Обед, дело, диоксин [ Редагувати ]

Западной прессой расследование отравления кандидата в президенты Виктора Ющенко 5 сентября 2004 года ставится в один ряд с "делом Гонгадзе", недоумевая, почему оно до сих пор не завершено. В Украине эта тема, нещадно эксплуатировавшаяся всеми подряд в конце 2004-го - начале 2005-го годов, впоследствии просто заглохла. Что мы знаем об этом событии сегодня, через два года после отравления?
Мы знали, что состояние здоровья Виктора Ющенко, в то время оппозиционного кандидата в президенты Украины, резко ухудшилось 6 сентября 2004-го года. Еще мы знали, что за день до этого Ющенко присутствовал на так называемой "тайной вечере" с главой Службой безопасности Украины Игорем Смешко и его первым замом Владимиром Сацюком в доме последнего. Мы знали, что 21 сентября 2004 года относительно отравления Ющенко Генеральной прокуратурой было возбуждено уголовное дело, которое на следующий же день было принято в производство следственными органами СБУ. Оттуда 24 сентября дело направили в Генпрокуратуру, которая и проводит его дальнейшее расследование. И наконец, мы знали, что Виктор Андреевич пострадал от попадания в его организм диоксина - токсичного химического вещества. Ничего, кажется, не пропустил?
Обед, дело, диоксин. И это все, что мы знали в 2004-м году.
Прошло два года. Семьсот тридцать дней.
За это время тот информационный вакуум, который практически мгновенно образовался вокруг "дела Ющенко" ввиду отсутствия каких-либо достоверных официальных сведений, заполнили десятки гипотез и теорий, слухов и сплетен. Сначала вся страна обсуждала, что Ющенко ел, чем он это запивал и как он это все глотал. Потом начались дискуссии о том, делал Ющенко себе подтяжку щек или вводил под кожу литры силикона. Логичным продолжением темы стала постановка вопроса о том, является ли Виктор Ющенко Виктором Ющенко? Ведь вполне может быть, что это всего лишь профессионально загримированный профессиональный актер, профессионально играющий роль президента Украины, написанную для него американскими профессиональными разведчиками. А настоящий Ющенко либо мертв, либо живет себе в той же Америке и не бедствует.
"Бред", - скажет на все это любой здравомыслящий человек. Да, бред. Но который серьезно воспринимается как истина определенной частью граждан Украины. Даже сегодня. "Их мало, но они в тельняшках", то есть в данном случае ведущие достаточно активный образ общественно-политической жизни; частенько это даже public opinion leaders, то есть простые, но авторитетные в своей среде люди, мнение которых что-то весит в кругу их общения.
Как пример хотелось бы привести историю из жизни. Довелось мне в августе отдыхать на Азовском море в курортном городке Бердянск, что в Запорожской области: россиян - толпы (из Киева в Бердянск ходит один поезд в сутки, из Москвы - два); "русских" (украинцев по рождению и по паспорту, но не считающих себя таковыми вследствие самоидентификации как членов "великой семьи трех славянских народов") - еще больше, включая 99% местных (украинского слова за две недели услышать так и не довелось). Остановился у пожилой женщины, как выяснилось, бывшей начальницы научно-испытательного цеха Бердянского опытного нефтемаслозавода (ныне - "АЗМОЛ"). В таком небольшом городке, живущем за счет находящихся в нем и вокруг него промышленных предприятий, даже на пенсии она осталась человеком достаточно известным и авторитетным в определенных кругах, к мнению которого прислушиваются не только в производственных вопросах. И вот в разгар "премьериады" вышел у нас с ней нешуточный спор на политические и околополитические темы. Слово за слово, тут и отравление Ющенко я припомнил, мол, вон, что с ним, бедным, сделали. А в ответ - смех и: "Так нечего по америкам омолаживаться"...
Тема причин произошедшего с внешностью Виктора Ющенко отодвинула на второй план даже поиски ответа на вопрос о том, кто его отравил. Здесь народная фантазия, подхлестнутая сообщениями "достоверных источников" в МВД, Генпрокуратуре, СБУ, Минздраве, клинике "Рудольфинерхаус", городском кожвендиспансере, районных поликлиниках ## 13 и 666, а также ветеринарной лечебнице им. Павлова, разошлась по полной программе. Версия о причастности к отравлению украинских "гэбэшников" отметалась людьми молниеносно как излишне правдоподобная. Зато "российский след" в происхождении диоксина виднелся четче некуда. В очередях и на базарах, в интернете и на страницах газет живо обсуждались подробности того, как сначала Владимир Сацюк вместе с Игорем Смешко, потом Давид Жвания с Романом Безсмертным, а затем и Юлия Тимошенко (не исключено, в сотрудничестве с Глебом Павловским) запихивали в рот Виктору Андреевичу диоксин порцию за порцией. А тот великодушно прощал всех и просил расследовать дело только после выборов.
За смакованием этих бредней пролетело два года. Семьсот тридцать дней, которые продемонстрировали, что что-то или кто-то весьма эффективно препятствует расследованию "дела Ющенко", причем, по мнению некоторых, это может быть и сама жертва. Что наши правоохранительные органы постепенно превращаются в рудиментарные, поскольку неспособность раскрыть возможное покушение на кандидата в президенты (который, к тому же, таки стал президентом) заставляет каждого маленького украинца задуматься: если ТАКОЕ сделали с НИМ и ОНИ ничего не могут, то что же ОНИ смогут, если ЧТО-ТО произойдет всего лишь со МНОЙ?! Наконец, что к тому, что мы знали в 2004-ом через два года мы не можем добавить ни слова: обед, дело, диоксин.
PS Как гласит слоган сериала "Секретные материалы", истина за пределами досягаемого. Похоже, он полностью применим к расследованию всех резонансных дел в Украине. Но это не значит, что поиски правды должны прекращаться.