75 лет назад в Москве открыли метро [ Редагувати ]
75 лет назад главной новостью в советских газетах стало открытие Московского метрополитена - первого в СССР. Открытие, правда, было неофициальным: первыми пассажирами стали делегаты седьмого Всесоюзного съезда Советов. Простые москвичи смогли прокатиться под землей только в мае. О метро прошлого и будущего - Лариса Задорожная.
Под землёй товарищ крот
До ушей раззинул рот,
Электричество гудёт,
Под землей трамвай идёт.
Метро в поэзии - это строчки Маяковского. Оно на плакатах - "Даёшь стране метрополитен". И на экране - в кинохите "Добровольцы".
В Москве метро могло появиться еще до революции. Первый проект был разработан в 1901 году. Но городская дума его не приняла. Самым надежным и прибыльным видом транспорта тогда считался трамвай.
"Метрострой" - важнейшая государственная стройка. Это постановление правительства. За 4 года построили 13 станций. Невиданные темпы.
Николай Шумаков, главный архитектор института "Метрогипротранс":
Бесконечно выделялись деньги на строительство, тогда это была одна из сказок советского союза, например, как высотные дома.
Это первый билет на поездку в метро. На клочке бумаги - надпись "Метро имени Кагановича". Он - отец-основатель Московской подземки. Но в 55-м построят Ленинградскую - и присвоят имя Ленина. Так в СССР быть не должно, - решили в правительстве. И столичное метро срочно переименовали - тоже в имени Ленина. А это самый первый турникет, через который проходили пассажиры.
Константин Черкасский, директор Народного музея Московского метрополитена:
Что касается этих первых опытных турникетов, то они были отправлены в Киев на фуникулер. Поэтому, кстати говоря, жетоны 35 года от тех опытных турникетов проще найти в Киеве, чем в Москве.
Метро - не только транспорт, но и государственная тайна. Существует так называемое "Метро-2". Засекреченная сеть тоннелей. Известно только, что она связывает командные пункты, правительственные бункеры и аэродромы.
Через 75 лет - в московском метро уже 180 станций. И почти каждая - произведение искусства. Иностранцы ходят сюда, как в музей. А москвичи переиначивают существующие названия на свой лад. Измайловскую на английский IsMyLove-ская". "Фили" переделали в "Пили". Вместо "Пионерской" - "Пиво мерзкое".
Достаётся и архитектуре. Особенно собакам пограничников на станции "Площадь Революции". Отполировали так, что пора менять!
Константин Черкасский, директор Народного музея Московского метрополитена:
Им уже носы протерли до дыр. На самом деле, появилась традиция среди студентов, чтобы сдать экзамен. Но наши люди если начинают делать что-то, то от всей души. Сейчас там даже бабушки ходят, которым точно экзамены сдавать не нужно. И трут.
Сегодня темпы строительства - уже далеко не ударные, - вздыхает главный вдохновитель московской подземки. Последние станции строили втечении лет 20. Но зато современные архитекторы мечтают о таком, что первопроходцам - даже не снилось.
Николай Шумаков, главный архитектор института "Метрогипротранс":
Пусть ко мне туда солнце спуститься. А в каком виде это будет, будем думать, будем стараться. Это случиться рано или поздно.
Лариса Задорожная, Виталий Коваленко, "Подробности", Российское бюро телеканала "Интер".