"Рух" пришел в движение [ Редагувати ]

19 мая Украинская народная партия и Народный рух Украины воссоединились после более чем 14-летнего раскола. Новая партия стремится стать альтернативной правой политической силой. Но уже сейчас у многих имеются сомнения в ее жизнеспособности.
И снова вместе
Народный рух Украины – одна из старейших украинских политических партий. Существующий с 1989 года, Рух постепенно угасал, превратившись из второй по влиятельности политсилы в Украине в одну из маленьких партий, могущую пройти в парламент лишь в составе блока. Подточили могущество партии и устаревание программы, и разочарование украинцев в политсиле, и, особенно, расколы. Их было несколько, но, пожалуй, самым знаковым стал раскол 1999 года, когда на месте Руха появилось две политсилы: Народный рух Украины и Украинская народная партия. В этот же год погиб лидер Руха – Вячеслав Черновол, и главой партии стал Геннадий Удовенко. Во время президентских выборов 1999 года Юрий Костенко, ушедший из НРУ и организовавший свою партию, которая позже будет переименована в Украинскую народную партию, получит на 1% голосов больше, чем Удовенко (2,17% и 1,22% голосов избирателей соответственно). Это будет знаменовать окончательный закат партии. Из тяжеловеса украинской политики Рух превратился во второстепенного игрока. С тех пор партия будет попадать в парламент в составе блоков, а ее члены не будут играть, за редким исключением, серьезной роли в украинской политике. Пожалуй, лишь предпоследний лидер партии Борис Тарасюк занимал сколь-нибудь видное место в украинской политике последних лет. Казалось, партия окончательно стала осколком истории. Да, в честь Народного руха называли центральные площади, в т.ч. и в столице Украины, да, одному из лидеров партии – Вячеславу Черноволу ставили памятник, сам штаб политсилы по-прежнему находился в прекрасном особняке - клинике Маковских, где когда-то умер Петр Столыпин. Сама партия застыла словно "муха в янтаре". Даже договор с "Батькивщиной" о совместном выдвижении кандидатов на выборах 2012 года не вернул интереса к политсиле.
Так было до 19 мая, когда руководство Народного руха Украины и Украинской народной партии заявило: бывший тяжеловес украинской политики возвращается в игру, партии объединяются на основе Народного руха Украины. Старая-новая политсила получила название "Украинская народная партия "Рух"". Цель воссоединения его участники сформулировали следующим образом: "Создать в Украине мощную правоцентристскую политическую силу, которая в перспективе станет правящей и направит государство на единый эффективный правый путь выхода из системного кризиса, в котором Украина пребывает последние 20 лет". Главой объединенной партии стал нынешний лидер НРУ Василий Куйбида, первым заместителем – и.о. главы УНП Иван Заяц. Руководящий орган объединенной партии создан из представителей обоих партий по принципу 50 на 50. Согласно подписанным соглашениям между руководствами партий, все члены УНП и НРУ пройдут перерегистрацию, и только потом на демократических основах произойдет избрание руководства объединенного Руха.
Но не успели партии объединиться, как в теперь уже объединенной партии снова назрел раскол. Так, молодежное крыло НРУ – "Молодой Народный рух" - заявило о своем выходе из партии. Причина – неприятие условий, выдвинутых УНП Народному руху. "Среди основных: изменение названия партии (теперь полное название - Народный Рух Украины (Украинская народная партия Рух), внесение изменений в устав НРУ, из которого убрали все упоминания о Черноволе и сотрудничество с Молодым народным движением, непризнание МНР молодежным крылом партии, приход к руководству партии людей, раскалывающих Рух что привело к гибели лидера НРУ Вячеслава Черновола, а именно: Ивана Зайца, Валерия Асадчева и других", - говорится в сообщении бывшей руховской "молодежки". "Власти удалось уничтожить Народный рух Украины. Съезд Движения проголосовал за объединение с УНП, которая неоднократно сотрудничала с Партией регионов, о чем еще несколько лет назад заявлял председатель НРУ Василий Куйбида, а также за изменение названия партии. Так закончилась история легендарной украинской партии", - прокомментировал ситуацию председатель Молодого народного руха Сергей Воронов.
