Ну… За коалицию! [ Редагувати ]

Процесс, начатый 9 декабря избранием Владимира Литвина на пост спикера, закончился-таки напряженно ожидаемым результатом. В украинском парламенте снова появилось официальное большинство. На его создание депутаты потратили ровно три месяца. Интересно только, сколько продлится это перемирие…
Именем развития, стабильности и порядка
После долгих переговорных мучений, прерываемых президентскими указами о роспуске парламента, Верховная рада VI созыва все-таки получила большинство номер два. Сенсация, наметившаяся в начале декабря, так и не случилась: вместо уже предполагаемого альянса Блока Юлии Тимошенко и Партии регионов, командовать парадом будет обновленная версия старого "демократического" состава. С 16 декабря 2008 года в украинском парламенте существует коалиция "национального развития, стабильности и порядка", включающая в себя БЮТ, БЛ и НУ-НС.
Новорожденное большинство можно, пусть и с некоторой натяжкой, назвать вариантом "наименьшего сопротивления". Во-первых, в его состав вошли фракции, демонстрирующие некоторую идейно-политическую близость. И, хотя в условиях практически безальтернативной идеологической аморфности украинского политикума, говорить о каких-либо серьезных разночтениях бывает сложно, но, тем не менее, в пользу коалициантов играет отсутствие резких исторически сложившихся противоречий - не с "последователями красного режима" и не с "врагами Майдана" все же пришлось договариваться. Сложности взаимоотношений части НУ-НС и БЮТ, обусловленные личным противостоянием президента и премьера - уже совсем другое дело. Во-вторых, все три стороны демонстрируют готовность к социально-экономическому консенсусу и действительно могли бы его продемонстрировать. Значительные концептуальные расхождения "большевикам" на первый взгляд не светят - напротив, предполагается, что все они сольются в едином "антикризисном" порыве. А "частностями": "нунсовцы" больше всех хотят в НАТО, "бютовцев" периодически тянет к ручному управлению экономикой (правда, тогда, когда "рубильником" заведует Юлия Тимошенко), а "литвиновцы" громче прочих переживают за судьбу аграрного сектора - можно будет заняться и в факультативном режиме. И, наконец, в-третьих, подобная коалиция вызовет меньший внутренний протест у избирателей, чем другие варианты. Вот и получается: оснований для плодотворной совместной работы хватает, остается только идти спасать родину.
Работать на благо отчизны коалицианты, судя по проекту "брачного контракта", появившемуся на Интернет-просторах, "всегда готовы" (надо полагать, раньше делать это им мешали исключительно происки врагов). Основных направлений для праведных трудов несколько. В виду кризисной ситуации, на первый план выходит экономическая сфера. Спасать экономику "большевики" планируют знакомыми методами: экономией бюджета, инвестированием в направления, требующих государственной поддержки, повышением конкурентоспособности национального производителя, проведением прозрачной приватизации и диверсификацией путей поступления энергоресурсов. Главным "ноу-хау", похоже, остается создание нежно любимого большинством политических сил стабилизационного фонда. А перечисление большей части предлагаемых мер (как, например, детенизация экономики, срочная реформа налоговой системы или создание полноценного рынка земли) настойчиво вызывают фольклорные аллюзии, связанные в основном, с образом "жареного петуха". Большую часть перечня обязательных мероприятий отечественные парламентарии "внедряют" в жизнь уже годами. Но раньше все не складывалось…
Помимо экономики озабоченность "свежеподписавшихся" вызывают и другие cферы: от "социалки" (главное - не допустить снижения доходов населения и эффективно бороться с безработицей через общественные работы) до внешней политики (евроитенграция - это хорошо) и национальной безопасности (тут предполагается ужесточить ответственность за сепаратизм, поработать над энергетической независимостью, защитить информационное пространство и духовную идентичность, а заодно - "порешать вопросы", связанные с Черноморским флотом Российской Федерации).
Громадье планов объединившихся народных избранников вызывает уважение. Многое из запланированного, конечно, оригинальностью не отличается, да и степень декларативности намерений с трудом вселяет оптимизм. Впрочем, от коалиционного соглашения никто и не ожидает конкретики готовых законопроектов. Главное - после нескольких месяцев хаоса взят путь на развитие, стабильность и порядок. Если, конечно, депутаты всерьез собрались по нему следовать…
Немонолитные наши....
Существует несколько причин, вынуждающих усомниться в успешности "антикризисной" программы новой коалиции. Первая и главная не отличается особой новизной. Речь идет о впечатляющем таланте украинских политиков быстро и надолго забывать свои предвыборные и приравненные к ним обещания. Сложно сказать, насколько разворачивающийся кризис сможет повлиять на давние привычки украинских парламентариев. В такой ситуации остается уповать на сознательность народных избранников и приближающиеся выборы - не парламентские, так и президентские. Ради рейтинга можно и на подвиги пойти.
Другая, уже сугубо личная, проблема свежеобретенного большинства - его неустойчивость. Упомянутые выше объединяющие факторы отменить сложно, но они относятся все больше к теоретической сфере. На деле же НУ-НС и БЮТ уже с успехом продемонстрировали неспособность договариваться. И вряд ли Блок Литвина, чьей основной целью было успешное трудоустройство лидера, сможет превратиться в качественный "цемент" для отношений "заклятых друзей".
