"Итоги": Президентские шесть соток [ Редагувати ]
Пересмотр итогов приватизации, начавшийся в Крыму, не на шутку взволновал многочисленных российских инвесторов. В подвешенном состоянии оказался даже знаменитый пансионат "Глициния", который крымчане считают неофициальной резиденцией Владимира Путина, пишет Григорий Санин в статье "Президентские шесть соток", опубликованной 17 мая в российских "Итогах".
Приезд корреспондентов "Итогов" в Крым совпал с первым визитом на полуостров нового президента Украины. Виктор Ющенко планировал сорокаминутное выступление перед местным хозактивом, а вместо этого проговорил два часа. Потому что главной "повесткой дня" был вопрос о земле. О крымской земле...
- Взгляните на экономические показатели в Крыму, - сетовал Ющенко. - Слабенькие! А поглядите на дороги, кто на каких машинах едет. Роскошно! За чей счет это происходит? Я убежден: за счет растраты наиболее ценного ресурса региона - земли. И эта политика довела до того, что вам уже недоступна половина пляжей, туда вы не попадете. Охрана и табличка "Во дворе злая собака". Все, власть заканчивается!.. Практически исчезла санитарная зона, и береговая в том числе. Но я хочу убедить вас, что это только последствия. Причина в другом: мы имели слабую, непубличную крымскую власть.
Разрешить ситуацию с "золотой" курортной землей, по мнению Ющенко, может только внятная государственная оценка тех процессов, что произошли в Крыму за последние годы: "У кого сейчас земля? Какую концепцию выработать по использованию уникальных земель? Для этого, на мой взгляд, необходимо в ближайшие две недели провести заседание Совета национальной безопасности исключительно по земельному вопросу КрымаЙ Отдельно я выделяю программу "Морской берег". Я хочу, чтобы море прежде всего было доступно для крымчан. И потому я просил бы местных руководителей сформулировать концепцию этой программы".
Вид с моря...
За формулировками дело не стало. Непосредственным куратором концепции программы "Морской берег" стал свеженазначенный премьер правительства Крыма Анатолий Матвиенко. Он-то и поделился с "Итогами" своими соображениями:
- Все, что происходило в последнее время в Крыму, говорит о том, что мы действительно очень далеко зашли в бесправии, бесконтрольности и безответственности со стороны прежде всего власти. Я веду разговор о самых верхних эшелонах власти, и местной в том числе, которая никак не могла сопротивляться указаниям сверху относительно разбазаривания крымской земли. Выход сегодня один - надо успокоиться и понять, что мы настроены навести в Крыму порядок. Программа "Морской берег" предусматривает несколько этапов. Первый - введение моратория на все операции с землей и проведение инвентаризации. С учетом этого необходимо определить участки и объекты берега, которые будут приносить прибыль в бюджет и создавать рабочие места. Второй этап - определение земельных угодий под частное жилье, обеспечение этих земель коммуникациями, дорогами и, самое главное, правовым статусом. И третий - надо разобраться с заповедными зонами. На все это нам отводится не более года.
...Уютная курортная Алушта. Именно на этот город пролился в последние годы дождь российских инвестиций. И именно тут с надеждой и с тревогой ждут новых "законов о земле" от новых киевских властей. В их числе начальник управления экономики Алуштинского горсовета Вадим Попов:
- Ожидания общественности сейчас связаны с тем, что будет восстановлена справедливость и пострадают те, кто этого заслуживает. А честному человеку нечего бояться. Если все было сделано по закону, то у инвесторов нет никаких оснований для беспокойства. По поводу алуштинских объектов лично я, например, не испытываю никакого беспокойства, связанного с ожидаемыми проверками. Мы город-курорт, а потому я хочу особо подчеркнуть, что, несмотря на все проверки, наши пансионаты будут работать в обычном режиме. Совсем другое дело с инвестициями. Я вам как экономист скажу: все эти проверки формируют неблагоприятный инвестиционный климат. Однако этот шаг необходимо было сделать, чтобы показать: Украина в целом и Крым в частности возвращаются в рамки закона. Не секрет, что крупный западный капитал до недавнего времени обходил Украину стороной именно из-за непрозрачности ее бизнес-схем.
...Ялта. Вторая крымская столица, которую нередко считают первой... Кстати, именно в ведении ялтинской администрации находится скандально известный пансионат "Глициния".
