стать и знакомая государственная пошлина. Причем последнюю ожидают серьезные перемены. Если сейчас ставка госпошлины зачастую привязана к необлагаемому минимуму, то теперь ее хотят "перевязать" на минимальную зарплату. Например, на сегодня пошлина при оформлении заграничного паспорта составляет 10 минимумов – то есть, 170 гривен. Если нововведения Минфина вступят в силу без изменений, в аналогичном случае госпошлина будет составлять уже 15 процентов "минималки" – что, с учетом нынешнего уровня минимальной зарплаты (1147 гривен с 1 января), составит 172,05 гривны. Формально разница невелика, но рост минимальной зарплаты, как известно, всегда является для правительства одной из главных целей и поводов для гордости. А, значит, взимаемая в том или ином случае госпошлина будет увеличиваться. В примере с загранпаспортом – более чем на 10 гривен уже в декабре, когда "минималка" должна подрасти до 1218 гривен.
О роскоши снова замолвите слово
Переводом в число общенациональных налогов госпошлины и компенсационного сбора правительство ограничиваться не планирует. Минфин готов вернуться к старой идее, обсуждаемой уже более полутора лет. На повестке дня следующей сессии может оказаться давний знакомец – налог на роскошь, но в новой форме.
С того момента, когда о сборе за богатство заговорил еще Сергей Тигипко, концепция этого налога неоднократно менялась. Экс-"социальный" вице-премьер и Министерство финансов месяцами не могли прийти к консенсусу по поводу ключевых норм потенциального закона: от площади, считающихся роскошью квартир и домов до целесообразности налогообложения шуб и мобильных телефонов. Собственно, общим местом номер один в разных инициативах оставалось намерение побольше заработать на новом сборе – до 1 миллиарда гривен в год, как предполагалось летом 2012-го.
Хотя в парламенте к "роскошным" предложениям относились без энтузиазма, Кабмин далеко уходить от первоначальных намерений не собирался. "Этот закон чрезвычайно тяжело проходит в Верховной раде, но мы добьемся, чтобы он был принят. Сверхпотребление должно облагаться налогом", - обещал премьер-министр еще в октябре. На некоторое (в сущности, пред- и поствыборное) время намерение ввести налог на роскошь ушел в тень. Наконец, в январе Минфин предложил новую версию.
Принципиальным отличием очередного законопроекта стала попытка совместить сразу два подхода. Критерии, относящие некое имущество к проявлениям богатства, на этот раз включают в себя и размер площади недвижимости или объем двигателей транспортных средств, и оценочную стоимость элементов роскошной жизни.
Итак, новые представления Минфина предполагают, что по-настоящему дорогим жильем являются квартиры площадью более 200 квадратных метров и дома – более 500 "квадратов". Но при этом такая квартира должна официально стоить больше 1000 минимальных зарплат (свыше миллиона гривен на сегодня), а дом – больше 2500 "минималок". Похожее правило распространяется и на критерии оценки разных объектов недвижимости, сосредоточенных в одних руках (общей площадью от 600 квадратных метров и стоимостью свыше 3 тысяч "минималок"), и нежилых помещений, находящихся на одном участке с жилыми (от 500 квадратных метров и 2000 минимальных зарплат). Очевидно, таким образом, Министерство финансов пытается парировать претензии к налогу на недвижимость, взимать который начнут в 2013 году. Напомним, этот сбор начисляется на жилье больших площадей независимо от его класса (будь-то дорогой особняк в престижном пригороде столицы или старый дом в далеком селе) и стоимости. Но пока предполагается, что новый "налог на имущество, отличное от земельного участка" придет взамен "недвижимого".
К слову о земельных участках – если они находятся в собственности физических лиц и превышают площадью определенные нормативы (например, 0,3 гектара для дачного участка или 0,75 гектара под сельскую усадьбу) – то налог на землю для их собственников будет взиматься с учетом 15-кратного поправочного коэффициента.
Не обходит своим вниманием "богатый" налог и транспортные средства, и предметы роскоши. Бои "Почему нужно платить за старые большие машины?" дали свой результат. Роскошью по законопроекту теперь считаются легковые автомобили, объем двигателей которых превышает 3,99 литра, и мотоциклы, у которых объем двигателя больше 995 кубических сантиметров. При этом первые должны стоить больше 450 "минималок", вторые – больше 150 минимальных зарплат, а и те, и другие – использоваться не более 5 лет. К тому же в полном объеме налог хотят взиматься только с транспортных средств не старше 3 лет, от 3 до 5 лет планируется задействовать коэффициент 0,5. Также под действия налога попадают моторные суда ("младше" 20 лет и мощностью двигателя свыше 75 киловатт); самолеты и вертолеты; драгоценные металлы, камни и изделия из них (стоимостью свыше 20 "минималок"); часы, мобильные телефоны, оружие (от 20 "минималок"); дорогая одежда, меха, кожаные изделия, некоторые изделия из древесины (стоимостью больше 30 "минималок"); предметы искусства, объекты коллекционирования, антиквариат (опять-таки – начиная с 30 минимальных зарплат).
В случае принятия законопроекта, владельцев подобного имущества ждут разные выплаты. Проще всего с предметами роскоши – дополнительные 10 процентов налоговой ставки должны взиматься или на таможне, или при продаже (если речь не идет об импорте), а для конечного потребителя – включаться в стоимость. Версия для недвижимости и транспорта взиматься будет отдельно, и, предположительно, составит 0,5% от оценочной стоимости для недвижимости (но не меньше, чем 2 процента "минималки" за квадратный метр) и 2 процента от стоимости для транспортных средств, исключая летательные (1 процент). При этом правило "но не менее чем" должно применяться в каждом случае (не менее чем 20 процентов минимальной зарплаты за каждые 100 "кубиков" двигателя, к примеру). Однако ставка налога может быть уменьшена на сумму трат в ходе оценки имущества. При этом стоит учитывать, что правило о стоимости сразу не заработает – в 2014 году налог на роскошь ее учитывать не должен. Зато уже к 2015 году будет очень интересно узнавать, каким именно "уполномоченным органам" будет предоставлено такое многообещающее поле для деятельности…
Очередное предложение Министерства финансов едва ли встретит всеобщее одобрение. Несмотря на то, что нормы потенциального закона в очередной раз отредактировали с учетом возможных "камней преткновения" (на этот раз таковым стала загвоздка со стоимостью "роскошного" имущества), по-прежнему неясно, как новосозданное Миндоходов и сборов будет управляться с администрированием нового налога в украинских реалиях, где фактическое распоряжение предметом роскоши может вовсе не означать официального им владения. Не менее спорно выглядит и пожелание Кабмина отложить "оценочную поправку" до 2015 года – без ее учета налог на роскошь может коснуться не только богачей, но и представителей среднего класса в городах и необязательно среднего – в селах. В любом случае, предполагается, что опубликованные законопроекты предоставлены для обсуждения общественности. А что по итогам этого обсуждения будет направлено в парламент – станет ясно не раньше, чем через месяц.