"Стихийная" энергобезопасность [ Редагувати ]

Украина наконец-то начала не просто делать отдельные шаги в направлении обеспечения энергетической безопасности, но и проводить системную политику в этом направлении.
Невольным стимулом стала безуспешность попыток убедить российскую сторону пойти на уступки в вопросе цены на газ. Похоже, Киев уже и не надеется на сговорчивость Москвы: стремление украинского правительства подойти к решению энергетических проблем страны "с другой стороны" очевидно.
Решая сиюминутные задачи, Украина сократила потребление российского газа, увеличила добычу собственного и вышла на европейский спотовый рынок.
В среднесрочной перспективе проблемы призваны решить разработка отечественных месторождений сланцевого газа и диверсификация поставок газа "традиционного". Не зря ж уже полгода ведется диалог с рядом международных кампаний, владеющих технологиями разведки и добычи сланцевого газа. И не зря президент Янукович на этой неделе побывал с визитами в Объединенных Арабских Эмиратах и Катаре. А процесс подготовки к строительству терминала по приему сжиженного газа характеризуется поспешностью, иногда даже излишней.
В стратегическом же измерении Украина, похоже, готова пойти по пути ряда европейских стран, уже сегодня делающих ставку на возобновляемые источники энергии. Об этом свидетельствует принятие Верховной радой и подписание президентом закона "О внесении изменений в закон Украины "Об электроэнергетике" (относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии)".
Сегодня в стране из альтернативных источников добывается всего около 1% от общего объема энергии. Тем не менее, согласно оценке одной из крупнейших в мире аудиторских компаний Ernst&Young, по состоянию на 2012 год Украина входит в первую тридцатку стран, наиболее перспективных с точки зрения инвестирования в "зеленую" энергетику.
И это при том, что на момент проведения аудита действовал еще старый закон, количество претензий к которому "зашкаливало" как у экспертов, так и у участников рынка. По их общему мнению, закон "Об электроэнергетике" в редакции 2009 года не выполнял главную функцию – не создавал условий для увеличения производства энергии на альтернативной основе.
Авторы новопринятых изменений учли пожелания предприятий, работающих в отрасли. Но, в то же время, исходили, скорее, из стратегических интересов страны, из стремления защитить внутренний рынок. В частности, согласно закону, введены требования относительно местной составляющей для инвестиций в электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии. Требуемая доля отечественного оборудования и комплектующих будет постепенно расти и достигнет 50%. Естественно, данная норма даст толчок к развитию не только альтернативной энергетики, но и смежных отраслей. Это положение вызвало целый шквал критики – преимущественно иностранных компаний, бизнес-ассоциаций, близких к ним общественных организаций и даже правительств. В частности, негативно оценили законопроект Европейский банк реконструкции и развития, Французское деловое сообщество в Украине, послы ряда европейских стран.
Впрочем, позиция европейцев легко объяснима. В столицах Старого Света отчеты Ernst&Young тоже читают. И даже раньше, чем в Киеве. Дефицит компаний, работающих на ниве альтернативной энергетики, в Европе не наблюдается: в свое время, при государственной поддержке, этот рынок заполнился довольно плотно. Сегодня Евросоюз уже постепенно "снимает с дотации" производителей "зеленой" энергии. В частности, с 2020 года бездотационным станет производство биотоплива.
Соответственно, европейские компании ищут новые, перспективные рынки. И новость о том, что на одном из таких рынков, украинском, местная власть законодательно защищает собственного производителя, их не обрадовала. Тем более, что ряд иностранных инвесторов уже "зашли" в Украину и чувствуют себя здесь весьма комфортно. Ведь "зеленые" тарифы, по которым оптовый рынок электроэнергии в лице госпредприятия "Энергорынок" обязан закупать электроэнергию у "альтернативных" производителей, значительно выше "стандартных". По некоторым позициям – в разы! Не говоря уже о том, что практически все оборудование, используемое в Украине,- импортное.
Впрочем, с некоторыми претензиями критиков законопроекта можно и согласиться. Например, с тем, что ряд положений носит признаки приложения лоббистских усилий крупного бизнеса.
Да, активно осваивающий новый вид энергетики крупный бизнес (другими словами – олигархи) о своих интересах позаботились. С одной стороны некоторые крупные бизнесмены от власти лоббируют сохранение высоких тарифов на солнечную и ветровую энергию. А с другой - постепенное снижение "зеленых" тарифов – "страховой полис" для собственников облэнерго, которые и выкупают у производителей альтернативную энергию. Со временем, когда производство последней будет расти, эти собственники будут защищены от "лишних" трат.
Впрочем, даже с учетом этих моментов, принятие изменений в закон "Об электроэнергетике" - шаг вперед. Ведь, по большому счету, есть смысл говорить о столкновении двух чисто лоббистских линий – отечественной и зарубежной. Так почему следует делать выбор в пользу иностранного бизнеса?
Тем более, со временем закон будет совершенствоваться. Отрасль развивается весьма динамично. А при таком условии нынешняя коррекция законодательного поля явно не последняя.
Важно также, что с точки зрения подходов к регулированию деятельности на рынке альтернативной энергетики украинские парламентарии учли опыт именно европейского законодательства. Так, весьма серьезному согласованию с мировыми экологическими нормами были подвергнуты требования к строительству малых ГЭС. На плечи инвесторов ложится значительная часть работ по укреплению берегов рек, восстановлению старых дамб. А это – серьезная помощь государству. Ведь не секрет, что бюджетных ресурсов на полноценные противопаводковые работы попросту не хватает.
Между тем, системное развитие малой гидроэнергетики – это весьма существенный энергетический резерв страны. Впрочем, как и развитие альтернативной энергетики в целом. Если уж взят курс на энергетическую независимость, то реализовываться он должен системно, последовательно и неуклонно.
Сергей Корнев