Украине дали Совет [ Редагувати ]

Еще одна контрольная точка подготовки к Вильнюсскому саммиту пройдена. 21 октября совет ЕС обсудил перспективы украинской интеграции. Решение о непременном подписании соглашения, как и обещали, принято не было. Но критерии прошли сверку. Отметив прогресс, Киеву опять посоветовали не забывать об освобождении Тимошенко.
Согласно первоначальным планам, 21 октября могло бы стать для украинских властей днем промежуточного триумфа. Ожидалось, что в этот день на заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел в Люксембурге будет одобрено решение о подписании Соглашения об ассоциации в ноябре. Но уже в октябре стало очевидно, что в намеченные рамки Киев не укладывается. После чего сначала Европарламент продлил работу наблюдательной миссии Пэта Кокса и Александра Квасьневского, а затем стало известно, что "судным днем" для евроинтеграции может оказаться другая встреча совета – 18 ноября. "В следующий понедельник, 21 октября, министры иностранных дел ЕС встретятся в Люксембурге и начнут обсуждение, соответствует Украина критериям или нет. Дискуссии будут продолжаться, но не позднее понедельника 18 ноября, на следующем Совете министров иностранных дел, решение должно будет принято", - предупреждал Петер Стано, представитель еврокомиссара по вопросам расширения.
За 10 дней до совещания президент Украины сообщил, что выполнение пресловутых критериев близится к завершению. "Украина сейчас находится на завершающем этапе выполнения программы, которую мы называем "списком Фюле", - уверял самого еврокомиссара Виктор Янукович. К "проверочному дню" Киев готовился по мере сил, рекламируя свои нынешние и будущие реформенные успехи. "10 октября в Верховной раде был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в закон о выборах народных депутатов Украины, который планируется доработать с учетом обнародованных 11 октября этого года выводов Венецианской комиссии. В этот же день Венецианская комиссия предоставила в целом положительный вывод по поводу украинского законопроекта о прокуратуре, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Верховной рады Украины", - радовались похвале "венецианцев" (которые все же приложили список пунктов, требующих корректировки) в Министерстве иностранных дел. "Заключение Соглашения об ассоциации с ЕС станет катализатором дальнейшего проведения широкомасштабных реформ, усиления демократического развития и верховенства права", - обещал непременный прорыв первый вице-премьер Сергей Арбузов. Но не каждое направление могло порадовать все заинтересованные стороны.
Накануне встречи глав МИД стран Евросоюза к числу наиболее сложных вопросов чаще всего относили проблемы с улучшением бизнес-климата и – стабильно – трудности выборочного правосудия. "Мы все еще ждет от Украины, являющейся лидером Восточного партнерства, последнего шага, который позволит ЕС подписать Соглашение об ассоциации в Вильнюсе", - говорилось в открытом письме министров иностранных дел Польши и Швеции – Радослава Сикорского и Карла Бильдта, которые собираются в ближайшее время посетить Киев. Многочисленные заявления европейской стороны едва ли позволяют усомниться в том, о каком именно "последнем шаге" идет речь. К 21 октября на кону снова стоял "вопрос Тимошенко".
После того, как Александр Квасьневский и Пэт Кокс обратились к украинскому руководству с просьбой о хотя бы частичном помиловании бывшей главы правительства, а Киев фактически возложил решение проблемы на плечи парламентариев, по мере истечения сроков "освободительная" атмосфера начала накаляться. Брюссель настойчиво напоминает украинским властям, что обязательство победить "избирательную юстицию" они на себя возложили сами. Представители правящего лагеря, в свою очередь, передают Европе спорные "приветы". "Когда приезжал Фюле последний раз, меня так и подмывало сказать: уважаемые коллеги, может быть, вы нам заплатите за три года. Это было бы логично. 12 миллиардов долларов мы переплатили за три года за газ. Да заплатите их нам, и вопросов никаких нет, и мы сразу все вопросы решим, которые есть в государстве", - пошутил было глава фракции ПР в Верховной раде Александр Ефремов. Но в ЕС, судя по всему, не видят причин для того, чтобы продолжать обсуждать "вопрос Тимошенко" на уровне "Выпустить или не выпустить". "Мы (во время визита в Украину, - "Подробности") не будем встречаться с президентом, и у нас больше нет повода проводить встречу с ним. Я встречался с ним несколько недель назад, и мое сообщение было четким, насколько это возможно", - уточнил 21 октября детали своего визита Карл Бильдт. Впрочем, большая часть сказанного министрами иностранных дел в этот день (а общий официальный документ, согласно планам, не принимался) подтверждала: свобода Юлии Тимошенко – критично значимый критерий.