Своего рода "предохранителем" может сработать и подобие консенсуса, внесенное в получивший огласку проект коалиционного соглашения. Во всяком случае, похоже, стороны решили обезопасить себя от наиболее болезненных пунктов. "Брачный контракт" трех фракций предполагает, например, мораторий на системные изменения Конституции и отказ от действий, направленных на обеспечение досрочных выборов. Дополнительным бонусом должен стать регламент работы большинства: кроме прочего он предполагает право каждой фракции ветировать спорные законопроекты. Сам по себе этот регламент превращает "объединение депутатских фракций" в своего рода орган в органе. Впечатляет уже сложность структуры: координатор коалиции (попеременно роль "модератора" должны исполнять лидеры всех фракций), Общее собрание коалиции, Совет коалиции, Секретариат коалиции… Выстраиванию схемы сдержек и противовесов переговорщики уделили внимания едва ли не больше, чем стратегии вывода страны из кризиса. Но для того, чтобы система заработала, нужно то, чем сейчас коалицианты не обладают - единство мнений.
Одна из основных внутренних проблем нового большинства (если не учитывать общую склонность украинских политиков к ситуативных альянсам и тягу к достижению одномоментных персональных целей) - катастрофическая ситуация в НУ-НС. На сегодня фракции, по сути, не существует - есть множество мелких депутатских групп, уже и не слишком прикрывающихся единым брендом. Руководство торжественно умыло руки - Вячеслав Кириленко и Роман Зварыч подали в отставку. А тяжелый процесс сбора необходимых 37 подписей ярко продемонстрировал будущие сложности аккумуляции необходимых для принятия решений голосов. По большому счету, украинский парламент получил коалицию без большинства: если считать фракциями (к чему склоняются инициаторы) - то все хорошо, но если кому-то (например, президенту) придет в голову посчитать депутатами - результат предсказать будет сложно. На руку коалициантам может сыграть запланированное изменение парламентского регламента имени "бютовца" Андрея Портнова, нивелирующее роль отдельных депутатов в коалиционном процессе, и надежда на благосклонность всех заинтересованных сторон.
Намек на перемирие
Пока "большевики" могут рассчитывать только на слаженную работу Блоков Юлии Тимошенко и Владимира Литвина, которую еще предстоит обеспечить. Поведение НУ-НС предсказать нельзя: значительная часть фракции будет поддерживать все коалиционные устремления, но что делать с другой - неясно, как неясно и то, каким образом пропрезидентские парламентарии собираются работать дальше. Помимо значительных проблем одной собственной фракции на повестке дня членов большинства стоит работа над лояльностью двух других депутатских объединений и главы государства.
Наименее остро стоит, пожалуй, проблема общения коалициантов с КПУ. "Товарищи" уже успешно поддержали кандидатуру Владимира Литвина и, не исключено, что ряд тех законов, которые "не антинародные" тоже проголосуют. Если же изменения регламента ВРУ, предлагаемые БЮТ, будут приняты, то коммунисты при желании даже смогут присоединиться к большинству. Дело в том, что в редакции Андрея Портнова статья 65 "потеряла" норму, предполагающую подписание вновь присоединившимися фракциями базового коалиционного соглашения или создание нового. При таких раскладах вопрос ответственности перестает стоять ребром, зато возможности для трансформации большинства расширяются на глазах.
Подобный же вариант дружбы можно было бы предложить и Партии регионов. Но проблема в том, что отошедшие от шока "регионалы" пока жаждут мести. Представители "избирателей Юго-Востока" дали коалициантам 100 дней на спасения страны. В противном же случае они грозят ассортиментом кар: от вывода своих сторонников на улицы (Виктор Янукович пообещал "поднять страну") до отзыва 150 депутатских мандатов, что парализует законодательный орган и приведет к перевыборам. Масштабы "регионального" блефа может продемонстрировать только время, ведь полностью исключить вариант бурной антипарламентской деятельности со стороны ПР нельзя. Судя по всему, команда Виктора Януковича уже всерьез заскучала в оппозиции. Вопрос в том, захочет ли она ждать до старта президентской кампании.
Помимо соседей по сессионному залу "свежеобъединившиеся" заметно зависят от президента и как от "куратора" по меньшей мере части НУ-НС, и как от гаранта Конституции, который в любой момент может озаботиться вопросом сомнительности большинства в буквальном смысле этого слова. Работа над благосклонностью Виктора Ющенко, если обратить внимание на коалиционное соглашение, была проведена небезуспешно: в него включен ряд милых сердцу президента намерений, вроде все того же законодательного обеспечения регламентации поведения ЧФ РФ в Крыму. С другой стороны, переговорщики не пошли на то, чтобы учесть озвученное Виктором Балогой требование Банковой - включить в бюджет финансирование досрочных выборов на всякий случай - в качестве "стимула к результативной работе". Напротив, "мораторий" на "околовыборные" действия вступает в прямое противоречие с этой нормой. Хотя, глава государства пока не против: считается, что президент отказался от идеи о проведении выборов. Неизвестно, правда, надолго ли. С большой долей вероятности, расширение коалиции не приведет в смене премьера. В таком случае, еще с большей долей вероятности задержка Юлии Владимировны при власти вызовет недовольство Виктора Андреевича. Предсказать тогда поведение Банковой будет сложно (пожелание о замене главы Кабмина уже было озвучено), одно ясно - НУ-НС придется несладко…
Трудно предположить, что у новой коалиции все будет хорошо: и президент, потерявший рычаги влияния на парламент, смирится с ее существованием, и Партия регионов расслабится в оппозиции, и внутренние противоречия рассосутся сами собой, и законы будут приниматься легко, слаженно и с первого раза. Безболезненно рискнуть поверить в такое можно разве что в первый день существования большинства. Ведь, зная украинских политиков, с каждым днем оснований для подобной веры будет все меньше. А пока тост "За коалицию!" побудет немного актуальным.