Криминальное чтиво по-украински [ Редагувати ]

Критики и журналисты, исследующие современную литературную и издательскую жизнь в Украине, активно отрицают, а чаще всего просто игнорируют факт и даже возможность существования и нормального развития в ней популярных жанров. Где-то они правы: криминальное чтиво и прочая литературная попса давно, уверенно и в более чем достаточных количествах поступают на украинский книжный рынок из России. И если копнуть глубже, то есть ли у нас авторы, способные конкурировать с автором "Бандитского Петербурга" Андреем Константиновым или столь ожидаемы и востребованы на русскоязычном книжном пространстве СНГ, как Александра Маринина и Борис Акунин это еще вопрос.
Как ни странно, вопреки прогнозам скептиков, в Украине детективы, криминальные романы, боевики и триллеры "для внутреннего пользования" все-таки пишут. Любопытно, что на лавры автора бестселлера претендуют пишущие люди не столько в Киеве, сколько в регионах. Причем друг о друге они вряд ли знают, в отличие, скажем, от отечественных фантастов, которые объединены в большую тусовку, имеют свои фестиваль, интернет-ресурс и печатное издание.
Украинские издатели издают "чтиво" бессистемно, не поддерживают выход книг PR-акциями, за редким исключением не заботятся о продвижении продукции в торговую сеть. Потому фамилии писателей вам ничего не скажут. Непонятен также принцип, по которому отбираются рукописи. Например, в серии "Золотий Бабай" (издательство "Зелений пес") встречаются тексты, после прочтения которых иногда создается впечатление, что их практически не редактируют. А их авторы в свою очередь очень слабо осведомлены о современных тенденциях и направлениях детективного и криминального романа. Или же переносят знакомые по книгам и фильмам западные боевиковые реалии на отечественную почву тоже без учета того (печального ли?) факта, что в Украине не грабят банки банды налетчиков-наркоманов, а наши "хорошие парни" не гоняют по стране на "харлеях" и не участвуют массово в подпольных боях без правил. На такой вот тематике специализируется киевский писатель, скрывающийся под псевдонимом Евгений Е.
Украинское чтиво я выискивал на маргинесах международных книжных ярмарок. А казалось бы, именно pulp fiction должен быть выставлен на центральных стендах вместо книг о шитье и домашнем консервировании. Во всяком случае, во всех странах, где книжное издательство претендует на статус бизнеса, а не подвижнической деятельности, так и происходит. Сами авторы - представители разных профессий. Львовянин Евгений Тарнавский - бывший рок-музыкант. Алексей Брык из Чернигова - учитель, отличник народного образования. Александр Волков из Тернопольщины - хирург. А вот Александр Медведев из Харькова - человек-загадка. По некоторым данным, под мужским псевдонимом скрывается молодая красивая женщина, сочиняющая фантастику... под другим мужским псевдонимом. Хотя такая информация об авторах - скорее исключение, чем правило. Издатели почему-то игнорируют подачу в книгах неизвестных писателей сведений о них, пусть даже выдуманных для интриги.
Изобретательностью, умением держать внимание читателя, оригинальностью тем и сюжетных ходов отечественные авторы тоже не балуют, не радуют. Правда, такое положение дел можно если не оправдать, то объяснить существованием этих книг отдельно от читателя, отсутствием конкуренции на рынке, компетентной критики и обратной связи.
При этом наши детективщики так и не поняли для себя одну истину: истории, в которых положительным героем выступает честный, мудрый и неподкупный слуга закона, уже давно и безнадежно устарели. Я, например, никогда не поверю, что следователь по особо важным делам областной прокуратуры, выведенный в романе винницкого писателя Виктора Мельника "Двойник неизвестного контрабандиста", в быту пользуется термином "императив". Также нереально, что львовский милиционер из повести Евгения Тарнавского "Спиритический преферанс" ловко, как в старых добрых викторианских детективах, определяет по запаху, что налогового инспектора отравили цианистым калием. В современном мире если и убивают налоговиков, то не так изощренно. В романе Александра Медведева "Криминальный романс" добрый и справедливый милицейский генерал по-отечески безвозмездно вызволяет своего лучшего опера, против которого коррумпированные бяки-коллеги сфабриковали уголовное дело. А черниговский педагог Алексей Брык в своем романе "Тайна амулета" зашел в своей бескорыстной любви к милиции дальше всех. Мало того что слуги закона пытаются помешать бандитам завладеть древним амулетом, с помощью которого инопланетяне поддерживают связь со своими эмиссарами на Земле, они еще и без промаха стреляют из различных частей своего тела. Вот как это выглядит: "Вистрілив не він і не автоматичний пістолет з глушником у руці Голуба. Це гримнув пістолет капітана. Постріл пролунав знизу, з правого стегна Журавля". Комментарии, думаю, излишни.
Кажется, главная проблема отечественных писателей-"попсовиков" в том, что они при понятном желании писать хорошие книги в большинстве своем не утруждают себя чтением хорошей литературы, которая может стать примером для подражания. Тот, у кого отсутствует читательский вкус, вряд ли способен демонстрировать вкус писательский. Между тем именно хороший вкус вкупе с ощущением читательских настроений и требований должны в криминальном чтиве доминировать. Иначе в сознании читателей и критиков оно так и не избавится от клейма "несвежести" и третьесортности.