15 апреля руководитель главного контрольно-ревизионного управления Украины Николай Сивульский огорошил общественность сенсацией: самая известная крымская дача советской эпохи "Глициния" была продана Российской Федерации в обход закона. По его словам, экс-руководитель госуправделами президента Украины Игорь Бакай передал движимое и недвижимое имущество "Глицинии" Международному детскому центру "Артек", а директор последнего продал объект российской стороне. По данным ГлавКРУ, в соответствии с договором между "Артеком" и российским Внешторгбанком от 12 ноября 2004 года за имущество "Глицинии" было уплачено 77,9 миллиона гривен. На момент проверки "Артек" якобы получил только 36,3 миллиона гривен, хотя договор предусматривал три месяца для завершения расчетов. Право же пользования земельным участком в 20 га, на котором расположена дача, должно перейти покупателю после заключения договора аренды. Однако на момент проверки такой договор, по данным украинской стороны, не был заключен.
Но это юридическая сторона дела. У знатоков крымской политической кухни по поводу бывших госдач NN 1-2 в Нижней Ореанде, где отдыхали лидеры партии и государства, начиная с Хрущева и заканчивая Горбачевым (пока не построили новую крымскую резиденцию в Форосе), есть своя, "подковерная" версия. Согласно ей объект, переданный в свое время государственной налоговой администрации Украины и переименованный в пансионат "Глициния", стал своего рода компенсацией прежних украинских властей властям российским за поддержку на недавних выборах кандидатуры Виктора Януковича. Согласно этой версии еще весной 2004 года высокопоставленные чиновники Украины и России осмотрели ряд объектов в Крыму на предмет продажи. И будто бы в Кремле в конце концов остановили выбор на "Глицинии". Главные же смотрины якобы состоялись спустя неделю после подписания контракта с Внешторгбанком.
Вот как звучит эта интрига со слов местных "пикейных жилетов": 12 ноября 2004 года, за десять дней до первой попытки второго тура президентских выборов в Украине, Владимир Путин в сопровождении Леонида Кучмы пересек Керченский пролив на спешно отремонтированном пароме "Ейск". Не слишком насыщенная программа крымского визита (возобновление паромного сообщения) быстро была исчерпана, после чего оба президента почти на сутки выпали из поля зрения СМИ. В Крыму утверждают, что Кучма в это время как раз и знакомил высокого гостя с "Глицинией". Напомним, что в Киеве в тот момент уже прозвучала прелюдия "оранжевой революции", кульминация которой последует через несколько недель после объявления ЦИК об избрании президентом Виктора Януковича, поддержанного Москвой.
Совпадение по времени даты покупки Внешторгбанком "Глицинии" и последней попытки команды Кучмы остановить "оранжевых" при поддержке Кремля и породило, судя по всему, эту скандальную версию. Точно так же, как и обнародованные нынешними украинскими властями детали договора о приобретении этой собственности. Они, мягко говоря, не очень выгодны продавцу: хозяйственные споры могут решаться только в московских судах, в случае расторжения договора Украина обязана выплатить штраф в размере трети стоимости объекта и т. д. Впрочем, весь этот политический "компромат" не ставит под сомнение юридическую легальность самой сделки. Любопытно, что в официальных документах крымской прокуратуры, расследующей факт продажи "Глицинии", возникла странная путаница. Покупателем пансионата в Киеве почему-то упорно назывался не Внешторгбанк, а Внешэкономбанк. Возможно, украинские чиновники и в самом деле не видят разницы между двумя этими уважаемыми кредитными организациями, в связи с чем, однако, в будущем вполне могут возникнуть непреодолимые юридические сложности. И все же создается впечатление, что в ситуации вокруг "Глицинии" эти "мелочи" для украинской стороны не принципиальны. Ключевых понятий тут лишь два: "российская собственность" и "прежняя украинская власть", собственность поделившая. В одних случаях перевешивает первое, в других - второе. В ситуации с "Глицинией" все переплелось самым причудливым образом.
