Плод эволюции: государственная социальная политика [ Редагувати ]

Системы социальной помощи всегда и везде следовали главному принципу - необходимости заботиться о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе сам. Благотворительность изначально была одной из главных функций религиозных организаций. Однако для того, чтобы этот принцип восприняли государства, потребовалось очень много времени.
В феодальной Европе функционировала следующая система: феодал обязан был содержать своих крепостных и слуг, взамен пользуясь плодами их труда. Таким образом, феодал чувствовал себя в экономической безопасности до тех пор, пока мог кормить и одевать зависимых от него людей, а крепостные, в большинстве случаев, получали кров, питание и одежду лишь до тех пор, пока могли работать. Нетрудоспособным помогали их семьи и, иногда, частные благотворители и церковные структуры.
Из этого правила было одно исключение: профессиональные солдаты, входившие в дружины феодалов и королей, как правило, могли рассчитывать на получение компенсаций за увечья и тяжелые раны, а также подобия пенсий за выслугу лет. Причем, командному составу предоставлялись поместья, рядовым - небольшие земельные участки или возможность прожить остаток лет в богадельне или монастыре, которые, в свою очередь, получали от государства налоговые льготы или дотации. Данная система существовала повсеместно в мире на протяжении очень долгого времени. Именно подобным образом, например, обстояло дело в Римской Империи, державе Сасанидов (Иран) и империи Тан (Китай).
Показателен опыт США в сфере выделения военных пенсий. Впервые США приняли решение о выплате пенсий ветеранам (а также их вдовам и несовершеннолетним детям) в 1862 году, во время Гражданской войны. В 1910 году подобные пенсии получали примерно 90% ветеранов этого конфликта, которые составляли примерно 6% от общего числа пожилых американцев. Военные пенсии позволили избежать массового строительства приютов, поскольку ветераны-пенсионеры считались выгодной партией, и женщины, в том числе и очень молодые, охотно выходили за них замуж. Последняя вдова ветерана Гражданской войны, получавшая пенсию за мужа, скончалась в 1999 году - через 137 лет после принятия закона! Подобные траты были всегда обременительны для государственных бюджетов: по данным Министерства Обороны США\Department of Defense, в 1894 году военные пенсии достигали 37% от федерального бюджета страны.
Общество долгое время не обращало особого внимания на проблему содержания стариков и нетрудоспособных. По данным американского историка Джея Рассела (в частности, автора исследования "Населения в Эпоху Поздней Античности и Средневековья"\Late Ancient and Medieval Population), это было обусловлено, в основном, тем, что продолжительность человеческой жизни была крайне низкой. К примеру, англичанин 14-15 века мог рассчитывать на 24,3 года жизни. К 17 веку срок жизни вырос до 37,7 лет, в 19 веке достиг 40 лет. Аналогичные показатели демонстрировали и иные страны Европы и Азии: к примеру, в Японии конца 18 века человек мог рассчитывать прожить 32,2 года. Значительный рост продолжительности жизни был отмечен лишь в 1820-е годы - тогда среднестатистический европеец жил 37 лет. В 1900 году срок жизни увеличился до 46-ти лет, в 1950 году - до 67-ми лет, в 1999 - до 78. Этот процесс сопровождался неуклонным снижением уровня рождаемости: 3,74 рождений на 100 человек в 1820 году, 3,08 - в 1900, 1,83 - в 1950 и 1,00 - в 1999). Причин этих процессов много (развитие науки, медицины, агрономии и пр.), одна из них - изменение системы социального обеспечения. Ранее дети были своеобразным "страховым полисом" человека: чем больше у него было детей и внуков, тем больше шансов, что потомки поддержат его в старости. Аналогичная система отношений поныне существует в Африке, Ближнем Востоке и Азии. Она практически утратила значение для Европы и Северной Америки, где функции социального обеспечения во многом взяло на себя государство.
Изменение взглядов на важность системы социального обеспечения также было обусловлено ростом экономики. По оценкам Организации Экономического Сотрудничества и Развития\Organization for Economic Cooperation and Development, в 1000 году уровень валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения повсюду в мире колебался на уровне примерно 400 долларов в год (курс доллара по состоянию на 1990 год), причем в Азии он был несколько выше, чем в Европе (450 долларов). В 1500 году Западная Европа вырвалась вперед (774 доллара) - в Азии 572. В последующие столетия рост ВВП в Европе стал еще более заметным - 1232 долларов в 1800 году, 1974 доллара - в 1870, 3473 доллара- в 1913, 4594 доллара - в 1950. Остальные регионы мира, за исключением Северной Америки, Австралии и Канады по этому показателю в 3-4 раза уступали Европе, причем в 1950 году на среднестатистического африканца приходилось 852 доллара - меньше, чем на европейца в 1800. Не случайно, что системы социального обеспечения первыми начали создавать наиболее богатые государства мира, которые также первыми испытали последствия процессов индустриализации и урбанизации. Неимущие горожане, не имевшие собственной земли, не имели также и средств к существованию.
В Европе первые нерелигиозные организации социальной помощи начали создавать гильдии ремесленников - первые упоминания об этом относятся к 11 веку. В уставах гильдий предусматривалось, что члены гильдии должны помогать больным, нетрудоспособным и впавшим в бедность собратьям. Государственные служащие (чиновники, пожарные, полицейские и пр.) в Европе начали получать подобные права лишь в конце 18 века (в ряде стран Азии и Ближнего Востока эта практика существовала и ранее), в 19 веке практика предоставления пенсий госслужащим стала повсеместной.
Во многих странах Европы и Америки торжествовали принципы так называемой "протестантской этики": от человека требовалась самодисциплина, бережливость и трудолюбие - зависеть от других считалось неприличным. Неимущие, которые пользовались услугами приютов для бедных, в США и Великобритании лишались избирательных прав, свобода их передвижения ограничивалась, в ряде случаев они обязаны были носить одежду с большими буквами P(первая буква слова poorhouse - приют для бедных), которая указывала на их низкий социальный статус.
В 1798 году Томас Мальтус, экономист Британской Ист-Индийской Компании\British East India Company опубликовал книгу "Эссе о Принципах Народонаселения"\Essay on the Principle of Population, в которой доказывал, что население планеты растет быстрее, чем производство товаров, необходимых для удовлетворения нужд человечества. Взгляды Мальтуса оказали значительное влияние на формирование подходов к социальному обеспечению: они весьма причудливым образом были соединены с теорией эволюции Чарльза Дарвина и привели к появлению "социал-дарвинизма". Вероятно наиболее известным философом, адаптировавшим идеи Мальтуса и Дарвина к области социальной политики, был Герберт Спенсер. Он доказывал, что бедность является проявлением процесса естественного отбора, помощь бедным лишь умножает бедность и лень (эта теория, в частности, изложена в его книге "Система Синтетической Философии"\A System of Synthetic Philosophy, опубликованной в 1862 году).
Тем не менее, в мире возобладала идея гуманистического подхода к борьбе с бедностью. Во многих европейских государствах были приняты законы направленные на борьбу с корнями бедности - неграмотностью, болезнями, незащищенностью наемных работников перед действиями работодателей и прочее.
Впоследствии появились теории, согласно которым государственные пособия безработным и пенсионерам - хороший способ поддержки национальных экономик.. Подобных взглядов придерживается, например, Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Штиглиц, который утверждает: "Дайте безработным и пенсионерам деньги - и эти средства быстро вернутся обратно, раскрутив колеса экономики".