В Британии исчезает традиция двухпартийного парламента [ Редагувати ]
Жителям Великобритании приходится привыкать к мысли, что веками существовавшая традиция двухпартийного парламента может исчезнуть. На минувших выборах в привычную борьбу за власть консерваторов и лейбористов вмешалась третья сила - либерал-демократы.
Да так, что теперь они стали членами правящей коалиции, а лидер партии Ник Клегг - получил должность первого вице-премьера. Клегг - потомок русских аристократов, его предки Закревские владели родовым поместьем в Полтавской области. Об украинском следе в британском правительстве - Ирина Тымчишин.
Создание коалиции на Туманном Альбионе чем-то напоминало свадебный переполох. В роли невесты оказались либерал-демократы - партии, которая на выборах финишировала третьей. Ее лидер Ник Клегг получил сразу два предложения руки и сердца. От победивших на выборах, но не набравших большинства консерваторов и отставших, но жаждущих сохранить власть лейбористов.
Ради своей цели лейбористы даже согласились пожертвовать лидером - премьер Гордон Браун официально заявил, что оставит руководство партией. Но так и не дождавшись положительного ответа от Клегга, Браун - а вместе с ним и лейбористы, которые управляли страной 13 лет, ушли в тень. Коалиция создается партиями консерваторов и социал-демократов. Момент триумфа - лидер консерваторов 43-летний Кэмерон получает благословение королевы на формирование правительства и торжественно въезжает на Даунинг-стрит, 10 как самый молодой британский премьер за последние 200 лет.
Дэвид Кэмерон - премьер-министр Великобритании:
Наш парламент находится в подвешенном состоянии, где у ни одной из партий нет большинства. Поэтому я намерен сформировать полноценную коалицию с либерал-демократами и работать вместе с Ником Клеггом в интересах нации.
В ходе предвыборной кампании лидер консерваторов неудачно пошутил - мол, самый худший сценарий для меня, если Клегг станет вице-премьером. Слишком уж разные взгляды у политиков. Но в результате, именно так и вышло. Пожатием рук партнеры демонстрируют - враждебность и противоречия остались позади.
Дэвид Кэмерон - премьер-министр Великобритании:
У нас был выбор - либо создать правительство меньшинства, либо договориться друг с другом о поддержке в парламенте. Но мы оба сочли эти варианты неприемлемыми. Такое правительство могло бы продержаться максимум полгода или год. А мы хотим стабильности.
Ник Клегг - вице-премьер-министр Великобритании:
Мы прекрасно понимаем, что пошли на риск и что многие воспримут наш альянс скептически. Но я верю, что наша коалиция сможет жить долго - несмотря на различия, которые существуют между нашими партиями.
Ради коалиционного правительства обоим политикам пришлось пересмотреть свои взгяды и забыть о некоторых предвыборных обещаниях. Так, в угоду консерваторам Ник Клегг отказался от своей цели сближения с ЕС и перехода Британии на евровалюту. Кэмерон тоже пошел на немыслимую для его партии уступку - заявил о готовности провести референдум по альтернативной избирательной реформе. А это может стать первым шагом к замене существующей мажоритарной системы на пропорциональную и привести к концу двухпартийной монополии в британском парламенте.
Хайвел Нельсон - представитель Общества по реформе избирательной системы Великобритании:
Британцы привыкли считать, что стабильным и успешным может быть только однопартийное правительство. Но в последнее время число сторонников пропорциональной системы растет. На ее основе избираются местные парламенты Шотландии и Уэльса. Избиратели убеждаются, что двухпартийная система теряет эффективность и что коалиции - это не так уж страшно. Если тандем консерваторов и либерал-демократов будет работать хорошо, это станет решающим шагом к переменам.
Коалиция при власти на Туманном Альбионе - явление чрезвычайно редкое. Десятилетиями в Великобритании попеременно правят то лейбористы, то консерваторы. Последний раз правительство национального единства создавали во время Второй мировой при Уинстоне Черчилле. Сегодня политических оппонентов также объединил общий враг - экономический кризис. Страна в полушаге от новой рецессии - на этот раз куда более серьезной, чем та, из которой она недавно выкарабкалась. Государственный долг Великобритании превышает 160 миллиардов фунтов стерлингов, а безработица достигла рекордной за последние 15 лет отметки - 8-ми процентов. По мнению экспертов, чтобы спасти экономику, коалиции придется пойти на драконовские меры.
Айан Бегг - профессор Лондонской школы экономики и политологии:
Уже в этом году новое правительство обещает сократить госрасходы на шесть миллиардов фунтов стерлингов. Министрам придется затянуть пояса - ведь экономить начнут именно с них, зарплаты госслужащим урежут на 5 процентов. Кроме того, планируются значительные кадровые сокращения в аппарате правительства. Кэмерон намерен действовать жестко, как в свое время его кумир Маргарет Тэтчер.
Пока что на Даунинг-стрит 10 царят любовь и согласие. Британская пресса называет Кэмерона и Клегга братьями-близнецами - настолько похожи их манеры, жесты и даже биографии. Они - одногодки, закончили самые престижные университеты страны - Оксфорд и Кэмбридж. К тому же, в жилах политиков течет голубая кровь: Кэмерон - потомок короля Вильгельма четвертого, а предки Клегга - русские аристократы Закревские.
Вот оно - фамильное поместье политика, в селе Березовая Рудка в Полтавской области. В 18-м веке дворец принадлежал Игнатию Закревскому - прапрадеду Ника Клегга. Шесть лет назад в Березовую Рудку наведались отец и брат британского вице-премьера.
Николай Скалий - житель села Берёзовая Рудка:
Спілкувалися, повечеряли так, по-українськи, це їм сподобалося - гостеприїмність наша, ну а тепер, вже знаючи, зовсім інше відношення, трошки гордість є, шо наше українське коріння такі висоти, в Європі, шо в таких державах з демократією, пробилися на такі висоти і коріння ж наше - березоворудьське.
Николай Васильевич провел для Клегга экскурсию по селу. Показал и имение, и фамильный склеп: в этой пирамиде упокоились несколько поколений Закревских. Но в 20 веке усыпальницу разграбили и даже пытались снести. О том, где жили его предки, вице-премьер Британии знает только по рассказам отца. Сам он приехать не смог. Но родственники оставили в местном музее несколько его фотографий. Теперь на ней изображен не просто лидер зарубежной парти, а первый вице-премьер Великобритании.
Ирина Тымчишин, "Подробности недели", телеканал "Интер".