Демаркация абсурда [ Редагувати ]

Состоявшееся вчера в Минске заседание Совета министров иностранных дел стран СНГ по всеобщему признанию стало самым бесплодным за всю историю Содружества. Однако если обсуждение проблем СНГ не принесло никаких результатов, то на уровне связей между Украиной и Россией наметился прогресс в одном из принципиальных вопросов двухсторонних отношений последних лет. Речь идет о демаркации границ между двумя странами.
Маркируй-не маркируй...
Демаркацией границы называют проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками. Она проводится после делимитации, то есть описания линии прохождения границы на картах. Делимитацию Украина и Россия завершили уже несколько месяцев тому назад, соответственно, сегодня есть все формальные основания для того, чтобы начать процедуру демаркации Приятно, что о готовности сторон приступить к этому процессу сообщил сам глава МИД РФ Сергей Лавров. Ведь до недавних пор российские дипломаты тщательно избегали этой темы; а заявления тех, кто не избегал, сложно было назвать дипломатичными. Так, помнится, как посол РФ в Украине Виктор Черномырдин на вопрос, почему Россия не желает проводить демаркацию границ, в своем весьма эмоциональном стиле ответил: "Мы не позволим провести проволоки и возвести заборы между нашими народами!" Хочется надеяться, что потом Виктору Степановичу объяснили, что демаркация с возведением вышеупомянутых инженерных сооружений общего не имеет.
По словам Сергея Лаврова, непосредственно вопрос демаркации границ будет рассмотрен во время его ноябрьского визита в Киев, где он встретится с Борисом Тарасюком. Два министра уже обсуждали этот щекотливый вопрос в мае сего года на встрече в Брюсселе, где решили приступить к демаркации как можно скорее. Однако вскоре после этого стороны приостановили все действия в этом направлении. И вот теперь процесс, кажется, снова пошел. Думается, не последнюю роль здесь сыграли и памятные брюссельские заявления Виктора Януковича о нежелании Украины присоединиться к Плану действий относительно членства в Североатлантическом альянсе. Ведь не секрет, что российские дипломаты частенько рассматривают существующие по поводу украинской границы вопросы как гарантию невступления нашей страны в НАТО - в Альянс не берут государства с неурегулированными "пограничными" проблемами.
Теперь одной проблемой станет меньше. Однако особо радоваться по этому поводу отнюдь не следует. Во-первых, в НАТО в ближайшие года 3-4 вообще вряд ли пригласят - "спасибо" Януковичу. Во-вторых, до сих пор не делимитирована украинско-белорусская граница - "спасибо" Лукашенко. В-третьих, Украина и Россия все никак не договорятся по Азову; к тому же в любой момент Москва может реанимировать свои претензии на остров Коса Тузла или тот же Крым - "спасибо" Путину.
Тем не менее, демаркация границ чрезвычайно важна для восприятия того или иного государства на международной арене. Да и для внутренней жизни страны она тоже имеет немалое значение. Помните, сколько было шуму, когда пограничники выкопали на границе с Россией "антиконтрабандный" ров? Жители Луганской области были просто в шоке. А некоторые российские дипломаты тогда сильно возмущались: дескать, границы нет (не обозначена, то есть), а ров украинцы копают; а может, копают они его уже на нашей территории?!
Демаркация границ позволит в будущем избежать подобных эксцессов. Однако на быстрое ее завершение надеяться не стоит. Во-первых, не исключены очередные задержки с российской стороны; и во-вторых, сама по себе демаркация - мероприятие сильно растянутое во времени. Еще в мае помощник председателя Госпогранслужбы Борис Трегубов предположил, что процесс демаркации границы с Россией займет не менее шести лет. При этом стоит помнить, что речь идет лишь о сухопутном участке украинско-российской границы. Вместе с тем переговоры по азово-керченской проблеме продолжают буксовать.
По справедливости или "по-братски"?
Проблемы с размежеванием границ Украина имеет практически со всеми сопредельными республиками бывшего СССР, а также с Румынией. Вопрос делимитации континентального шельфа с Румынией и определения статуса острова Змеиный будет решаться в Международном суде в Гааге. До сих пор не началась делимитация границ с Беларусью. Обозначен на местности 552-километровый отрезок границы с Молдавией, однако неизвестно, как будет проходить граница на 452-километровом участке с Приднестровьем. Ну, а самые сложные переговоры традиционно проходят со стратегическим партнером - Россией.
Вот уже более года позиции сторон в вопросе разграничения азово-керченской акватории остаются неизменными. Киев настаивает, чтобы Москва подтвердила линию границы, существующей еще с советских времен. Россияне же выступают категорически против признания линии границы, зафиксированной решениями властей Краснодарского края РСФСР и Крымской области УССР еще в 1973 году в качестве административной и признанной государственной Верховным Советом России в 1993-м. В Москве, где высказывается озабоченность сохранением свободы прохождения российских кораблей из Черного моря в Азовское, предлагают провести границу по Керчь-Еникальскому каналу. При этом российские дипломаты до сих пор отказываются однозначно признавать украинской территорией остров Коса Тузла.
Еще одна проблема состоит в том, что в делимитации границы в Азове россияне постоянно пытаются отойти от общепринятых международных норм и изобрести велосипед. Доходит до абсурда: они то предлагают признать Азов "внутренним морем" двух стран, то хотят применить дискриминационный принцип "модифицированной срединной линии", то собираются организовать какие-то "прибрежные зоны национальной юрисдикции". В общем, делают все, чтобы не делить Азовское море так, как это нужно сделать по мировым стандартам. И проблема тут лежит не в политической плоскости (мол, не гоже Великой России уступать "самостийной Малороссии"), а в экономической. Ведь если решать вопрос по справедливости, а не "по-братски" то Украине достанется до 62% Азова - причем с наиболее выгодными для рыболовецкой деятельности зонами.
К тому же Москва пойдет на многое, чтобы лишить Украину перспектив получения альтернативных источников нефти и газа с перспективных месторождений Азово-Керченского бассейна. В акватории Азовского моря открыто 120 перспективных месторождений нефти и газа. Бурить скважины для добычи газа, нефти удобнее с суши, в частности и с Тузлы. Намного дороже и сложнее это делать со специальных морских платформ. А если Украина отдаст России остров Коса Тузла, то государственная граница пройдет значительно западнее нынешней административной. В таком случае огромная площадь акватории перейдет к России.
В этой ситуации радует только одно: после брюссельского демарша Януковича Украина получила возможность более жестко отстаивать свои национальные интересы. Теперь над отечественными дипломатами не висит дамокловым мечем "угроза" приглашения страны в НАТО. Ведь тогда пришлось бы во многом уступить российскому шантажу, чтобы решить азово-керченскую проблему. Правда, сегодня, когда Кабмин и Верховная Рада усиленно претендуют на право формировать внешнюю политику Украины, нет никакой гарантии, что Азов не станет очередной разменной монетой, которой правительство Януковича заплатит за российский газ - за "привилегию" покупать его даже не по 95, а уже по 130 долларов.