Безналичный контроль [ Редагувати ]

В Украине разыгрался новый "уголовно-финансовый" скандал. Налоговики проявили острый интерес к WebMoney, практически заблокировав работу этой системы в нашей стране. А в Национальном банке ситуацию встретили предсказуемо спокойно. Впрочем, в последнее время государство пытается все чаще и плотнее контролировать расчеты граждан.
Финансовая веб-несвобода
В начале лета систему электронных платежей в Украине залихорадило. 12 июня выяснилось, что Министерство налогов и сборов добилось блокирования на счетах WebMoney порядка 60 миллионов гривен, а накануне в киевском офисе компании были проведены обыски. Чуть позже стали известны конкретные претензии налоговиков. Оператора электронных расчетов подозревают в нарушении сразу двух статей Уголовного кодекса: 200-й (незаконные действия с документами на перевод, платежными карточками, электронными деньгами, оборудованием для их изготовления) и 209-й (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем). "В рамках плана мероприятий по детенизации экономики Миндоходов усиливает контроль над деятельностью платежных систем и в целом по операциям с использованием электронных денег на предмет соблюдения норм украинского законодательства", - объясняли в министерстве то ли причину, то ли повод для интереса к популярной платежной системе.
Затруднения WebMoney, клиентами которой в Украине являются более двух с половиной миллионов человек, привели к панике на рынке. Поначалу руководство компании пыталось утешить пользователей и 12 июня заверяло, что "все транзакции по платежной системе WebMoney в настоящее время осуществляются в полном объеме". 14 июня центральный офис WebMoney официально назвал украинские проблемы "недоразумением". Но в Киеве признали: хотя внутри системы операции проводятся, с обналичкой гривенных платежей из-за действий налоговой могут возникать сложности.
Пока ситуация зависла в воздухе, специалисты советуют клиентам системы рассматривать обходные пути спасения своих средств. "Чтобы это сделать (снять деньги со счета, - "Подробности"), им нужно внутри самой системы перевести гривны на другие Web-единицы – русские рубли или доллары, перевести эти деньги на банковскую карту и так их вывести", - рекомендует президент Ассоциации участников электронного бизнеса Украины Юрий Чайка. Но даже возможность решить точечно решить конкретные задачи не спасает положение дел в целом. Похоже, что у WebMoney в Украине проблемы начались всерьез и надолго. Что неминуемо ударит по рынку в целом.
В самой компании претензии госструктур отвергают полностью. "Утверждение официальных источников о том, что система WebMoney используется для уклонения от уплаты налогов, абсурдно, поскольку уплата налогов и сборов является обязанностью каждого конкретного гражданина или субъекта хозяйствования, независимо от того, какую именно форму расчетов они используют для получения доходов – наличные деньги, безналичные деньги либо иные финансовые активы", - опровергают там одно из обвинений. Со вторым дела обстоят несколько сложнее, потому что трактовки происходившего у "истца" и "ответчика" расходятся заметно.
Забота правоохранителей о законности операций с электронными деньгами основывается, в том числе на том, что собственно этими деньгами WebMoney в Украине оперировать не могут. НБУ в этом отношении категоричен: "На сегодня НБУ не предоставлял разрешительных документов относительно деятельности WebMoney Transfer или выпуска электронных денег WebMoney Transfer... WebMoney Transfer не имеет права осуществлять свою деятельность в Украине". Сложность связана с тем, что сравнительно недавние изменения в законодательстве достаточно жестко прописали, что в нашем государстве может считаться электронными платежными средствами, кто может их эмитировать и как именно Нацбанк может это разрешать. В списке лицензированных регулятором эмитентов WebMoney действительно нет. Но в компании подчеркивают, что при нынешних условиях их в нем и быть не может. Лавируя между законодательными нормами, руководство WebMoney считает свой продукт не электронными деньгами, а лишь своего рода долговыми обязательствами, которые можно покупать и продавать. "Переход прав требования от гаранта к пользователю или обратно сопровождается движением и учетом WMU ("электронные гривны", - "Подробности") на кошельках. Таким образом, WMU сами по себе не являются деньгами, платежным инструментом, финансовым активом или товаром, а являются средством учета ПТ (прав требования, - "Подробности"). WMU существуют в виде электронных записей в базе данных системы WebMoney и отражают переход ПТ (дебиторской задолженности), который происходит в "реальном мире", - гласит официальная позиция WM. Вот только, как оказалось, что такие тонкости Миндоходов пока не волнуют. И еще неизвестно, заинтересуют ли они суд.
