Иракские миллиарды [ Редагувати ]
Иракская экономика находится в очень тяжелом состоянии. И пока неясно, способны ли огромные финансовые влияния со стороны США и их союзников оживить ее. Достоверно известно лишь одно - сегодня помогать Ираку крайне выгодно.
Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, уступая только Саудовской Аравии. Нефть, обеспечивавшая 95% иракского экспорта, не принесла народу Ирака богатства и благосостояния. Уровень валового внутреннего продукта ВВП) на душу населения в 1998 году составлял 2,4 тысячи долларов (тогда же в России - примерно 4 тысчяи долларов, в соседнем Иране - 5 тысяч долларов).
Бюджет Ирака на вторую половину 2003 года составляет 6,1 миллиарда долларов, причем его дефицит составит более 2,1 миллиарда долларов. За счет продаж нефти - основы иракского экспорта - временная администрация Ирака планирует заработать 3,45 милллиарда долларов. Ныне нефтяная индустрия Ирака находится в собственности государства (она была национализирована Саддамом Хуссейном). Объемы суточной добычи нефти составляют 1,5 миллиона баррелей (в 2001 году Ирак производит 2,4 млн. баррелей нефти в день). Планируется, что в первом квартале 2004 года объемы добычи увеличатся до 2,8 миллиона баррелей.
Положение экономики страны крайне тяжелое. Примерно 70% трудоспособного населения страны не имеет постоянной работы. За последние 15 лет сельское хозяйство Ирака деградировало, и в 2002 году страна экспортировала 57% необходимого ей продовольствия. Даже в Багдаде не работает половина телефонных линий. Иракские банки только сейчас начали создавать систему проводок электронных платежей. Страна практически не имеет опыта работы с иностранными инвесторами. Нефтяные контракты Ирака заключало правительство, а в иных сферах экономики Саддам Хуссейн разрешал делать инвестиции лишь компаниям из арабских государств. Впрочем, ситуация, вероятно, улучшается. Косвенным свидетельством этого служит тот факт, что за три месяца стоимость аренды офисных помещений в Багдаде выросла в два раза.
Для того чтобы иракская экономика заработала, по различным оценкам требуется от 100 миллиардов до 500 миллиардов долларов инвестиций. Даже на первоначальном этапе, по подсчетам Всемирного Банка (World Bank) и ООН, на восстановление Ирака требуется израсходовать 56 миллиардов долларов В настоящее время страны-доноры согласились выделить около 33 миллиардов долларов (Япония - 5 миллиардов, Европейский Союз - 825 миллионов, Саудовская Аравия - 1 миллиард и т.д.). На сегодняшний день США согласились выделить Ираку около 85 миллиардов долларов, однако, так как в эту сумму вошли и расходы на содержание американских войск в стране, иракская экономика получит лишь 18 миллиардов долларов. Для сравнения, по подсчетам Администрации США, лишь для восстановления систем энергоснабжения требуется срочно затратить 6 миллиардов долларов и затратить дополнительно 15 миллиардов долларов в течение ближайших нескольких лет. США выделят эти средства Ираку в качестве грантов, а не в форме кредитов.
До войны 1991 года Ирак был одним из крупных экспортных рынков США. К примеру, на долю Ирака приходилось примерно половина всего экспорта американского риса и четверть экспорта пшеницы. Ирак активно закупал в США автомобили, промышленное оборудование, медикаменты и т.д. Особый интерес представляют собой 192 государственные нефтяные компании Ирака. В июле 2003 года Агентство США по Международному Развитию (US Agency for International Development) без особого шума выдало грант на разработку плана приватизации Ирака консалтинговой фирме BearingPoint. Президент США Джордж Буш назначил своего старого соратника, банкира Тома Фоули (Tom Foley) главным консультантом этого проекта.
Фактически, США начали готовиться к реконструкции иракской экономики еще до того, как начали военные действия. USAID тайно известила шесть крупных компаний о том, что им будет выдан контракт на общую сумму в 900 миллионов долларов на реконструкцию системы водоснабжения, дорог, мостов, школ и госпиталей в Ираке. Эти компании, по данным Центра За Ответственность в Политике (Center for Responsive Politics) с давних пор находились в дружеских отношениях с правящей Республиканской партией, а одна из этих фирм - Halliburton - ранее возглавлялась вице-президентом США Диком Чейни (Dick Cheney). Впрочем, иракские контракты Halliburton находятся под угрозой, поскольку политические противники президента Джорджа Буша в Конгрессе и Сенате США настаивают на том, чтобы компании, имеющие неформальные связи с нынешней администрацией, в восстановлении Ирака не участвовали.
По состоянию на конец октября 2003 года, USAID заключило 11 контрактов и выдало пять грантов на реконструкцию Ирака. Многие победители конкурса имеют не столь прямые, как Halliburton, но довольно тесные связи с нынешней администрацией США. К примеру, корпорация Bechtel Group заключила крупнейший на сегодняшний день "иракский контракт", по условиям которого USAID немедленно заплатило ей 34,6 миллиона долларов на реконструкцию энергетических систем Ирака, и пообещала перечислить в общей сложности 680 миллионов долларов в течение полутора лет. За последние годы Bechtel Group внесла в казну Республиканской партии около 800 тысяч долларов. Джордж Шульц (George Shultz), бывший госсекретарь США в администрации президента-республиканца Рональда Рейгана, после ухода с государственной службы стал президентом Bechtel Group, а ныне входит в ее совет директоров. Более того, нынешний глава USAID - Эндрю Натсиос (Andrew Natsios) некогда выполнял контракт, заказчиком которого была Bechtel Group.
Общественная организация The Center for Public Integrity проанализировала 70 контрактов, на общую сумму в 8 миллиардов долларов, которые выделили Министерство Обороны США, Госдепартамент и USAID на восстановление экономик Афганистана и Ирака. В общей сложности, 70 компаний победительниц внесли в предвыборный бюджет Джорджа Буша 500 тысяч долларов (они выделили Бушу больше средств, чем любому другому политику). В 60% этих фирм высокие посты занимают бывшие высокопоставленные чиновники. Компании, которые выиграли борьбу за афганские и иракские подряды, начиная с 1990 года внесли около 49 миллионов долларов в бюджеты Республиканской и Демократической партий США.
Ныне в Вашингтоне идет активная лоббистская борьба за "иракский пирог". По сообщению журнала Mother Jones, один из руководителей избирательной кампании Джорджа Буша - Джо Эльбо (Joe Allbaugh) решил не заниматься выборами, а создал лоббистскую фирму New Bridge Strategies, которая будет специализироваться на развитии экономических связей Ирака и США. Активность на иракском направлении предпринимают не только республиканцы, но и их вечные соперники - демократы. Например, Уильям Коэн (William Cohen), бывший министр обороны США в администрации Билла Клинтона и глава лоббисткой фирмы, помог одной из компаний получить 80 миллионов долларов на контракт для обеспечения безопасности иракских нефтяных месторождений. По аналогичным причинам бывший спецпредставитель президента США на Ближнем востоке, бывший командующий Центральным Командованием ВС США, генерал Энтони Зинни (Anthony Zinny), заключил контракт с одной из крупнейших лоббистских фирм США - Akim Gump. Американские консалтинговые и лоббистские фирмы ныне активно нанимают иракских специалистов: к примеру, иракский юрист, участвовавший в знаменитом спасении рядовой Джессики Линч из иракского плена, ныне работает в крупной лоббистской компании Livingston Group.