В Бельгии узаконили детскую эвтаназию [ Редагувати ]
Бельгийский парламент первый в мире узаконил детскую эвтаназию. Применять ее должны только в крайних случаях, если страдания ребенка невыносимы. Политики называют это актом милосердия, но согласны с ними не все. Репортаж Софии Гордиенко.
Бельгийские политики всегда отличались либеральными нравами и в этом соревновались со своими нидерландскими соседями. Так было с легализацией легких наркотиков и однополых браков. Многие считают, что вопрос эвтаназии для несовершеннолетних - тоже чисто политический.
Казалось бы, народные избранники, сторонники детской эвтаназии, предусмотрели все: желание самого ребенка, согласие родных, консилиум педиатров и психологов, дающих "добро". И главное условие - неизлечимая болезнь, приносящая страдания. Но чем ближе голосование, тем чаще приходится оправдываться социалистам, поднявшим в парламенте вопрос "жизни и смерти".
Карин Лалью, социалистическая партия Бельгии:
- Да, мы не хотим здесь, в Бельгии, убивать детей. Это возможность для тех, кто неизлечимо болен и обречен не жить, а существовать в страданиях. Это акт милосердия - это то, что мы можем сделать для такого ребёнка. Поймите наконец!
В ее словаре нет слова "смерть". Вместе с командой медиков Соня Девелтер помогает семьям, где на ее языке "уходит ребенок". И не понимает, кому выгоден новый закон, ведь при уровне паллиативной медицины, любого больного можно избавить от страданий.
Соня Девелтер, детская паллиативная медсестра:
- Если ребенок просит о смерти, надо поинтересоваться, что не так? Может плохое паллиативное лечение? Может никто не предложил поехать домой, ведь это возможно. Может педиатр просто не нравится. Ребенок еще ни разу по моему опыту не высказывал таких желаний. Поэтому надо работать над улучшением ухода.
Среди ее пациентов была и 15-летняя Одри. Девочка умерла от лейкемии в кругу родных. Ее отец тоже сомневается, что дети понимают, на что они идут.
Бруно Веринкс, отец Одри:
- Ребенок очень подвержен мнению родителей, мнению братьев и сестер. А вдруг он решит, что является обузой для семьи? И может захотеть избавить родных от такого бремени.
К тому же, как объяснить ребенку, особенно маленькому, что такое смерть? Хоть врачи и уверяют, приговоренные тяжким недугом пациенты - взрослеют очень быстро. Мои дети говорят, что у меня ужасная библиотека. Вот, например - "куда мы идем после смерти", "Алиса в стране рака".
В обязанностях Эммануэль Ванбесьян - информационное сопровождение маленьких пациентов и их родителей. Возможно вскоре, на ее полке появится и детская книга об эвтаназии. Правда, пока, мадам Ванбесьян, не припомнит, чтобы кто-либо из ее посетителей интересовался такой темой.
В Бельгии смерть «по собственному желанию» для взрослых разрешена с 2002-ого. С каждым годом ее выбирает все больше людей. В основном больных раком. Но, не только.
Этот человек перенес несколько неудачных операций по смене пола. Натали, так и не сумела стать Натаном. Одним воскресным утром он попрощался с близкими, выпил последний бокал шампанского, после чего ему ввели две инъекции. Одну со снотворным, другую - смертельную - с веществом, парализующим мышцы. То есть этот случай - смерть из-за психологических страданий.
Более двухсот педиатров мира обратились с открытым письмом к королю Бельгии не подписывать закон, позволяющий смертельный выбор детям. Среди них и отец четырехлетней Джессики:
- Ваше величество, я обращаюсь к вам с просьбой не подписывать закон. Я врач-педиатр и расскажу историю своей дочери, Джессики.
Девочка, с врожденным генетическим заболеванием могла бы стать кандидатом на смерть. Ее близкие призывают не рубить с плеча.
Впрочем, его величество король Филипп закон все-таки подписал. И теперь Бельгия выиграла у голландских соседей в гонке за прогрессивность. В Нидерландах каждый человек может попросить об эвтаназии с 15-ти лет. В Бельгии же нижняя граница не установлена вообще.
София Гордиенко, Василий Трушковский, Подробности, ТК "Интер", Брюссель.