Чемпион мира по шахматам проиграл суперкомпьютеру [ Редагувати ]
Чемпион мира по шахматам Владимир Крамник в последней, шестой партии с новейшей, десятой, версией компьютерной программы Deep Fritz уступил черными фигурами. Таким образом, российский гроссмейстер проиграл суперкомпьютеру по итогам шестираундового противостояния со счетом 2:4.
Матч из шести партий проходил в Бонне. Таким образом, гонорар Крамника за этот матч в 500 тысяч евро, который мог бы удвоиться в случае его победы, остался без изменений.
В 2002 году в Бахрейне российский гроссмейстер уже сражался с седьмой версией Deep Fritz", и тот поединок завершился вничью 4:4.
С тех пор производительность Deep Fritz серьезно возросла: десятая версия детища программистов из Гамбурга была способна подсчитывать около 8 миллионов позиций в секунду против "всего" 2,7 миллиона в 2002-м. В переводе на обычный язык это означает, что машина способна думать на девять ходов вперед для обоих соперников в середине партии, а в эндшпиле, когда количество фигур на доске по определению невелико, компьютер может заглядывать вперед еще дальше. По мнению ряда аналитиков, человек уже практически исчерпал свои возможности в противостоянии с машиной за шахматной доской.
Шахматное противостояние человека и машины начиналось еще в XVIII веке, когда инженер Йохан фон Кемпелен в 1759 году (по другой версии - в 1770) представил изобретенную им шахматную машину при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. Машина, окрещенная "Турком", вызвала фурор как в Европе, так и в Соединенных штатах. Известно, что свои партии "Турку" проиграли, например, Бенджамин Франклин и Наполеон Бонапарт. "Турок" надежно хранил свой секрет, так и не раскрыв его, хотя согласно молве, ларчик открывался просто: в недрах машины прятался человек, который и делал за нее ходы.