Корейский преемник [ Редагувати ]

Северная Корея – одна из самых проблемных стран современности с точки зрения глобальной безопасности. Власть здесь принадлежит сугубо семье Кимов. Потому новость о назначении преемника "великого кормчего" взбудоражила мировое общественное мнение.
Молодым везде у нас дорога
Не перестает удивлять Северная Корея. В середине первого месяца 2009-го мир облетела весть - председатель Государственного комитета обороны Ким Чен Ир, сын основателя КНДР Ким Ир Сена, таки нашел себе преемника. Лидер "примерно 8 января этого года направил директиву о том, что он назвал Чен Уна своим преемником в руководстве Трудовой партии Кореи", - сообщил прессе анонимный источник в руководстве страны.
У товарища Кима три сына – Ким Чен Нам, Ким Чен Чхоль и Ким Чен Ун (Kim Jong-un, или Kim Jong-woon). Младший из них родился, предположительно, в конце 1983 - начале 1984 года, пишет Reuters. Чен Ун был вторым сыном фаворитки Кима Второго - рожденной в Японии корейской балерины Ко Ен Хи (Ko Young-hee). Интересно, что операция "корейский преемник" началась не сейчас. Еще в 2003-м армия КНДР провела рекламную кампанию, целью которой было доказать свою преданность Ко Ен Хи. В лозунгах ее называли "уважаемой матерью". Это дало экспертам основания предполагать, что именно один из ее двух сыновей унаследует руководство КНДР, утверждает эксперт Георгий Зотов. От своей официальной жены Ким Ен Сук у Ким Чен Ира дочь 1974 года рождения. Она в качестве правящей фигуры даже не рассматривается, поскольку в стране чрезвычайно сильны, помимо идей чучхе (специфическая корейская социалистическая идеология, представляющая собой смесь китайского коммунизма в духе председателя Мао и "военного коммунизма" в его крайних проявлениях), патриархальные конфуцианские уклады.
Известно, что Ким Чен Ун, как и его старшие братья и кузина, окончил Международную школу в Берне (International School of Berne). Когда ему исполнилось 20 (в 2004-м или 2005-м), Ким Чен Ун вернулся домой, и после этого никаких достоверных сведений о юноше не было. У Reuters есть сведения, что именно его любит больше всех Ким Чен Ир за высокий интеллект. Впрочем, у наблюдателей нет даже фотографии преемника, лишь растиражированный японскими СМИ фоторобот.
Любовь Ким Чен Ира можно отчасти объяснить тем, что младшенький поразительно похож многими своими чертами на отца: он также страдает избыточным весом (90 килограммов при 175 сантиметрах роста), он тоже болен сахарным диабетом и у него повышенное давление. Анонимные источники в КНДР уже заявили, что после назначения Ким Чен Уна в стране начнется пропагандистская компания в его поддержку.
Тихая смерть корейского сталинизма
Для того, чтобы хотя бы отчасти понять внутреннюю ситуацию в КНДР, необходимо знать, что творится за железным занавесом, покрывающем страну, по утверждению одного из экспертов, не только вдоль границ, но и горизонтально.
Северная Корея, образованная в 1948 году сыном протестантов Ким Ир Сеном, держалась на плаву в первую очередь с помощью КНР и СССР. Даже после существенного охлаждения отношений с Москвой товарищу Киму первому Кремль помогал экономически и морально. В середине 70-х была окончательно сформирована идеология чучхе (опоры на собственные силы) – персональная философия Ким Ир Сена, которая с его смертью обрела черты мистицизма ("вечный президент Ким правит народом даже из загробного мира").
В 1974 году рожденный в Советском Союзе Ким Чен Ир (Юрий Арсенович Ким) избирается членом Политбюро Трудовой партии Кореи, аналога советской КПСС. Этим его отец дал старт 25-летней пропагандистской "кимченировской" кампании. Западная пресса утверждает, что Ким Ир Сен в начале 80-х впал в старческий маразм. Потому его сын фактически руководит страной вот уже более четверти века.
Смерть Ким Ир Сена в 1994 году совпала с очень сложными временами для Северной Кореи. Крах социалистической системы, чрезмерная милитаризация страны (1,1 миллион военных на 23,5 миллиона жителей – по данным ВВС, одна из самых больших армий мира), разрыв традиционных международных экономических связей и неурожаи привели страну к голоду. В середине 90-х от этого погибло от полутора до трех миллионов северных корейцев. Да и сейчас население живет впроголодь. А еще в государстве десятки тысяч политзаключенных. Периодически проводятся публичные казни.