Впрочем, против объединения выступила не только молодежь. Далеко не все старые кадры НРУ довольны свершившимся фактом. "Мы видим в так называемом объединении рейдерский захват партии с историей, известного брэнда", - говорит глава Киевской городской организации НРУ Александр Черноволенко. "Так называемое объединение НРУ и УНП – это технология, которая реализовывается антиукраинскими силами для раскола оппозиционных сил", - говорится в заявлении ряда лидеров местных организаций НРУ. Этот документ подписали главы Ровенской, Киевской, Волынской, Черкасской, Сумской, Херсонской областных и Киевской городской организаций Народного руха Украины. Примечательно, что эта новость, равно как и анонс пресс-конференции, на которой должен был выступить ряд несогласных с объединением, одними из первых появились на сайте "Батьківщини". Собственно, именно к этой политсиле апеллируют несогласные "руховцы". "Мы призываем лидеров Объединенной оппозиции "Батьківщина" ускорить процесс создания широкого объединения демократических сил для борьбы с антинародным режимом Януковича, привлекая в него не только политические партии, но и общественные организации, профсоюзы", - говорится в заявлении несогласных членов НРУ. Такие процессы с самого начала существования новой политсилы, пускай и с солидной историей, ставят под вопрос ее дальнейшую успешную деятельность.
Рух без движения?
После скандалов, сотрясших воссоединенный Рух сразу же после объединения, остро встал вопрос о жизнеспособности этой политсилы. Будет ли объединение мертворожденным или все же сумеет сказать свое веское слово в украинской политике? Поле деятельности для себя партия выбрала грамотно. Как ни странно, но в Украине ощущается острый дефицит правоцентристских сил. Практически, большинство партий в Украине – левоцентристские или использующие левую риторику. Даже среди оппозиционеров – националисты из ВО "Свобода" – в первую очередь социал-националисты, их риторика – левая с примесью национализма. Кстати, как признавали нардепы от "Свободы" в интервью, ряд старых членов партии был против усиления социальной составляющей в программе политсилы. Лишь "УДАР" Витиалия Кличко изначально позиционировал себя как правоцентристов. Но пока с какими-либо инициативами, подтверждающими данные слова у кличковцев туго. Если новый Рух окажется способным выйти из заколдованного круга, и не создать правоцентристскую программу не только по вопросам культуры (например, языка), но и экономики, он может стать той партией, за которую проголосует национально-сознательный бизнес, которому претит радикализм "Свободы" (к тому же обещающей национализацию ряда предприятий), и средний класс. Более того, объединение УНП и НРУ может стать базой для объединения умеренных "национал-патриотов" "Если только эти две объединятся между собой и на этом процесс объединения завершится, значительного политического эффекта это не даст. Ведь они довольно давно сошли с политической авансцены, и трудно сказать, что избиратели и эксперты рассматривают их как сильных политических игроков. Если же на базе этого объединения продолжится слияние других национально-патриотических структур, существующих в Украине, в перспективе это приведет к созданию влиятельной политсилы", - считает политолог Анатолий Романюк. Пока же у нового Руха будущее на Западной Украине. "В течение некоторого времени они будут функционировать как региональные политические структуры, будучи лишь формально общенациональной партией. Т.е. сосредоточатся на Западной Украине", - уверен Романюк.
Впрочем, не все политологи столь оптимистичны. "Объединение свидетельствует, что руководящие группы в двух остатках бывшего Руха пытаются выжить. Они объединяются потому, что сейчас уже нет таких огромных амбиций, который были у Бориса Тарасюка или Юрия Костенко, которые не могли договориться и были в этом не очень заинтересованы. А сейчас вопрос прост – нужно выживать. Но, боюсь, из двух пенсионеров не сделаешь одного юношу. Серьезного электорального будущего у партии нет", - уверен директор Центра политического анализа "Пента" Владимир Фесенко. Политолог уверен – в Украине сейчас запрос на новые политсилы, а потому – старая-новая партия явно не ко двору. Впрочем, в Рухе этих опасений не разделяют и надеются на лучшее будущее. Да только будет ли оно?