...На проходной "Глицинии" насмерть стоит украинский милиционер, который, видимо, даже не догадывается, чью собственность он столь ревностно охраняет. Показываем удостоверения и просим "хоть одним глазком взглянуть или переговорить с руководством". Милиционер неумолим: "Вчера корреспонденты с телевидения пытались договориться с руководством, так их знаете куда послалиЙ" Догадываемся, куда... А потому решаем зайти со стороны моря. Рейдовый катер "Мисхор" резво отчаливает от пирса и через 20 минут замедляет ход напротив "Глицинии". На причале сосредоточенно орудуют метлами две работницы в синих комбинезонах. Жилые корпуса утопают в зелени. Со стороны моря отчетливо видно, что чуть ли не каждый метр прибрежной зоны застроен частниками. Кое-где даже смело забетонирован спуск к морю, что, кстати, является грубым нарушением экологических требований к прибрежной зоне.
Сорванная "Глициния"
После морской прогулки мы возвращаемся в Симферополь, чтобы побеседовать с главным героем крымской войны за собственность - заместителем генерального прокурора Украины, прокурором Автономной Республики Крым Виктором Шемчуком.
- Виктор Викторович, что же происходит сейчас в курортном комплексе Крыма - очередной передел или же действительно устанавливается пресловутая диктатура закона?
- Я хочу сразу успокоить российских инвесторов: никакой реприватизации по принципу "грабь награбленное" здесь не будет. Если люди честно и законно на соответствующем рынке приобрели землю и имущество санаторно-курортного комплекса, то это их собственность. В Украине, так же как и в России, чтут частную собственность. Никто ни у кого собственность путем каких-то внеправовых методов забирать не намерен. Это крайне важно, потому что более половины вложенных в черноморское побережье средств на сегодняшний день - деньги все-таки российские.
Местная прокуратура считает, что ей уже удалось выявить теневые схемы, при помощи которых совершалось "перераспределение" курортной земли. Чиновники государственного управления делами президента Украины якобы выбирали те объекты, которые имели очень высокую рыночную стоимость, и брали их на свой баланс. Затем в соответствии с указом президента (Кучмы, естественно) реализовывали эти объекты в качестве "нецелостного имущественного комплекса". В большинстве случаев недвижимость присоединяли к Международному детскому центру (МДЦ) "Артек", а потом перепродавали на сторону уже как артековское имущество. Эта схема, по словам прокуроров, работала довольно долго, но основной пик ее использования пришелся на вторую половину 2004 года. По такой же схеме, как утверждают в Киеве, была реализована и злополучная "Глициния".
Будущее пансионата весьма туманно. Виктор Шемчук уверяет, что речь идет вовсе не о том, чтобы завтра какими-то внеправовыми методами забрать его у Внешторгбанка. У этого объекта, говорит Шемчук, есть реальная рыночная стоимость, которая, по мнению прокуратуры, при совершении сделки была занижена. То есть оценивалось имущество, но при этом не оценивалась земля. Оценивались здания и сооружения, но без стоимости земельных угодий, пляжной зоны, противооползневых сооружений и так далее.
Президент Ющенко, выступая в Симферополе, в отношении пансионата высказался так: "Украина заинтересована иметь на своей территории базу отдыха для российских высокопоставленных лиц, но все должно быть в рамках закона". Примерно в том же ключе, но уже более конкретно, рассуждает и Виктор Шемчук. Он убежден, что Внешторгбанк должен сам быть заинтересован в том, чтобы все оформить по закону и доплатить по той реальной рыночной стоимости, по которой сегодня оценивается земля на побережье: "Если при оформлении сделки была какая-то коррупционная схема, о чем нам пока, к сожалению, ничего не известно, тогда пусть банкиры заберут деньги у мздоимцев и пустят их на законное оформление земли. Мы ждем их в цивилизованном правовом поле, милости просим!"
Что думает по этому поводу Внешторгбанк, выяснить нам не удалось. Официальный представитель банка Наталья Никифорова заявила "Итогам", что "пока ВТБ предпочитает воздерживаться от комментариев".
В московских и крымских курилках шепчутся о том, что страсти вокруг "Глицинии" - чуть ли не личный выпад Ющенко против Путина. В крымской прокуратуре ситуацию комментируют так: "Это никоим образом не касается отношений Украины и России. Уголовное дело возбуждено в отношении наших должностных лиц, и, сколько бы мы ни расследовали это уголовное дело, мы никогда не перейдем грань между гражданско-правовыми отношениями и уголовным преследованием. Закон нарушили именно граждане Украины, и отвечать перед законом будут эти же самые граждане".
