Суд не в дело [ Редагувати ]

С 31 июля вступает в силу решение ЕСПЧ о неправомерности ареста Юлии Тимошенко. Сторонники экс-премьера, как в Украине, так и за ее пределами, это событие трактуют однозначно: оппозиционерка должна быть немедленно освобождена. Но власти с этим доводом не согласны, а брать на вооружение другие по-прежнему не спешат.
Трактуют все!
Апрельское решение ЕСПЧ, удовлетворявшее значительную часть претензий защитников Юлии Тимошенко к подробностям ареста бывшей главы правительства и суда над ней, в Украине восприняли по-разному. Оппозиция как ключевые доводы использовала внимание Страсбурга к необоснованности задержания и возможным неюридическим мотивам украинского правосудия. А вот в Кабмине предпочитали указывать на то, что часть жалоб (преимущественно "околомедицинского" характера) была отклонена, и не спешили видеть политическую составляющую за признанным нарушением статьи 18 Европейской конвенции по правам человека (пределы использования ограничений прав). Но даже с учетом подобных разночтений опротестовывать вердикт Европейского суда в правительстве не спешили. Упоминания о возможном отказе от апелляции представители правящего лагеря делали неоднократно. Наконец, менее чем за две недели до окончания сроков для маневра эту позицию подтвердил правительственный уполномоченный по делам ЕСПЧ. "Это уже однозначная позиция. Мы не будем обжаловать решение ЕСПЧ по первой жалобе Тимошенко", - заявил Назар Кульчицкий. В кратчайшие сроки положение дел не изменилось. К 30 июля правительство так и не подало протест, а 31 числа решение суда вступило в действие.
Окончательность и необратимость страсбургских выводов сторонники Юлии Владимировны восприняли предсказуемо – как повод для ее немедленного освобождения. "Мы ожидаем от президента Януковича принятия ответственно политического решения на основании юридического вердикта ЕСПЧ. Юлия Тимошенко должна быть освобождена", - объявил 31 июля Арсений Яценюк. Подобную точку зрения разделяют не только украинские оппозиционеры. "Украинский оппозиционный политик Юлия Тимошенко должна быть освобождена немедленно. Власти в Киеве должны наконец-то выполнить решение Европейского суда по правам человека. В решении суда сказано, что заключение Тимошенко под стражей представляет собой нарушение прав человека, и оно окончательно вступит в силу 31 июля, что является датой последнего срока для подачи возражений. Три месяца назад суд назвал содержание украинских политиков под стражей произволом", - потребовала того же лидер "зеленых" в Европарламенте Ребекка Хармс. Схожей позиции придерживаются и в Европейской народной партии. Кроме того украинские оппозиционеры предупреждают: если решение о незаконности ареста не будет выполнено – практика обращения в европейские инстанции только продолжится. "Мы оставляем за собой право в случае невыполнения Януковичем решения Европейского суда обратиться в Комитет министров Совета Европы с просьбой обязать украинское государство во исполнение решения Европейского суда немедленно освободить Тимошенко", - делился планами экс-нардеп Сергей Власенко.
Тем не менее, официальный Киев имеет радикально иной взгляд на то, как именно нужно воплощать в жизнь решения суда. Само по себе освобождение Юлии Тимошенко на ЕСПЧ-основаниях власть предержащие не обсуждают, поскольку былой арест уже давно вылился в тюремное заключение. При этом сами замечания по поводу безосновательности ареста в Министерстве юстиции опровергают просто: ссылаясь на то, что задержание экс-премьера происходило согласно уже отредактированным нормам закона. "Решение правительства Украины не обращаться с ходатайством об обжаловании такого решения ЕСПЧ следует рассматривать как сознательный шаг в контексте начатых президентом Украины реформ судебной и правоохранительной системы, поскольку по результатам таких реформ на данное время устранены проблемы, лежавшие в основе констатации ЕСПЧ нарушений в отмеченном деле", - поясняют в Минюсте. Причем изменения в УПК там считают достаточным оправданием и для того, чтобы не учитывать претензии к нарушению "политической" статьи. "Что касается нарушения статьи 18 Конвенции… оно было констатировано в сочетании со статьей 5 и… как следствие, мероприятия, осуществленные во избежание нарушения статьи 5 Конвенции, также делают невозможным нарушение статьи 18 Конвенции", - указывается в заявлении. Таким образом, в ведомстве уверены: если правила ареста уточнены, то исправлять ситуацию, возникшую из-за ареста же, но с мотивацией "Неуважение к суду и возможное препятствование ведению заседаний", - уже нет необходимости, даже если ЕСПЧ эту мотивацию признал несостоятельной.
В "Батьківщині", в свою очередь, тонкости министерской трактовки оценили невысоко. "Не выдерживает никакой правовой критики и является полностью абсурдной юридическая бессмыслица власти наподобие: "Мы выполнили решение Европейского суда, приняв новый Уголовный процессуальный кодекс". Еще раз напомним, согласно указанному судебному решению, Юлия Тимошенко была лишена свободы не вследствие норм старого плохого Уголовно-процессуального кодекса, а вследствие прокурорского и судебного политически мотивированного произвола, который противоречит нормам, как старого, так и нового УПК", - настаивают на своем партийцы. Впрочем, ожидать от властей и оппозиции единодушия в сложившейся ситуации, пожалуй, не следует. Да и возможность буквальной трактовки решения изначально вызывала сомнения. Но как же выводы суда все-таки будут применять на практике?
