"Гвардейцы" президента [ Редагувати ]

В ежегодном послании Верховной раде президент Украины Виктор Янукович заявил о необходимости создания Государственного бюро расследований. Это не первая попытка украинских властей создать еще один "силовой орган". Однако на этот раз власть настроена серьезно.
Рожденное не впопыхах
Послание президента, которое он так лично в парламенте и не озвучил, среди прочих инициатив содержало и создание новой "силовой" структуры – Государственного бюро расследований. "Одним из важных вопросов институционного обеспечения реформирования правоохранительных органов является создание Государственного бюро расследований Украины. Указанный орган должен быть создан в такой форме, которая обеспечит надлежащий уровень его независимости, эффективности и профессионализма", - отметил президент в обращении к народным депутатам. По мнению Януковича, такой подход при создании Госбюро должен сделать невозможным давление и вмешательство в деятельность органов следствия, а также обеспечить достаточный уровень профессионализма с целью эффективного расследования резонансных и сложных дел. С целью создания данного органа досудебного расследования необходимо утвердить соответствующий закон о Госбюро расследований, который определит способ формирования, задачи, функции, принципы деятельности, полномочия и процедуру их реализации, гарантии независимости Госбюро.
За прошедшие полгода это вторая инициатива, направленная на создание новой "силовой" структуры. Однако если первая – создание финансовой полиции – автором имела народного депутата, пускай и "анонимного", то вторая исходит от самого президента. Более того, если в случае с финансовой полицией, несмотря на ее прямое подчинение президенту новосозданный орган был бы органичен собственно преступлениями в финансовой сфере, то в случае с Госбюро речь будет идти о контроле над всеми правоохранительными органами. Следует также напомнить, что несмотря на, пожалуй, первое упоминание Госбюро в этом полугодии, сама идея создания такого органа – не нова. Еще в августе прошлого года советник президента Андрей Портнов заявил – в АП разработали закон о Госбюро. "Новый Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает работу нового государственного органа, который будет расследовать дела в отношении сотрудников милиции, прокуроров, сотрудников СБУ, судей и высших должностных лиц. Этот орган называется Государственное бюро расследований. Он имеет соответствующее правовое регулирование. И с момента создания этого органа, без внесения изменений в УПК, к нему автоматически переходят все следственные функции прокуратуры, следственные функции. Прокуратура с этого момента теряет все полномочия по следствию", - отметил Портнов. "Этот закон разработан Администрацией президента, сейчас по нему идут консультации с международными институтами", - отметил тогда Портнов. С тех пор вопрос "подвис". Следует отметить, что экс-"бютовец" Портнов является тем человеком в окружении президента, который курирует реформу правоохранительных органов. СМИ подозревали его в авторстве законопроекта о финансовой полиции.
О судьбе законопроекта о Госбюро пока ничего не известно. Не исключено, что его внесут на рассмотрение парламента в ближайшее время – все-таки, президент уделил этой инициативе отдельное место в своем послании Верховной раде. Что касается международных наблюдателей – некоторые из них еще весной просили украинские власти разработать и внедрить соответствующие нормы. В апреле этого года директор программы Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Давид Диаз Жожекс на пресс-конференции, посвященной докладу о ситуации с пытками и безнаказанностью милиции в Украине, призвал власть создать структуру, которая бы занималась расследованием злоупотреблений сотрудников правоохранительных органов. Жожекс подчеркнул - возможность создания государственного бюро расследования пыток прописана в новом Уголовном процессуальном кодексе и Amnesty International призывает использовать его положения и прекратить распространение практики пыток со стороны сотрудников милиции. По словам Жожекса, для успешного выполнения своих функций, этот орган должен иметь достаточное финансовое и кадровое обеспечение. Кроме того, бюро расследования пыток должно иметь беспрепятственный доступ в помещения милиции, доказательств и документов, а также иметь возможность беспрепятственно находиться на месте происшествия, и, главное, быть независимым от МВД и ГПУ. "Модель создания такого бюро не является новой, она действует эффективно во многих странах. К примеру, в Великобритании работа подобной институции искоренила в полиции расизм. В Дании прокуратура вообще после создания такого органа была лишена полномочий расследовать факты пыток", — резюмировал Жожекс. Таким образом, при создании новой "силовой" структуры, которая сможет "карать" и сотрудников МВД, и ГПУ и, возможно, СБУ, украинская власть сможет заручиться поддержкой международного сообщества. Только будет ли результат отвечать чаяниям всех, кто так хотел создания Госбюро?