Поделим и переделим
Мы поинтересовались у Виктора Шемчука, не ощущает ли он давления на себя лично или на следствие. Ведь совершенно очевидно, что расследование злоупотреблений в Крыму может привести следствие к очень высоким чиновникам в администрации бывшего президента.
- Я прекрасно понимаю, - сказал он, - что люди, в отношении которых проводится расследование, занимали и занимают очень высокое положение в политике, в том числе и международной. Мне кажется, что эти люди просто еще недооценивают той опасности, которая грозит им в рамках этого расследования. Они считают себя неприкасаемыми. Напрасно. Мы, кстати, готовы к тому, что на нас будет оказываться давление, но пока мы его не ощущаем.
Действительно, до недавнего времени курортный бизнес в Крыму имел преимущественно теневой характер. Большинство объектов регистрировалось не как объекты рекреационного комплекса и курортной сферы, а как жилые дома, лодочные гаражи, офисы каких-то предприятий и так далее. В действительности же там предоставлялись курортные услуги, в том числе и требующие обязательного лицензирования - медицинские услуги, жилплощадь для отдыхающих и прочее. Все это делалось в первую очередь с целью уклонения от уплаты налогов. Сегодня подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией занимаются вскрытием этих схем, в том числе и таких, куда были вовлечены чиновники, которые "крышевали" этот бизнес. Естественно, оперативников интересуют не участковые, на что-то закрывавшие глаза, а лица, которые за взятки незаконно давали землеотводы и разрешения на строительство в пляжной и курортной зонах.
Власти Крыма уверяют, что проверки большинства санаториев не угрожают покою туристов. Пансионаты не станут закрывать, у них не будут арестовываться счета. Прокуратура особо отмечает, что она не возбуждает уголовные дела против санаториев, она возбуждает их против конкретных должностных лиц.
В то же время никто сегодня в Крыму не может дать гарантии того, что и на этот раз закон восторжествует. "Никто не поручится, - говорит Виктор Шемчук, - что на смену одному аферисту и авантюристу не придет другой. И еще неизвестно, какой из них окажется хуже. Но правоохранительная система Украины в ходе последних политических баталий получила самое главное - политическую волю. Именно поэтому и стало возможно расследовать схемы многомиллиардных хищений через МДЦ "Артек" и другие объекты санаторно-курортного комплекса и привлекать к уголовной ответственности коррумпированных сотрудников правоохранительных органов и даже судей".
Ну а пока массовые проверки законности сделок на рынке крымской курортной недвижимости спровоцировали обвальное падение цен в этом секторе. По оценкам специалистов, земля на побережье подешевела в среднем в два раза, а рекреационные сооружения - в три. Говорят, на местных риелторов произвело особо сильное впечатление следующее заявление Виктора Ющенко: "Я хочу купить как президент шесть соток уникальной крымской земли, но я хочу это сделать публично и честно. Чтобы в меня потом пальцем никто не тыкал!" Интересно, на кого это он намекал?
Крым - Москва
Из заключения прокуратуры Автономной Республики Крым, составленного по итогам последних проверок курортного комплекса:
"В ходе проверок выявлены многочисленные нарушения законности, допущенные по вине должностных лиц, в их числе бывшего руководства Госуп-равления делами, а также созданного на его основе государственного предприятия "Укринвестстрой". Вследствие указанных нарушений были незаконно отчуждены в пользу коммерческих структур, в том числе и иностранных, как целостные комплексы, так и отдельные объекты либо иное имущество таких общеизвестных санаториев, как "Форос", "Днепр", "Зори Украины", "Гурзуфский", "Пушкино", "Черноморский", "Глициния". Убытки государственным интересам по предварительным оценкам превысили 85 млн. гривен. В апреле 2004 года Всеукраинскому благотворительному фонду "Профессионал" на неконкурсной основе без согласования с Фондом госимущества Украины продано недвижимое имущество государственных предприятий "Пансионат Пушкино" и отдельные объекты санатория "Гурзуфский". Ущерб интересам государства составил почти 22 млн. гривен. Указанные операции были тесно взаимосвязаны с отчуждением пансионата "Глициния", бывшей государственной дачи N 1. В ходе многоступенчатой операции пансионат в 2000-2004 годах передавался в аренду Государственной налоговой администрации Украины, а затем в ведение Госуправления делами. В конце 2004 года пансионат как составная часть МДЦ "Артек" был продан Внешэкономбанку России..."