В Африке из-за обвинений в колдовстве страдают тысячи женщин и детей [ Редагувати ]
Где магия и колдовство - не просто образ жизни? В Африке. В колдовство верят даже образованные люди и политическая элита. Как результат - племенные законы часто берут верх над государственными.
В Кении и Танзании жертвами суеверий становятся альбиносы, которых местные религиозные авторитеты объявили воплощением зла. А в Нигерии по той же причине около пятнадцати тысяч подростков выгнали из дому собственные родители.
Вера в колдовство, как считают этнологи, возникла на севере Ганы. Оттуда распространилась по всей Африке. Чаще всего в колдовстве обвиняют женщин. Чтобы избежать расправы, они и бегут обратно в северные районы. И именно там вот уже более ста лет действует лагерь ведьм.
Корреспонденту "Интера" Андрею Цаплиенко удалось пообщаться с его обитательницами. Настоящие или не очень - африканские ведьмы - в эксклюзивном материале.
Фатимата Пауча, обвиняемая в колдовстве:
- Я разгрызла голову соседского парня, вынула оттуда мозг и вставила своей дочери. Вот такой сон приснился этому парню. Он не поступил в старшую школу, а моя дочь прошла. После этого в деревне решили меня убить.
Трудно быть ведьмой в Африке. Сон двоечника послужил достаточным основанием для того, чтобы вождь по закону племени приговорил эту женщину к смерти. А заодно и ее дочь. Но Фатимата не стала ждать казни. Она забрала детей и пришла сюда, в селение Гамбага, в "лагерь ведьм". Нельзя сказать, что ей здесь были рады. В Гане официальных ведьм гораздо больше, чем свободных мест под соломенными крышами лагеря.
Андрей Цаплиенко, корреспондент:
- Вот так выглядит жилище современной африканской ведьмы. Глинобитная избушка, в которой трудно даже встать в полный рост. Но колдуньи не жалуются. Этот лагерь единственное место в Западной Африке, где женщинам, обвиняемым в колдовстве, не грозит самосуд и расправа.
Жертвой обвинения в колдовстве может стать любой, кто хоть чем-то отличается от других. У этой женщины - от рождения нервный тик. Но односельчане считают ее необычную мимику признаком черной магии.
Куандук Лаар, обвиняемая в колдовстве:
- У соседей заболел ребенок, и его мать решила, что это я наколдовала. Ко мне приходили все, кому не лень, и били каждый день. Если бы что-то случилось с ребенком, меня бы уничтожили.
И, все-таки, чаще всего несчастных объявляют ведьмами, когда хотят забрать их имущество.
Адамиу Махама, обвиняемая в колдовстве:
- Я в лагере уже давным-давно. У моего отца были коровы. Когда он умер, братья не захотели делиться со мной, и обвинили в колдовстве.
Чтобы выжить, эти женщины собирают и продают дрова. Особо удачливые находят работу на полях у местных крестьян.
Андрей Цаплиенко, корреспондент:
- Ведьмы живут, можно сказать, по-коммунальному. Общая кухня, она же прачечная, сейчас там, кстати, готовится суп. Ужин тоже совместный.
Густой суп из юкки, - это разновидность тыквы, - главный компонент рациона.
- То есть, вот это, выбрасывается, и из всего остального делается суп, правильно?
- Середину выбираем, из мякоти варим суп, а зерна высушиваем, измельчаем и делаем из них соус.
За гостеприимство здесь принято благодарить аплодисментами.
"Ведьмы" в лагере - с детьми и внуками. Печать обвинения в колдовстве ложится и на малышей, многие из которых едва оторвались от материнской груди. Тем, кто постарше, нужна школа.
Глэдис Лариба в лагере добровольно. Приехала сюда с христианской миссией и осталась в качестве доктора и учителя в одном лице.
Глэдис Лариба, миссионер:
- Все неудачи и болезни люди считают колдовством. А женщины в лагере ведьм, несмотря на то, что стали жертвами самосуда, продолжают верить в то, что колдовство существует.
В Африке не принято задавать вопрос: существует ли колдовство? Это слово звучит и в официальных госпрограммах, и в смертных приговорах, которые выносят племенные лидеры.
В Нигерии за последнее время больше тысячи детей стали жертвами "охоты на ведьм".
А в Конго еще с конца прошлого века власти открыто призывают ведьм колдовать на благо своей страны.
Родина африканской магии - Гана. Здесь изготавливают "гри-гри", вот такие кожаные амулеты, внутри которых клочок бумаги с именем владельца, его изображение и особым образом высушенная полынь. Местные женщины верят, что "гри-гри" действует, как контрацептив. А мужчины считают: талисман защищает от пуль. Эту веру не пошатнул и тот факт, что обладатели амулетов гибнут на войне так же, как и прочие.
Здесь, в Гамбаге, женщины вынуждены дважды проходить через так называемый ритуал очищения. Первый раз - когда появляются в лагере. Второй - когда покидают его, если община согласится принять назад.
Глэдис Лариба, миссионер:
- Вождь убивает курицу, и смотрит, как она упала. Если - клювом вверх, значит - женщина чиста. Если падает клювом вниз - женщина все еще ведьма, и ей нужно выпить сок юкки, смешанный с кровью курицы. Потом снова проводят тест и бреют "бывшей ведьме" голову. Бритая голова означает, что очищение проведено успешно.
Андрей Цаплиенко, корреспонеднт:
- А сейчас мы идем к вождю Гамбаране, человеку, в обязанности которого входит обряд очищения.
Вождь Гамбарана получил свою власть над этим пристанищем бесправных женщин по наследству, от отца и деда. Он хозяин земли, на которой стоит лагерь. Его слово - закон для всех обитателей Гамбаги. Обращаться к вождю можно только после целой серии поклонов. Гости, особенно европейцы, раздражают старика.
Гамбарана, вождь Гамбаги:
- Европейцы помогают нам одеждой и едой. Но что, скажите, они могут сделать с колдовством? Как они могут побороть его?
Вождь разводит руками. Не получив ответ на свой вопрос, он заканчивает аудиенцию. Говорить с нами не о чем. А в лагере тем временем строят еще один глинобитный дом.
Для очередной изгнанницы.
Андрей Цаплиенко, корреспондент:
- Сколько времени нужно, чтобы построить дом?
- Пять дней.
Андрей Цаплиенко, Вадим Ревун. "Подробности недели", телеканал "Интер", из Гамбаги
Казалось бы, эта история слишком далека от Украины. Но вера в сверхъестественное традиционно свойственна и украинцам. Конечно же, у нас женщинам-чародейкам не грозит отселение в "лагерь ведьм", но, многие украинцы, в том числе, и элита страны, обращаются за советами к разным колдунам и магам.