Мирский: Не нужно делать из Европарламента адвоката Юлии Тимошенко [ Редагувати ]

В последнее время в прессе появилось множество заявлений депутатов Европарламента относительно Украины. Первым свое мнение высказал Чарльз Теннок (группа европейских консерваторов и реформистов, Великобритания) - он не скрывал своей дружбы с Юлией Тимошенко и заявил, что не испытывает доверия к украинской правоохранительной и судебной системе. Теперь вашему вниманию предлагается интервью евродепутата Александра Мирского, члена Клуба друзей Украины в Европарламенте из группы Прогрессивного Альянса социалистов и демократов (Латвия), подписавшей Меморандум о сотрудничестве с Партией регионов, пишет "Институт украинской политики".
Александр Томасович, прокомментируйте, пожалуйста, заявление Чарльза Теннока относительно запрета Генеральной прокуратурой Украины Юлии Тимошенко посетить Брюссель и Страсбург, где она должна была выступить на сессии ПАСЕ.
- У каждой страны есть своя правоохранная система. Если правоохранительные органы Украины запретили Тимошенко выезжать за пределы страны - у них есть на это какие-то причины. Мне не известны все детали этого дела, но моя личная позиция следующая: мы, Европарламент, не можем вмешиваться во внутренние дела Украины.
Госпожа Тимошенко должна решать эти вопросы на территории Украины с помощью адвокатов и не делать своими адвокатами депутатов Европейского парламента. Я бы воздержался от каких-либо заявлений о том, кто хороший, а кто плохой до момента окончания следствия. А вот когда следствие будет закончено, я бы попросил наших украинских партнеров дать возможность ознакомиться с его материалами. Тогда можно будет делать выводы - было это правильно или неправильно. Такова мировая практика.
Я считаю, что заявление моего коллеги больше эмоциональное, чем конструктивное, и оно ситуацию не изменит. И делать из Европарламента адвоката Юлии Тимошенко не совсем корректно. Я считаю, что прокуратура, милиция, силовые структуры должны закончить свою работу и Европарламент имеет право попросить, чтобы они ознакомили нас с этой работой. Тогда мы сможем сказать, были правильными или нет эти действия. То есть, я бы не спешил с выводами. Такова моя позиция.
Несколько дней назад господин Теннок дал интервью, в котором сказал, что не слишком доверяет украинской прокуратуре и если бы украинские власти подключили к делу Тимошенко нескольких международных юристов и судей из западных демократий - это изменило бы ситуацию. Что вы думаете по этому поводу?
- В каждой стране есть своя полиция и своя прокуратура, которая занимается соответствующими делами. В данном случае к Европарламенту кроме Тимошенко, могут обращаться французы, англичане, латвийцы. И тогда Европарламент превратится в адвокатскую контору. Я считаю, что все это очень эмоционально.
Сейчас у нас в Латвии отправили в отставку Сейм. А Сейм отправил в отставку Президента за то, что Президент отправил его (Сейм - ред.) в отставку. Причиной было то, что латвийский Сейм запретил проводить обыски у латвийских олигархов, которые влияли на политику. Три олигарха и на каждого из них 20 уголовных дел. Но ни один из них не обратился с жалобой в Европейский парламент. При этом все они ограничены в своих действиях - у них арестованы счета, они ограничены в поездках и т.д. Ни один из этих олигархов не написал в Европарламент письма о том, что прокуратура не позволяет им кататься по Европе. Они понимают, что свои внутренние проблемы они должны решать на территории Латвии. В своих интервью они критикуют прокуратуру, они критикуют прокурора, они критикуют всех.
Но они не выносят этого за пределы Латвии. Все это происходит в европейской стране Латвия и ни один из этих олигархов даже мне не прислал письма, в котором бы жаловался, что его обижают, и просил бы сделать резолюцию по этому поводу.
С Украиной все наоборот. Идеальных политических систем, идеальной прокуратуры и судов нет. В любом случае это люди, в любом случае есть человеческий фактор, а вот какое решение принял судья - правильное или нет - это не нам решать. Если Тимошенко проиграет в Украине все дела, у нее будет возможность обратиться в Европейский суд и действовать в рамках соответствующих норм.
В последнее время это мода такая - что оппозиция какой-либо страны, которая не входит в состав ЕС, как только не находит общий язык у себя дома, начинает обращаться в Европарламент и реально отвлекает Европарламент от работы. Нам есть чем заниматься. Парламент втягивают в работу, которая ему не свойственна. Мы не адвокаты.
С другой стороны Тимошенко была дважды премьер-министром. У нее были все возможности реформировать Украину, сделать так, чтобы была хорошая прокуратура, чтобы суды были правильными, чтобы судьи были честными. Почему она не снимала тех прокуроров и судей, которые сейчас судят, почему не реформировала саму систему? Ведь у нее было для этого все. Сейчас она говорит, что все они плохие. Но это можно было реально изменить, имея большинство в Парламенте. А раз этого сделано не было - придется получать то, что есть.
Пока она руководила, все были честными. Как только она оказалась в оппозиции - все вдруг стали нечестными. Это же, согласитесь, тоже как-то неправильно. Европарламент не может заниматься тем, что нам не свойственно. Для этого есть суд в Страсбурге, для этого есть другие соответствующий структуры. Если бы в Украине абсолютно не существовало демократии, и было бы все плохо - Европейский союз никогда бы не вел переговоры с Украиной о соглашении об ассоциации, не дискутировал с нею вопросы относительно безвизового режима и зоны свободной торговли.
Но, очевидно, что Евросоюз признает Украину как демократическую страну, которая состоялась. И если есть какие-либо нарушения, давайте решать их в правовом поле, а не путем жалоб в Европарламент. Это отвлекает нас и втягивает в конфликт, который должен быть решен внутри Вашей страны.
Все ваши лидеры - люди с харизмой, которые, скорее всего, хотят сделать страну лучше, но у каждого из них свой путь. И использовать в этой борьбе Европейский Парламент, на мой взгляд, некорректно. Депутаты Европейского парламента, которые не знакомы с внутренней политической ситуацией в Украине, когда они делают заявления, не понимая, что происходит в Украине... Я думаю, что это безответственно.
Некоторые депутаты недавно поддержали резолюцию о деле Тимошенко. Многие из них не могут назвать пять крупных городов Украины. То есть они не знают Украину. А как можно подписывать резолюцию, даже не зная, какая система власти действует в Украине? Какие принципы там заложены? Что там происходит?
Украина, как и все остальные страны постсоветского пространства, естественно сейчас находится в переходном периоде и Президенту Януковичу очень сложно. На протяжении последних лет я был в Украине шесть раз. Я верю, что власти очень стараются реформировать систему. Если даже какой-нибудь судья лично где-то перегнул палку, то это не значит, что вся Украина плохая.
Наше задание - помочь. Именно поэтому мы создали Группу друзей Украины. Не для того, чтобы лоббировать чьи-то интересы, а для того, чтобы помочь стране реформировать свою законодательную, политическую и экономическую системы с учетом нашего большого опыта. Особенно опыта тех стран, которые вступили в ЕС на протяжении последних пяти лет. Такова моя позиция.
Марко Ткачук
Институт украинской политики