Памяти Кабмина Азарова [ Редагувати ]

Итог парламентских выборов сказался-таки на составе правительства. 3 декабря Кабинет Азарова был отправлен в отставку полным составом. У и.о. премьера есть шансы вернуться в знакомое кресло, но "чистому" правлению весьма запоминающегося политика подошел конец. Чем же запомнятся почти три года этого правления?
Долгий полет
Торжественное увольнение всего состава Кабинета министров оптом в декабре стало практически вынужденной мерой. Регистрация первого номера партийного списка ПР Николая Азарова (впрочем, как и части его коллег) как народного депутата могла состояться только в случае отказа от занимаемой на момент избрания должности. В свою очередь, отставка премьер-министра автоматически приводит к лишению постов всех членов правительства. Посему президентский указ сенсацией в Украине не стал. Особенно в свете того, что Кабинет продолжает исполнять свои обязанности, да и возможность возвращения ряда его членов на кадровые круги своя является отнюдь не нулевой. Но в любом случае – технически эпоха беспрерывного премьерствования Николая Яновича уже закончилась.
Тщательное выстраивание вертикали власти вкупе со своеобразием и кадровой, и информационной политики в стиле "Несправляющиеся с реформами – уходят, справляющие – остаются" привели к тому, что в историю украинского политикума Николая Азаров войдет как премьер-"долгожитель". Своим портфелем он владел 999 дней, что, правда, не превышает сроков суммарного властвования Юлии Тимошенко, но пока остается "безостановочным" рекордом.
Помимо длительности пребывания на посту самого премьера и некоторых его соратников, Кабмин Азарова, скорее всего, запомнится еще и гибкостью своего состава. Изначально, в марте 2010-го, он охватывал почти три десятка человек, включая и 7 вице-премьеров. Однако первых же замен и сокращений не пришлось долго ждать. Уже в июне правительство покинул нынешний глава КГГА Александр Попов, возглавлявший МинЖКХ; в июле ушли в отставку министр экологии Виктор Бойко, главный МЧС-ник Нестор Шуфрич и гуманитарный вице-премьер Владимир Семиноженко, чье место так и осталось вакантным. Но по-настоящему глобальные изменения настигли Кабмин уже позже. После того, как Конституционный суд аннулировал политреформу-2004, полномочия Кабинета и премьера настигли некоторые изменения, а заодно правительственный коллектив потерял и "лишних" вице-премьеров – "аграрника" Виктора Слауту и "силовика" Владимира Сивковича. Затем серьезнейшим образом правительство "перетрясла" административная реформа.
В декабре 2010 года кабминовский круг был сокращен, и к моменту отставки Кабинета почти два года спустя составил 18 человек, с поправкой на совмещение вице-премьерских и министерских обязанностей. Надо заметить, что, хотя структура правительства уже принципиально не менялась, периодические смотры "несправляющихся" и укрепление других рубежей (вроде Крыма – Анатолием Могилевым или СНБО – Андреем Клюевым) оказывало существенное влияние на лицо Кабмина. За последние два года Виктор Янукович успел сменить, к примеру, "силовиков", "экономистов" и руководство Минздрава. Символично, но в целом свои кресла за 999 дней сумели сохранить лишь 9 человек: Николай Азаров, Сергей Тигипко, Борис Колесников, Александр Лавринович, Дмитрий Табачник, Николай Присяжнюк, Михаил Кулиняк, Юрий Бойко и Константин Грищенко. Примечательно и то, что пятеро из них станут нардепами Рады VII созыва, что и послужило частью официального повода для смены Кабмина.
Стабільність – досягнуто, реформи – подолано?
За неполные три года своего правления Кабинет Николая Азарова запомнится не только регулярными кадровыми перестановками, но и брендовым курсом на стабильность и реформы. Первый из пунктов поначалу давался правительству не так уж и плохо: Банковая успешно выстроила властную вертикаль, замороженное было международное сотрудничество на время оттаяло, в послекризисных 2010 и 2011 годах ВВП пусть скромно, но все-таки рос. Но увеличивающееся с течением времени число общественных протестов и существенное падение рейтинга ПР показывает, что качество стабильности "по Азарову" украинский народ устраивает далеко не во всем. Согласно данным социологической службы Центра Разумкова, с марта 2010 года по август 2012-го число людей, полностью поддерживающих действия правительства, сократилось с 25,3 до 6,5 процента, а число неподдерживающих увеличилось с 28,5 до 48,2 процента. Что, к слову, не рекорд, поскольку в декабре 2011-го этот показатель составлял 62,6 процента, уступая только пиковому кризисному сезону в марте 2009 года.
С таким уровнем доверия общества возникают вопросы не только к природе настигшей страну в предвыборной рекламе Партии регионов стабильности, но и к самой возможности безболезненно внедрять даже теоретически не самые популярные реформы. По большому счету, только часть затеянных президентом и правительством реформ увенчалась хотя бы промежуточным успехом. Так, президентская реформа судебной системы в части начинаний была "откатана" назад, а те же антикоррупционные инициативы после парламентской обработки заработали с заметными оговорками. А вот правительство, скорее всего, на долгие годы запомнится, в первую очередь, длительным и далеко не во всем успешным введением налоговой и пенсионной реформы.
