Эресунн - пролив, который объединяет [ Редагувати ]

После того, как в середине XVII века датская корона потеряла последнее из своих владений на юге Швеции - провинцию Сконе, - монарх приказал наглухо заколотить окна в его замке Кронберг на берегу пролива Эресунн. Он просто не мог без слез смотреть на противоположный берег, где на исконно датских (как он был убежден) землях теперь хозяйничали "шведские варвары".
Понадобилось 350 лет, чтобы Копенгаген получил историческую сатисфакцию. Летом 2000 года король Швеции Карл XVI Густав и королева Дании Маргарете II торжественно открыли 16-километровое "твердое соединение" (комбинация моста, тоннеля и искусственного острова) между двумя берегами пролива, разделяющего две страны. В результате датская столица превратилась в центр нового динамично развивающегося европейского "региона Эресунн". Он охватывает север Дании и юг Швеции (включая промышленный и деловой центр - Мальме), связывает воедино местный рынок общей "емкостью" более 3,5 миллиона человек. Копенгаген таким образом по-новому восстановил свое влияние над некогда утраченными территориями.
Инициаторы строительства моста, а реализация проекта заняла 8 лет и обошлась в 2,4 миллиарда евро, преследовали амбициозные цели отнюдь не местного масштаба. Не случайно проект пользовался активной поддержкой Европейской Комиссии. Ведь благодаря вводу в строй этого сооружения стало возможным сквозное движение автотранспорта с юга Португалии до Северного Полярного круга, а также непрерывающееся железнодорожное сообщение от Эдинбурга (через тоннель под Ла-Маншем) по всей Европе до Хельсинки.
Правда, противников у моста тоже было предостаточно: ссылаясь на чрезвычайную дороговизну этого сооружения, они утверждали, что проект себя просто не окупит, зато создаст проблемы для жителей. Стоимость проезда через мост действительно выше, чем цена билета на отмененный паром Копенгаген - Мальме. Однако первые итоги свидетельствуют о том, что "регион Эресунн" начинает оправдывать надежды, которые на него возлагались.
Так, по данным компании "Эрнст энд Янг", в 2002 году Копенгаген лидировал в Скандинавии по числу иностранных компаний, открывших там свои региональные штаб-квартиры (14), в Европе же город уступил только такому гигантскому и находящемуся вне конкуренции деловому мегаполису, как Лондон (36 штаб-квартир). В датской столице открыты региональные (Северная Европа и Балтия) представительства таких суперкорпораций, как "Пфайзер", Ай-Би-Эм, "Жиллетт", "Эксон Мобил", "Сони", "Даймлер-Крайслер", "Уолт Дисней", и многих других. Другой показатель - количество новых инвестиционных проектов - тоже доказывает рост привлекательности региона. В то время как интерес инвесторов к северу Европы повсеместно снижается, вокруг Эресунна - растет. За 2002 год там начато 38 новых проектов, всего на один меньше, чем в крупнейшем инвестиционном центре региона - Стокгольме.
По уровню развития современных технологий датско-шведское пограничье также вырывается в лидеры. Около 90 тысяч местных жителей заняты в сфере информационных технологий и коммуникаций, это максимальная концентрация для всей Скандинавии. Порядка 30 тысяч человек трудятся в сфере биотехнологий, в регионе представлены все мировые компании - лидеры этой отрасли.
Вообще, Эресунн имеет шанс превратиться в своего рода североевропейскую силиконовую долину еще и потому, что объединяет значительные университетские силы. Всего в регионе 14 университетов (в том числе такие знаменитые, как датский в Роскильде и шведский в Лунде), где сосредоточены порядка 10 тысяч исследователей различного профиля. По этому показателю Эресунн занимает третье место в Европе. Еще один немаловажный и очень красноречивый показатель - уровень коррупции в регионе Эресунн официально признан наименьшим в Европе.
Расширение Европейского Союза, которое формально произойдет с 1 мая 2004 года, открывает перед регионом на стыке Дании и Швеции новые перспективы. Ведь Эресунн фактически расположен на пересечении Центральной и Северной Европы, открывает ворота с запада континента в его балтийскую часть. Копенгагенский аэропорт Каструп, крупнейший в Скандинавии и шестой по размерам в Европе, имеет шанс стать пунктом прибытия для тех, кого интересуют возможности новых рынков, в том числе Польши и стран Балтии. Опыт Дании и Швеции показывает, что идея "Европы регионов", которая воспринималась многими, как некое абстрактное умопостроение, на самом деле - мощнейший инструмент стимулирования экономического развития.
И если единый рынок создает рамочные возможности для рывка, то конгломераты, подобные Эресунну, способны послужить локомотивами, которые и потянут Старый Свет вперед. И тогда уже никому в Европе не придется заколачивать окна, с горечью и завистью глядя на соседей, - ведь выигрывать будут все, вне зависимости от национальных границ.