В Германии проживает 3 миллиона иммигрантов из Турции [ Редагувати ]
Рай для приезжих существует. Немецкая столица - самый многонациональный город Германии. А три миллиона жителей страны - иммигранты из Турции. Ровно 50 лет назад первые гастарбайтеры из Турции приехали в Германию. Как им живется расскажет - Татьяна Логунова.
Баранина прямо с с вертела, мелко нарезанные овощи и соус по вкусу. Все это заворачивается в турецкую лепешку - и блюдо готово. Денеры продают на каждом углу, а покупают - даже чаще, чем знаменитые немецкие сосиски.
Терен, работник турецкой закусочной:
- Сложно сказать, сколько мы продаем за день. Много. Это - здорово, вкусно и в лепешке много разной начинки.
Это мультикультурное блюдо.
Татьяна Логунова, корреспондент:
- Мультикультурное блюдо - для мультикультурной страны. Без денеров - современную Германию сложно представить. Как, впрочем, и без людей, которые это блюдо в Германию привезли. Без турков - самой большой иммигрантской общины страны.
Первые турки приехали в Германию 50 лет назад. Тогда власти ФРГ пригласили на работу граждан из других государств - чтобы они помогли отстроить страну после войны и осуществить немецкое "экономическое чудо". Договоры заключили с Италией, Грецией, Португалией и Марокко. Но больше всего гастарбайтров приехало из Турции.
Ханс Меркенс, профессор, эксперт по вопросам иммиграции и интеграции свободного университета Берлина:
- В Турции - высокий уровень рождаемости, и это страна, в которой полвека назад были большие экономические проблемы. Поэтому очень многие решили приехать на заработки в Германию. А когда контракт закончился и им предложили - либо вернуться на родину, либо оставаться - большинство - предпочли второе. И забрали в Германию свои семьи.
Мечети, вывески на турецком, в витринах - национальные наряды и кальяны. Это - Кройцберг - район Берлина, который еще называют "маленьким Стамбулом". Здесь женщины носят хиджабы, мужчины продают на рынках овощи и фрукты, а на улицах - слышна не немецкая, а турецкая речь. Политика интеграции провалилась - говорят одни, не путать интеграцию с ассимиляцией - призывают другие.
Мемет Килич депутат Бундестага, спикер по вопросам интеграции партии "Зеленые":
- Человек, как дерево. Если ему обрезать корни - на его ветках никогда не распустятся листья. Каждый сам решает, как глубоко пустить эти корни, но они должны быть. Интеграция - это соблюдение законов страны, в которой живешь. Но это - не ассимиляция.
Идеальный немецкий и современный деловой костюм. Делигез Экин - представительница нового поколения иммигрантов. Родилась в Турции, в 6 лет переехала в Германию, после 30 - стала депутатом немецкого парламента. Для нее и таких как она - почти трехмиллионная турецкая община Германии - это уже не иммигранты, а потенциальные избиратели.
Делигез Экин, депутат Бундестага, член партии "Зеленые":
- Более девятисот тысяч иммигрантов уже имеют немецкий паспорт. Тысячи - могут голосовать на выборах и влиять на немецкую политику. В парламенте - есть депутаты с турецкими корнями, один из лидеров нашей партии - родился в Турции. Пока нас мало, но я уверена, что число будет расти.
Впрочем, эксперты говорят об обратной тенденции. Спустя полвека жизни на чужбине, турки начали возвращаться на родину. Сейчас страну покидают около 10 тысяч человек в год - и снова в поисках работы и лучшей жизни.