Несвобода маневра
Судя по позиции Министерства юстиции, в правительстве предпочитают не углубляться в дальнейшие трактовки дела "Тимошенко против Украины". Тем более что 15 июля ЕСПЧ начал работать над второй жалобой бывшей главы Кабмина – на несправедливость самого уголовного преследования. Обжалование приговора – логичный шаг после провала кассации в Высшем специализированном суде. Но принятия решения по этому вопросу еще нужно дождаться. В правительстве полагают, что раньше 2014 года по этому поводу беспокоиться не стоит. А вот защитники Тимошенко надеются, что вердикт прозвучит уже осенью. "Правительство обязано предоставить ответы на вопросы (суда, - "Подробности") на протяжении 16 недель - это стандартная процедура ЕСПЧ – и окончательно дать ответы 23 октября 2013 года. После этого по процедуре защита должна предоставить свои возражения на замечания правительства, а мы сделаем это очень быстро на протяжении полутора – максимум двух недель, и после этого в любой момент можно будет ожидать решения ЕСПЧ", - строит предположения Сергей Власенко.
Однако каким бы ни было второе решение ЕСПЧ, сначала сторонам конфликта нужно окончательно решить, что делать с первым. Реакция европейских симпатиков экс-премьера показывает, что судебный вердикт считается там убедительным основанием для освобождения. И все же мерой прямого действия выводы ЕСПЧ не являются. Но оппозиционеры продолжают считать, что воплотить чужие надежды в жизнь руководство страны может простым путем. "Первый шаг для такого освобождения – предоставление Юлии Тимошенко возможности получить медицинскую помощь за границей – в Германии, о чем уже официально сообщало правительств Германии. И решение (ЕСПЧ, - "Подробности") является основанием для того, чтобы принять соответствующие как политические, так и юридические акты", - предлагает давний вариант Арсений Яценюк.
Обсуждение возможности для Юлии Тимошенко лечиться за рубежом приобретает все более интересные формы. "Подробности" уже упоминали о том, что летом 2013-го позиция отдельных представителей властного лагеря по этому вопросу неожиданно смягчилась. Но с уходом политического сезона на летние каникулы формулировки стали снова ужесточаться. "Что касается дела Тимошенко и ее лечения за границей, то правовых оснований я пока не вижу. Поэтому повлиять на этот процесс не вижу никакой возможности", - выступила в конце июля омбудсмен Валерия Лутковская. "Мы слышим от защиты Тимошенко аргументы, что это не запрещено. Но поскольку эти отношения лежат в сфере уголовного и административного права – эти принципы тут не работают. В этой сфере работают принципы разрешено только то, что предписано законом", - отвергает правило "Что не запрещено – то разрешено" министр иностранных дел Леонид Кожара.
Поскольку в Европе, очевидно, считают отъезд Юлии Тимошенко на лечение удобной возможностью для ее освобождения, то, отказываясь от такого варианта, украинское руководство может существенно сузить себе поле для маневра. При этом эксперты рекомендуют не считать "вопрос Тимошенко" малозначимым для судьбы Соглашения об ассоциации. "Вопрос Юлии Тимошенко не снимется, если кто-то ожидает, что Соглашение об ассоциации вступит в силу без решения вопроса, то это нереально. На каком этапе – это уже другие моменты: подписания или имплементации, но трудно представить, как некоторые парламенты стран, где проходят выборы, где граждане также спрашивают о демократии и верховенстве права, каким образом эти парламенты ратифицируют Соглашение об ассоциации", - убежден заместитель директора Центра Разумкова Валерий Чалый. С другой стороны, если решение ЕСПЧ Киев оставит фактически без ответа, то доказывать общность ценностей претендентам на ассоциацию будет все сложнее…
В условиях, когда в правящем лагере не торопятся воплощать чужие чаяния в жизнь, оппозиция, по всей видимости, собирается зайти в обход. Решению ЕСПЧ ищут новые сферы для "применения". "Европейский суд по правам человека установил, что судья Киреев был предвзятым судьей. Это означает, что с сегодняшнего дня (с момента вступления в силу решения, - "Подробности") у защиты появляются основания для обращения в Верховный суд Украины с требованием пересмотреть и отменить политически мотивированный приговор по газовому делу", - предупредил Сергей Власенко 31 июля. Очередной судебный виток мог бы еще более оживить ситуацию – особенно если допустить вероятность того, что ВСУ отправит дело на рассмотрение заново. Но пока оснований рассчитывать на такой поворот событий у оппозиционеров немного. А, значит, борьба за свободу для Юлии Тимошенко продолжится. Вот только какие бы надежды ни возлагались на влияние Страсбурга или на работу той же миссии Пэта Кокса и Александра Квасьневского, положение дел принципиально не меняется.