В президентском режиме [ Редагувати ]

До следующих выборов главы государства остается еще почти два года. Тем не менее, в мае 2013 явственно ощущается "привкус" президентских выборов. Потенциальным рейтингам уделяется все больше внимания. А оппозицию ее конкуренты все громче критикуют за ограниченную пока демонстрацию единства – без общего кандидата.
Затяжные президентские кампании уже давно вошли в Украине в привычку. Поэтому, наверное, трудно считать необычным то, что выборы 2015 года остро беспокоят политикум уже сейчас. Дополнительный интерес к делам далеко грядущих дней подогревает публикация замеров общественного мнения. И во второй половине мая одной из самых обсуждаемых тем стало будущее соперничество Виктора Януковича и Виталия Кличко.
С промежутком в день результаты социологических исследований озвучили сразу две компании – GfK Ukraine и Центр Разумкова. Показатели первой двойки в обоих случаях колеблются в рамках статистической погрешности. Согласно итогам опросов GfK Ukraine, и Виктор Янукович, и Виталий Кличко набирают по 16% голосов от общего числа опрошенных (а во втором туре знаменитый боксер может победить действующего главу государства с 38% против 19%).
Результаты исследования социологической службы Центра Разумкова хоть и говорят о той же двойке лидеров, но все же подчеркивают заметный разрыв - 18,3 процента рейтинга Януковича против 13,5 процента Кличко. Еще больше разночтений несколькими ступенями ниже. По версии GfK Ukraine, Юлию Тимошенко готовы поддержать 9 процентов опрошенных, Олега Тягнибока – 5 процентов, а Арсения Яценюка и Петра Симоненко – по 3 процента. Тогда как социологи Центра Разумкова несколько иначе выстраивают таблицу лидеров: 10,4 процента респондентов за Юлию Тимошенко, 6,4% – за Яценюка, 5,4% – за главного коммуниста и 4,6% – за лидера "Свободы".
Несмотря на приятный результат, заранее радоваться рейтингам не спешит даже сам Виталий Кличко. "Всему свое время. Рейтинги – это рейтинги, а результаты на избирательных участках – другое. Это разные вещи. Не нужно спекулировать на эту тему", - полагает он. Между тем, некоторые оппозиционеры к результатам опросов отнеслись с некоторым скепсисом. И относится он, в первую очередь, к определению степени популярности нынешнего гаранта Основного закона. "Нельзя говорить о рейтингах, которые сегодня нарисовали оппозиции, потому что те проценты, которые нарисовали Януковичу, – это полная чушь, у него нет такого рейтинга", - убежден нардеп от "Батьківщини" Александр Бригинец. Но как бы ни оценивались шансы главы государства, результаты соцопросов скорее порождают вопрос о том, кто и когда будет ему противостоять.
За неполных два года до выборов оба лагеря предпочитают беречь оптимизм. "Даже если они (противники от оппозиции, - "Подробности") ринутся сотнями на выборы, ничего страшного нет – я уверен, что победит Янукович", - не сомневается в результатах почетного лидера ПР "регионал" Василий Киселев. Тогда как в оппозиции время от времени демонстрируют уверенность иного толка – сродни заявлениям Александра Бригинца. "В том то и есть игра, потому что они пытаются навязать мнение, что Янукович гарантированно будет во втором туре", - отмечал в начале мая Олег Тягнибок. Но вот некоторые политологи указывают, что оппозиционеры все же серьезно относятся к перспективе второго тура "Янукович +". "То, что оппозиция пообещала поддержать кандидата, который выйдет во второй тур - это само собой разумеется. Этим документом (декларацией о координации действий, - "Подробности") они признали, что во второй тур не смогут пройти два представителя оппозиции. То есть, они уже забронировали место во втором туре для Виктора Януковича", - предполагает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Презентация 18 мая Декларации о координации действий в борьбе с режимом Януковича заметно расшевелило политическую среду. Если судить по бурной реакции, как главный тезис документа было воспринято вовсе не намерение объединить усилия "на всех этапах борьбы с диктатурой", а оговорка о том, что "при сохранении существующего порядка избрания президента, каждая из трех политических сил поддержит того кандидата от тех сил, который выйдет во второй тур". Уточнения по поводу того, что на случай выборов в один тур общий кандидат будет выбран ранее, да и в целом в планы будут вноситься "коррективы в соответствии с изменчивой политической ситуацией" сыграли уже меньшую роль. Больше всего и многих сторонников оппозиции, и ее противников заинтересовала неготовность лидеров трех политических сил здесь и сейчас называть единого кандидата.