Следует отметить, что за "сдвиги, по крайней мере, в двух сегментах, в которых мы нуждаемся" – подготовку изменений к закону о выборах и проекта о прокуратуре – Украину хвалили. "Есть позитивные комментарии Венецианской комиссии, и это надо воплотить до саммита. Нам нужны позитивные результаты", - отмечал министр иностранных дел главенствующей сейчас в ЕС Литвы Линас Линкявичюс. Поддержали министры Киев и на российском "фронте", снова призвав Москву не использовать торговлю "как инструмент политического давления". "Для нас важно, чтобы Украина сделала четкий выбор в пользу сближения с Европой, а не с Россией", - заявил министр иностранных дел Австрии Михаэль Шпинделеггер. "Мы были абсолютно четкими в отношении того, что должно быть сделано. И я надеюсь, что мы подойдем к Вильнюсу так, что будем способны праздновать то, что это нам удалось, и мы будем продолжать отношения так, как нам бы этого хотелось", - рассчитывает верховный представитель ЕС по вопросам внешней политикиКэтри Эштон. Но, в то же время, участники заседания на забывали напомнить: сроки поджимают, а экс-премьер еще не на свободе.
Для части членов ЕС это остается вопросом первостепенной важности. "Дело Тимошенко имеет большое символическое значение для некоторых стран-членов ЕС, и мы надеемся, что этот вопрос решится как можно быстрее. Затягивание не имеет смысла, и это становится очень рискованным", - советовал Киеву поторопиться главный дипломат Германии Гидо Вестервелле. О том же предупредил и министр иностранных дел Польши. "Я бы хотел предостеречь украинские власти в отношении голосов нескольких важных членов ЕС, говорящих о том, что без решения дела Тимошенко их страны, скорее всего, позитивного решения не примут", - указал Радослав Сикорский на Нидерланды, Великобританию и Швецию.
Украинская сторона в Люксембурге демонстрировала готовность к скорым свершениям. Вернее, надеялась на то, что эту готовность на себя возьмет парламент. "Сейчас мы говорим о том, когда и как парламент примет закон, который позволит Тимошенко покинуть места заключения по гуманитарным причинам, чтобы отправиться на лечение. Мы понимает, что парламент должен голосовать по делу Тимошенко чем быстрее, тем лучше, и лучше – в этом месяце", - признавал глава МИД Леонид Кожара. Но с парламентским согласием уже сейчас возникают проблемы.
Как стало известно, в Верховной раде "делом Тимошенко" обещают заняться безотлагательно. Но разные фракции понимают это "занятие" по-разному. "Что касается лечения, я вижу, что взаимопонимание в Верховной раде есть. Что касается помилования, такого взаимопонимания среди депутатов нет", - объяснил 21 октября Владимир Рыбак. При этом оппозиционеры, с одной стороны, озвучили уже известную позицию "Для освобождения Тимошенко новые законы не нужны", а с другой – пообещали блокировать трибуну, "если ПР не пойдет на решение этой главной проблемы". "Регионалы" же в некоторые инициативы "меньшевиков" (вроде той же декриминализации статей УК) не верят. А вот собираются ли они сами заниматься законотворчеством – так пока и неясно. "Для того чтобы решить данный вопрос, мы должны действительно собраться конфигурацией как минимум трех руководителей фракции, обсудить данную ситуацию и найти компромисс по этому вопросу. Это единственный путь решить последнюю проблему, которая остается на пути к евроинтеграции", - сообщил Александр Ефремов. Вот только компромиссную "конфигурацию", по крайней мере, пока представить сложно. А ведь манера решения "вопроса Тимошенко" для европейцев, очевидно, важна.
Часть европейских политиков (включая и оптимистично настроенную Кэтрин Эштон) говоря об избирательности украинского правосудия, нередко упоминают о важности решения проблемы в целом, публично абстрагируясь от рассуждений о непременности освобождения Юлии Тимошенко. "Речь идет не о конкретном случае. Мы хотим видеть прогресс в изменении судебной системы Украины", - так, к примеру, путь выполнения "пунктов Фюле" характеризовал 21 октября министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг. Но другие его коллеги выступили категоричнее. Так Карл Бильдт считает обсуждаемое правящими кругами ограниченное во времени лечение за границей "путешествием, но не решением ситуации". Правда, брать на себя оценку эффективности украинских предложений министры не торопятся. Эту задачу, похоже, Европа предоставит наблюдателям от ЕП.
Значимость следующего отчета миссии Кокса-Квасьневского уже неоднократно подчеркивалась – самими "миссионерами" в том числе. "Время для обеспечения жизнеспособного решения истекает. Миссия будет продолжать анализировать достижения необходимых условий, что позволит ей доложить о полном выполнении критериев для подписания соглашения об ассоциации с Украиной, которые определил Совет министров иностранных дел Европейского Союза в декабре 2012 года", - напомнили они. Тем временем о праве (или обязанности) миссии "дать зеленый свет" упомянул и Карл Бильдт. "Миссия Кокса-Квасневского будет решающей. Я хотел бы оставить оценку им. Если они дают зеленый свет, этого будет достаточно для меня. Если они не дают зеленый свет, это будет красный свет",- убежден министр иностранных дел Швеции. 23-й по счету приезд Александра Квасьневского и Пэта Кокса приходится уже на 21-22 октября. Порадует ли их Киев и Харьков уже сейчас – трудно сказать, ведь парламент еще только готовится сыграть свою партию. Время еще есть, хотя, по словам министра иностранных дел Польши, дата принятия окончательного решения "все еще является предметом для дискуссии". Но с каждым днем оно истекает.