ФБР или СК?
После того, как президент "напомнил" об инициативе создания Госбюро, у наблюдателей возник вопрос, будет ли новая структура напоминать американское Федеральное бюро расследований. И название созвучное, и полномочия похожие. Однако это лишь на первый взгляд. Главное отличие "нашего" бюро от "их" заключается в подчинении. Пока соответствующий законопроект не обнародован, точно не ясно место нового органа в структуре органов исполнительной власти. Однако первые "наметки" уже имеются. В обращении президента подчеркивается – Госбюро должно быть полностью независимым от давления и вмешательства со стороны других "силовых" структур, в первую очередь – правоохранительных. Показателен тот факт, что новость о грядущем создании Госбюро без особого энтузиазма восприняли в органе, выполняющем соответствующие функции – Генеральной прокуратуре Украины. Последняя сейчас занимается всем тем, чем будет заниматься Госбюро. В ноябре 2012 года после вступления в силу УПК Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка отметил, что Госбюро нужно создавать не спеша, а само вступление в силу УПК не предусматривает мгновенного создания этого органа. Более того, по его словам, новый УПК предусматривает создание Государственного бюро расследований в течение 5 лет. Как объяснил генпрокурор, на протяжении этого периода должностные преступления, как и раньше, будут расследовать органы прокуратуры, СБУ и МВД. "Государственное бюро расследований, по нашему общему мнению, нельзя создавать сразу. Даже на 2013 год мы не видим, чтобы оно было создано", - заявил тогда Пшонка. Такую нерешительность главы Генеральной прокуратуры легко понять, если вспомнить, что основными требованиями международных наблюдателей является полная независимость нового органа от остальных "силовиков". Более того, еще одним из требований является недопущение бывших сотрудников прокуратуры на работу в Госбюро. Это требование напомнил в апреле текущего года Жожекс, подчеркнув, что Amnesty International настаивает на том, что Госбюро должно само обучать своих сотрудников, а бывшие сотрудники ГПУ не должны допускаться к работе в бюро. При этом, в Amnesty International, ссылаются на международный опыт, подчеркивая, что сотрудники бюро делают карьеру в своей структуре и не переходят на работу в другие правоохранительные органы.
Таким образом, Госбюро не будет напоминать "заокеанского" собрата – Федеральное бюро расследований США, которое подчиняется Генеральному прокурору. Своей независимостью Госбюро будет напоминать Следственный комитет Российской Федерации, который находится в юрисдикции президента РФ и возглавляется председателем, утверждаемым Советом Федерации по представлению главы государства. Эта модель для украинского президента будет довольно заманчивой – у него появится собственная "гвардия", обладающая правом "карать" остальные правоохранительные органы. Правда, есть одно "но" – СК РФ создавался на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ. Впрочем, Янукович может пойти на создание полностью нового органа, но при этом ему придется бороться с противодействием остальных "силовиков", для которых такой орган будет крайне нежелателен. Да и встанет вопрос о кадрах для новой структуры. Впрочем, не исключено, что пожелания международных структур, как это в Украине часто бывает, власть выполнит с некоторыми оговорками и изменениями. Есть еще один острый вопрос – финансирование. Но как показывает история с финансированием той же ГПУ, на "нужное дело" деньги всегда найдутся.