История с многоэтапным вступлением в силу Налогового кодекса, место в которой нашлось и замене проекта, и затяжным акциям протеста, и президентскому вето, в конечном итоге так и не завершилась. Коррективы в правила налоговой игры продолжают вноситься, но не всегда ожидаемые и не всегда – в запланированные сроки. Так, к числу основных зависших инициатив ушедшего в отставку Кабмина можно отнести неоднократно перелицованную идею о введении налога на роскошь… Впрочем, в отдельных моментах налоговой реформе повезло больше, чем ее "коллегам" – пенсионной модернизации (у которой худо-бедно заработал только скандальный первый этап с повышением планки пенсионного возраста для женщин, увеличением необходимого стажа и некоторым ограничением предельной суммы выплат) или попытки пересмотреть порядок льгот, который обернулся возмущением "афганцев" и "чернобыльцев" и смертью протестующего в конце 2011 года.
Промедления с реформами нередко объяснялись то плохими исполнителями (не справляющимися, к примеру, с дерегуляцией), то задержками с прохождением нужных законопроектов через парламент. Впрочем, до конца правления Виктора Януковича осталось еще более двух лет, а, значит, часть из заявленных преобразований еще может быть воплощена в жизнь. Только какой именно Кабмин этим займется?..
Тарифная ТРАНШея
К первоначальным успехам Кабинета Николая Яновича можно было отнести и восстановление сотрудничества с МВФ. Как известно, программа кредита stand by подписанная фондом с правительством Юлии Тимошенко фактически исчерпала себя после того, как Кабмин, кроме прочего, так и не стал поднимать тарифы на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго. Придя к власти, соратники Виктора Януковича вступили в переговоры с потенциальным кредитором практически с тех же позиций, что и предшественники, обещая приблизительно те же реформы.
Поначалу сотрудничество устраивало обе стороны, и Киев успел получить два первых транша объемом в 3,4 миллиарда долларов (из предполагаемых 15 с лишком). Но уже весной 2011 года при очередном пересмотре программы, ее реализация была фактически заморожена. Как выяснилось позже – очень надолго. Очередными камнями преткновения стали все те же, болезненные для украинских правительств вопросы: монетарная политика (НБУ выполнил часть требований фонда, но, например, отпускать гривну в свободное плавание так и не стал), будущее Пенсионного фонда, дефицит бюджета Нафтогаза и все те же тарифы, как весомый фактор "происхождения" этого дефицита. В 2011 году правительству удалось-таки "продавить" пенсионную реформу, но этого оказалось недостаточно. Несмотря на то, что миссия МВФ неоднократно приезжала в Украину, а кредиторы с должниками регулярно обменивались оптимистичными прогнозами, ни один транш с тех пор правительство не получило. В 2011 году и начале 2012-го полуофициальная позиция Кабмина по этому вопросу вписывалась в границы "не очень-то и хотелось".
С приближением возможной второй волны кризиса, сокращением ожидаемого роста ВВП и сложностями, в реализации некоторых социальных обязательств, правительство готово встретить международный "кошелек" уже с большим энтузиазмом. Очередной визит миссии фонда запланирован на середину декабря. Будет ли он результативен – покажет время. Но Кабмин по-прежнему клянется, что тарифы останутся неизменными, а в МВФ констатируют: "Условия сотрудничества еще не обсуждались".
Альтернативный план
Еще одним памятным моментом премьерства Николая Азарова (как и президентства Виктора Януковича, пожалуй) останется развитие газовой проблемы. Приход ныне правящего лагеря к власти сопровождался заявлениями о необходимости кардинально пересмотреть "импортно-энергетическую" политику. Спорные контракты 2009 года Юлии Тимошенко уже "аукнулись" приговором к 7 годам заключения. Однако ее преемникам так и не удалось разрубить газовый "узел".
Популярное под кодовым названием "Харьковский пакт" президентское соглашение весной 2010 года обеспечило Украине 100-долларовую скидку на газ во имя задержки Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года. Но конъюнктура энергетического рынка в Газпром-версии вскоре показала, что такие льготы не могут спасти финансовое положение Нафтогаза. На протяжении последних лет газ для Украины практически всегда дорожал, и в бюджет-2013, по словам представителей ПР, Кабмин планировал заложить показатели из расчета 417 долларов за тысячу кубометров.
