54 года назад была образована ФРГ [ Редагувати ]
5 июня 1945 года верховная власть на территории Германии перешла к странам-победительницам - Советскому Союзу, США, Великобритании и Франции. Их главная цель согласно Лондонскому протоколу от 12 сентября 1944 года и последующим договоренностям заключалась в осуществлении полного контроля над Германией.
Стабильности Центральной Европы нельзя было достичь без экономической стабильности Германии. Поэтому сравнительно быстро Рузвельт отверг пресловутый план Моргентау (сентябрь 1944 года), по которому германская нация в будущем должна была заниматься только земледелием и быть разделенной на северо-немецкое и южно-немецкое государства.
Однако между державами победительницами все больше нарастали разногласия. Минимальный консенсус был достигнут лишь по вопросу о сохранении четырех оккупационных зон в виде экономических и политических единиц. Не только урегулирование репарации, но и привязка четырех зон к различным политическим и экономическим системам привели к тому что "холодная воина" проявлялась в Германии острее, чем где бы то ни было в мире. Тем временем в отдельных оккупационных зонах началось создание германских партий и административных органов. Весьма быстро и при жестком регламентировании проходило это в советской зоне оккупации (СЗО). Уже в 1945 году там были разрешены партии и сформированы многие центральные административные органы.
Несхожесть господствующих систем на Востоке и Западе, а также весьма различное проведение репарационной политики в отдельных зонах привели к блокаде общегерманской финансовой налоговой сырьевой и производственной политики, следствием чего явилось совершенно различное развитие регионов.
На фоне все большего превращения Советской зоны оккупации в коммунистическую диктатуру англичане и американцы стали активизировать восстановительные процессы в своих зонах.
Речь государственного секретаря Бирнса 6 сентября 1946 года в Штутгарте зримо обозначила поворот событий. Сталинская оккупация и границы Польши были охарактеризованы им, лишь как временные. По его концепции, в западной Германии изменилась суть военного присутствия западных союзников: оккупационная п контрольная власть превратилась в "защитную". По инициативе Великобритании и США и после преодоления сопротивления Франции была, наконец, создана Тризония как единое западное экономическое пространство. Опасность дальнейшего советского продвижения на запад после государственного переворота в Праге 25 февраля 1948 года побудила в конечном счете и Францию придерживаться союзнических интересов. Идеи Бирнса наглядно отразились в заключении Брюссельского договора (17 марта 1948 года, а затем и в Североатлантическом договоре (4 апреля 1949 года).
Такое договорное сообщество могло функционировать только в том случае, если бы западная Германия была единым политическим и экономическим целым. В соответствии с этим на Лондонской конференции (23 февраля - 3 марта, 20 апреля - 1 июня 1948 года) Франция, Великобритания и США, а также страны Бенилюкса, впервые подключенные к этому процессу, договорились о создании единого государственного устройства в западных оккупационных зонах.
20 марта 1948 года на 82-м заседании Контрольного совета советский представитель маршал Соколовский потребовал предоставления информации о лондонских переговорах. После того, как его западные коллеги дали уклончивый ответ, Соколовский покинул заседание Контрольного совета и уже не вернулся.
В то время как западные державы были заняты разработкой рекомендаций западногерманским премьер-министрам по созыву конституционного собрания, Сталин использовал введение в обращение немецкой марки на западе (денежная реформа 20 июня 1948 года) в качестве повода для блокады Западного Берлина с тем, чтобы присоединить его к советской зоне оккупации.
В ночь с 23 на 24 июня 1948 года были блокированы все наземные коммуникации между западными зонами и Западным Берлином. Прекратилось снабжение города электроэнергией и продовольственными товарами из СЗО. До 12 мая 1949 года снабжение Западного Берлина обеспечивалось по воздушному мосту, организованному союзниками. Такая очевидная привязанность к Берлину как к форпосту западной политики и образа жизни, а также демонстрация Америкой своей силы способствовали развитию сотрудничества с оккупационными властями на западе Германии.
Иностранную помощь из Америки (программа GARIOA) западная Германия получала уже с 1946 года. Но только программа борьбы с "голодом, бедностью, отчаянием и хаосом" (план Маршалла) позволила добиться решительного сдвига в восстановлении экономики (в 1948-52 годах была получена помощь на сумму 1,4 миллиарда долларов США).
В то время как в СЗО продолжалось обобществление промышленности, в западной Германии после проведения денежной реформы все больше утверждалась модель "социальной рыночной экономики" (Альфред Мюллер-Армак, 1947 год). Новое экономическое устройство, с одной стороны, должно было воспрепятствовать "заболачиванию капитализма" (Вальтер Эйкен), с другой - не допустить централизованного планового хозяйства как тормоза творческой активности и инициативы. Это экономическое устройство было закреплено в Основном законе (Конституции) и дополнено принципом правового и социального государства, а также принципом федеративной структуры Федеративной Республики Германии.
Причем выработанная конституция сознательно именовалась Основным законом, чтобы подчеркнуть ее временный характер. Окончательная конституция должна была быть принята только после восстановления единства Германии. 23 мая 1949 года Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного закона.
В Основной закон, естественно, были включены многие замыслы западных оккупационных держав, которые 1 июля 1948 года ("франкфуртские документы") поручили разработку конституции премьер-министрам западногерманских земель. Вместе с тем в нем был учтен и опыт Веймарской республики. Конституционное собрание на Херренхим-3ее (10-23 августа 1948 года) и Парламентский совет в Бонне (65 членов, делегированных ландтагами, провели первое заседание 1 сентября 1948 года), которые разрабатывали Основной закон, обязывали в нем будущие правительства, партии и прочие политические силы придерживаться принципов предупредительной правовой защиты.
Все стремления ликвидировать свободный демократический строй, всяческие попытки сменить его правой или левой диктатурой считаются с тех пор достойными наказания и запрета. Следуя этому принципу, ФРГ в статье 23 ("европейской статье") Основного закона взяла на себя обязательство обеспечивать в рамках единой Европы соблюдение принципов демократии, правового государства, социального и федеративного устройства.
Эти обязательства - прямая реакция на уроки, извлеченные в период диктатуры национал-социалистов. Многие "политики первого часа", пережившие беды и притеснения при этой диктатуре, сразу же после 1945 г, включились в активную политическую деятельность и привнесли в строительство новой Германии демократические традиции периода 1848 и 1919 годов, а также "восстания совести" 20 июля 1944 года.
В глазах всего мира они олицетворяли уже "другую Германию" и пользовались уважением оккупационных властей. Неповторимые черты новому партийному ландшафту западной Германии придали такие деятели, как первый федеральный президент Теодор Хейс (СвДП), первый федеральный канцлер Конрад Аденауэр (XДС), Людвиг Эрхард (XДС), этот "инициатор экономического чуда", а также такие крупные лидеры оппозиции от СДПГ, как Курт Шумахер, Эрих Олленхауэр или гражданин мира Карло Шмидт. Шаг за шагом расширяли они права Федеративной Республики Германия на участие в мировой политике и ее политическое влияние (оккупационный статус, Петерсбергское соглашение, членство в ГАТТ, вступление в Европейское объединение угля и стали).
В июле 1951 года Великобритания, Франция и США объявили об окончании состояния войны с Германией. СССР последовал этому примеру в январе 1955 года.