У поклонников идеи "Коня для переправы нужно выбрать загодя" из числа оппозиционеров сдержанность соратников восторга не вызвала. "Подписями вождей зафиксировано: единого кандидата в президенты в первом туре от оппозиции - не будет. Значит, оппозиционных кандидатов будет 50, 100, 150... Поэтому Янукович может успешно продолжать фашистские игрища, с высокими шансами на победу в 2015-м", - переживает о будущем Анатолий Гриценко. А в Партии регионов такое промедление и вовсе вызвало заметную радость. "Акцию оппозиции под лозунгом "Вставай, Украина!" можно смело переименовать в акцию "Все пропало". Потому что пропал единственный кандидат в мэры, пропал единственный кандидат в президенты. Поэтому их акция стала превращаться в акцию "Все пропало!", - считает парламентарий от ПР Владимир Олийнык. Мнения же экспертов по поводу оппозиционной сдержанности разделились. "То, что в резолюции упомянуто выдвижение оппозицией единого кандидата в президенты только во втором туре уже говорит о многом. Похоже, что основным соперником лидеров оппозиции на этих выборах будет не Янукович, а они сами. Следующие полтора года они проведут в борьбе друг с другом", - допускает директор Украинского филиала стран СНГ Владимир Корнилов. "Возможно, сейчас называть имя единого кандидата – преждевременно, чтобы не давать козырь власти. Мы не знаем, какая будет динамика рейтингов, мы не знаем, будет ли в тюрьме находиться Юлия Тимошенко. То есть ситуация остается открытой", - не исключает, в свою очередь, профессор кафедры политологии НаУКМА Алексей Гарань.
Главы оппозиционных сил свою "скромность" объясняют как раз тем, что не хотят заранее подставлять единого кандидата под удар. "Мы не будем делать этого раньше времени. Придет время, начнется избирательная кампания, оппозиция продемонстрирует свое единство, своего единого кандидата", - подчеркнул 21 мая Александр Турчинов. И, надо заметить, что более ранние заявления ряда оппозиционеров и не подкрепляли надежды на скорейшее решение "единого" вопроса. "До следующего Нового года, осенью или в начале зимы, оппозиционные силы определятся", - так, например, были очерчены сроки выдвижения общего претендента в апрельском интервью Виталия Кличко.
Выказываемая Партией регионов убежденность в том, что, раз оппозиционеры не могут назначить одного-единственного кандидата в мае 2013го, значит – "пропало все" – вполне логичный имиджевый поворот в работе в "президентском режиме". ПР как раз и отличается от конкурентов стремлением продемонстрировать внешнее единство крепких реформаторов и безальтернативностью лидера. Даже если в правящем лагере планируют выращивать смену Виктору Януковичу (хотя бы с прицелом на далекий 2020-й) – заговаривать об этом заранее власти не спешат. Поэтому на фоне подчеркиваемой "региональной" стабильности тезис "На три оппозиции – толпа кандидатов" в теории смотрится особенно выигрышно. Во всяком случае, для целевой аудитории.
В свою очередь, отсутствие спешки с определением единого кандидата также выглядит предсказуемо. В том числе и потому, что за почти 2 года до выборов трудно сказать наверняка, кто сможет принимать в них участие. С другой стороны, в таком стопроцентно убедительном замере рейтингов как второй тур – тоже есть некоторая прелесть. Правда, на данном этапе представить себе качественную реализацию параллельных кампаний оппозиционных лидеров довольно сложно. И не только в силу ограниченности ресурсов, но и потому, что принятая ими Декларация может требовать особенно аккуратного ведения этой кампании не в имиджевый ущерб союзникам, что само по себе усложняет отстройку от конкурентов.
При этом оппозиция, как уже было сказано, продолжает демонстрировать убежденность в том, что любой единый кандидат, в каком бы туре он ни объявился, легко победит Виктора Януковича. "Я вас уверяю, что любой, кто войдет во второй тур из представителей оппозиции, будет поддержан всей оппозицией и станет во втором туре единым кандидатом, победит Януковича", - верит лидер "Свободы". Судя по рейтингам, заметная доля правды в этом есть. Хотя как раз Олег Тягнибок для действующего президента был бы самым удобным противником. Собственно, увлеченная "антифашистская" кампания показывает, по каким именно лекалам могут кроиться лозунги 2015 года. Сейчас же они помогают не только выстроить "антисвободовскую" аргументацию, но и расширить "фашистский" круг на более нейтральных союзников ВО.
По большому счету, кого бы ни выставила оппозиция против Виктора Януковича – контраргументы у ПР всегда найдутся. В таких условиях промедление с назначением единого кандидата и в самом деле способствует распылению усилий антипиара. С другой стороны, слова о единстве, не подкрепляемые делом, могут дезориентировать приверженцев оппозиции и серьезно разочаровывать "юнионистов" среди них. В конечном итоге, результаты будущих выборов зависят не только от голосования, но и от его "последствий". "Оппозиция не сможет защитить своего единого кандидата, если не будет поддержки улицы. И та поддержка должна быть больше, чем во время Оранжевой революции, потому что нынешний президент Виктор Янукович сильнее цепляется за свое кресло, чем это делал предыдущий президент Леонид Кучма", - опасается Юрий Луценко, который, если бы не судимость, мог бы стать одним из "тяжеловесов" президентской кампании. Впрочем, до выборов еще очень далеко. А заявления оппозиции о консолидации усилий за это время должны пройти полевые испытания, чтобы казаться по-настоящему убедительными. И ближайший повод проверить единство на практике могут предоставить выборы в столице. А они уже сегодня, до фактического назначения, сопровождаются затруднениями и трениями.