Неоднократные попытки сговориться с Москвой до сих пор не увенчались успехом. Украина регулярно предлагает создать трехсторонний консорциум с ЕС, передав ему управление собственной "трубой". Очевидно, в России такой вариант не считается особо привлекательным. Кремль периодически вспоминает о "белорусском сценарии" (поэтапной полной продаже ГТС), "Нафтогазпроме", но чаще всего предпочитает зазывать Киев в Таможенный союз на общих основаниях. В Кабмине подобные предложения встречают крайне осторожно, периодически нанося ответные уколы, вроде отсылок к опыту других стран защищать свои интересы в Стокгольмском арбитраже. Параллельно правительство с каждым годом становилось все более ярым сторонником альтернативы и диверсификации. Расширение угольных "горизонтов", пробудившееся внимание к альтернативной энергетике, разработка собственных запасов, договор о реверсных поставках газа из Германии, обещание активнее внедрять программы энергосбережения – к моменту отставки Кабмина работа, казалось, кипит. Но кипит не всегда в хорошем смысле: на фоне некоторых успехов серьезные промахи – вроде покупки "вышки Бойко" или скандала с подписанием договора о строительстве терминала по приему сжиженного газа – все равно не становятся менее заметными.
Гордость и радость
Если по многим направлениям успехи Кабмина вызывают обоснованные сомнения, то одним из основных успешных проектов зачастую называю подготовку к проведению Евро-2012. После "кризисного" первого этапа предварительных работ, на протяжении которого Киев заметно выбивался из графика, правительству Николая Азарова все-таки удалось мобилизовать усилия. В конечном итоге, чемпионат по-польско-украински был признан одним из успешнейших и посещаемых в истории футбольных первенств Европы. Правда, Украине ее часть обязательств далась дорогой ценой.
Изначально еще совсем другим Кабинетом министров предполагалось, что значительная часть евро-затрат падет на плечи инвесторов. С течением времени стало очевидно, что со спонсорами-энтузиастами (не считая местных хранителей-покровителей команд) в кризисные и послекризисные годы возникли серьезные проблемы. Тем не менее, после того как правящий лагерь начал наращивать бюджетное и гарантированное бюджетом финансирование спортивных и инфраструктурных проектов, Украине удалось уложиться в график, потратив на "праздник футбола" свыше 5 миллиардов долларов.
Когда порядок сумм стал очевиден, как главное утешение был предложен тезис: "Все это окупится". На деле, несмотря на то, что в июне-начале июля 2012 года нашу страну действительно посетило немалое число иностранных туристов (пусть даже не столько, сколько хотелось бы Кабмину), для того, чтобы затраты окупили себя в полной мере, потребуется много лет. С другой стороны, Евро-2012 дала Украине возможность открыть себя миру, и в некотором отношении наше государство с этим справилось. Судя по отзывам некоторых путешественников, туристический имидж нашей страны действительно для многих изменился к лучшему. С имиджем государства, правда, вышло хуже – после того, как пресса обнародовала знаменитые фото гематом Юлии Тимошенко и ряда других скандалов, отношение к украинским властям на Западе продолжило ухудшаться. До полноценного политического бойкота местной части чемпионата дело так не дошло, но и примером международного политического братания (за пределами линии Киев-Варшава) он не оказался. Но, наконец, с третьей стороны, успех, хоть и далеко не безоговорочный, масштабного проекта стал долгожданной иллюстрацией свершений Кабмина. Неудивительно, что Евро нашлось почетное место в предвыборной рекламе Партии регионов.
"Интернет-народный" премьер
Эра Азарова может запомниться не только особенностями политической или экономической стратегии, но и показательным хождением премьера в народ – пусть даже народ сетевой. Хотя непосредственное общение политиков с интернет-пользователями в ряде стран уже давно вошло в привычку, для большинства украинских "випов" – это открытие последних нескольких лет. Казалось бы, от немолодого премьера было трудно ожидать прорыва в новую реальность. Тем не менее, приблизительно с лета 2011 года Николай Азаров стал уделять немало внимания Facebook-знакомым, всячески поощряя блогерскую деятельность членов своего Кабинета.
Рассказы о нелегких премьерских буднях, свежие фото, достаточно регулярные ответы на вопросы некоторых пользователей и даже организация прямой трансляции одной из пресс-конференций исключительно силами американской социальной сети обеспечили Николаю Азарову довольно запоминающееся интернет-лицо. И все же стоит учитывать, что неувядающую популярность премьеру в Сети обеспечивает не только открытость пресс-службы новым веяниям, но и некоторые коммуникативные особенности премьера. Для того чтобы надолго остаться в памяти народной, Николаю Яновичу, похоже, хватило бы одного только неологизма "кровосиси", но своеобразие украинского произношения и подходы к подбору лексики надолго прославили теперь уже исполняющего премьерские обязанности. Не меньший, чем успехи в словообразовании, интерес вызывают и регулярные премьерские советы по поводу того, как жить лучше, пока стабильность еще не всем стала очевидна. Проверенный временем принцип "Не надо ныть, надо брать лопату и кормить свою семью", более свежая рекомендация студентам – "Молодому человеку нужно работать не на одной работе, а на двух. И никто не собирается на блюдце с голубой каемочкой предоставлять квартиру" – и многие подобные им регулярно привлекают внимание слушателей и зрителей. И вполне возможно, что Николай Азаров не перестанет радовать благодарную аудиторию своими заявлениями. Шансы отставного премьера вернуться на уже такой привычный пост немалы. Но даже если в новом Кабмине для ветерана не останется места, то вряд ли Николай Янович станет совсем уж незаметным парламентарием.