"Большой брат" все посчитает
Блокирование действия системы WebMoney даже на короткое время (а тем более, если работа компании в Украине будет прекращена) существенно осложняет положение дел во многих сферах: начиная с интернет-коммерции, заканчивая разного рода денежными переводами – будь-то оплата услуг фрилансеров или родственные денежные "передачи". В то же время, независимо от исхода дела, внимание к куда более анонимно-непрозрачной, чем "обычные" банковские платежи, системе со стороны правительственных структур выглядит предсказуемо. И не только потому, что споры между WM и НБУ длятся давно. В последние месяцы власти все сильнее интересуются доходами и тратами украинцев.
Стремление найти в работе WebMoney (электронные "не-деньги" которой, действительно, могут не всегда и не во всем использоваться с безукоризненной оглядкой на законы) нарушения норм УК, в принципе, соответствует заданной миссии: срочно спасти экономику от "тенизации", которая является ее неотъемлемой характеристикой уже десятилетиями. Но, с другой стороны, предупреждение о том, что правила игры для электронных денег могут быть пересмотрены – прозвучало заранее.
Примечательно, но за полмесяца до возникновения проблем у WebMoney в НБУ объявили, что центробанк планирует ограничить расчеты в электронных валютах. "Общая сумма электронных денег, на которую осуществляются операции в течение месяца, не должна превышать 25 тысяч гривен, за исключением, когда сумма в 8 тысяч или более погашается в течение того же месяца по требованию пользователя", - говорилось в проекте поправок к действующему положению центробанка. Кроме того, регулятор не прочь и установить довольно жесткие границы для обналичивания электронных денег. Что и усиливает контроль в этом сегменте, и дополнительно "обезналичивает" рынок.
Инициативы, ужесточающие оборот денег в Украине, следуют чередой. НБУ утвердил-таки ограничения для наличных расчетов при заверяемых нотариально сделках. Ожидается, что с 1 сентября 2013 года "налом" в Украине можно будет пользоваться только в тех случаях, когда сумма отплаты не превышает 150 тысяч гривен. При этом в Нацбанке уверены, что такой подход только во благо – никому не помешает (что спорно), а экономике только подсобит. "Привлечению в финансовую систему денег населения послужит внедрение инициатив, способствующих дальнейшему укреплению доверия к банкам, активизации безналичных расчетов, повышению эффективности инвестирования средств населения, расширению перечня надежных инвестиционных инструментов. В частности, рост безналичных расчетов увеличит поступления финансовых ресурсов субъектов национальной экономики в банковскую систему и повысит ликвидность банков. Деньги, которые находятся за пределами банковской системы, частично переместятся на счета банков, что позволит предоставлять кредиты с меньшей процентной ставкой и послужит ресурсом для кредитования экономики, как следствие это будет стимулировать рост ВВП", - уверены в просветлении будущего в НБУ.
"Спасение экономики" и "повышение ликвидности банков", кроме прочего, обернется масштабной деанонимизацией крупных сделок и, соответственно, облегчит администрирование налогов и сборов. А оное, по всей видимости, входит в число топовых целей Нацбанка и Миндоходов. Во всяком случае, в пользу этого говорит и мечта о всеобщих декларациях, и различные проявления острого интереса к движению средств у населения. Подобную картину усиливающегося контроля расцвечивают и другие действующие или только запланированные инициативы власти. Среди них, например, уже вовсю работающая идея о покупке валюты с паспортом наперевес, отказываться от которой Национальный банк Украины не собирается. Да и несостоявшийся пока "налог на депозиты" ушел недалеко. С другой стороны, воду на мельницу схожей конструкции льет и желание ведомства Александра Клименко пожестче взяться за сбор подоходного налога с переводов заробитчан. Если учесть, что в 2012 году последние влили в экономику страны больше, чем иностранные инвесторы, ход мысли "крепких хозяйственников" выглядит логично. Правда, одобрение со стороны населения от этого вряд ли увеличится.
Официально правящий лагерь из года в год держит курс на стимулирование экономики и улучшение качества жизни граждан. К эффективности (и непротиворечивости) такого подхода регулярно возникают вопросы – судя по уровню доверия к Кабмину. Тем не менее, правительство в ряде своих начинаний вполне последовательно. Особенно в тех случаях, которые затрагивают профильные и для когда-то главного налоговика Николая Азарова, и для руководства нынешнего финансового блока КМУ интересы. Именно поэтому конфликт вокруг WebMoney привлекает внимание специалистов. Ведь многое зависит от того, чем он обернется: актом устрашения одного игрока или большими переменами для рынка электронных денег в целом.