Когда умер "вечный президент", в стране начались волнения, а иногда и локальные военные бунты против правления Ким Чен Ира. Именно поэтому он смог окончательно воцариться лишь 4 года спустя – в 1998-м. Сейчас произошла тихая смерть корейского сталинизма – легализовано фактически мелкое предпринимательство на рынках - чанмаданах, в КНР ездят челноками тысячи корейцев, а 23 января сего года стало известно, что для жителей северной части "страны утренней свежести", наконец, стало возможным свободно приобрести мобильный телефон.
Выбор великого кормчего
В середине первого десятилетия 21 века оказалось, что в стране есть две главных гостайны – состояние здоровья товарища Кима и имя его преемника.
По отзвукам информации из этого, возможно, самого закрытого государства в мире, становится ясно, что вокруг права на наследование ведется жесткая подковерная борьба между, условно говоря, военной и экономической партиями. Пока же жизнь в стране проникнута духом милитаризма и военной идеологией сонгун.
По некоторым данным, военные в начале века ставили на старшего сына Ким Чен Нама – идеолога компьютеризации и интернетизации КНДР. Милитари-партии оппонировала группировка любимой наложницы диктатора Ко Ен Хи, "вовремя" погибшей то ли в 2003-м, то ли в 2004-м. Любовница кормчего интенсивно продвигала своего кандидата – Ким Чен Чхоля. Его же младший брат Ким Чен Ун оставался вне внимания из-за возраста.
После того, как в 2001-м Ким Чен Нам с семьей попытался по подложным панамским паспортам въехать из Китая в Японию (хотел увидеть токийский Диснейленд), он впал в немилость отца. В то же время сам Ким Чен Ир называет своего второго сына Ким Чен Чхоля "неженкой", и, тем самым, дает понять, что не рассматривает его как преемника.
В августе прошлого года в СМИ просочились слухи о втором инсульте Ким Чен Ира и его частичном параличе. Потому толки о преемнике вспыхнули с новой силой. Чтобы этому противодействовать, КНДР начала публиковать снимки своего лидера из региональных поездок. Однако не было представлено ни одного фоторепортажа, а корейские фотографы были пойманы на фотомонтаже или подлоге данных. Так, на одной из фотографий Ким Чен Ир отбрасывал тень в противоположную сторону от окружавших его солдат, а на другой шагал рядом с умершим пару лет назад генералом.
В ноябре Ким Чен Ир сменил четверть своего кабинета министров, что дало повод говорить о скором назначении преемника.
Дальневосточный секстет
8 марта состоятся очередные безальтернативные парламентские выборы. После такого события в КНДР обычно следуют значительные кадровые перестановки – будут, судя по всему, выдвинуты к власти "молодые реформаторы". Интересно, что появление в стране сотовой связи также говорит о повеявшей над "страной утренней свежести" перемен.
Этому способствует и международная обстановка. В конце прошлого века КНДР постепенно двигалась к открытости – благодаря клинтоновским дипломатам-"голубям" даже начались переговоры о визите американского президента в Пхеньян. Процесс, однако, затормозился. К власти в Белом Доме пришли республиканцы – и в 2002-м КНДР была причислена Бушем-младшим к "оси зла" из-за северокорейского ядерного шантажа.
Сейчас периодически продолжаются переговоры корейской "шестерки" (РФ, КНР, Южная Корея, Япония, США и КНДР) – ядерные программы в стране умирающего сталинизма заморожены в обмен на продовольственную, энергетическую и гуманитарную помощь из Америки, Китая, Южной Кореи и Японии.
Цели каждого из фигурантов этого секстета различны. Для США целью номер один является безопасность своих границ и Японских островов, а северокорейские ракеты, по некоторым данным, уже могут достичь Аляски. То же касается и Японии - стратегического партнера американцев в регионе.
Южная Корея, как и КНДР, если верить заявлениям ее дипломатов, стремится к объединению двух государств одного народа. Правда сейчас, когда к власти в Сеуле пришел Ли Мен Бак, сторонник жесткой политики по отношению к КНДР ("гуманитарная помощь Пхеньяну равна спонсированию тоталитарного режима"), намечающееся потепление приостановилось.
Россия также является не только соседом страны династии Кимов, но и одним из главных торговых ее партнеров. Потому урегулирование северокорейской проблемы является одной из целей российской дипломатии.
Что касается Китая, то режим Кимов фактически полностью зависит от Пекина. По мнению экспертов, китайцам с одной стороны нельзя упускать контроль над КНДР, а с другой – невыгодна смена династии Кимов. Ведь КНДР, наравне с Кубой и Китаем – одно из последних социалистических государств планеты.
Северная Корея медленно, но верно движется к детоталитаризации и открытости. Однако насколько длительным будет этот процесс и какую роль в нем сыграет Ким Чен Ун, пока что не скажет никто.