"Подвиги" цыганской банды Края [ Редагувати ]

Клетку в зале Николаевского областного суда пришлось перемонтировать для того, чтобы вместить всех обвиняемых по делу банды Края. Само же обвинительное заключение зачитывали полтора месяца. Одной из жертв группировки стал Винницкий цыганский барон - бандиты вынесли из его дома золота на миллион гривен. В деле объемом в 32 тома - 4 убийства и 13 разбойных нападений.
Летом 1999 года в городе Николаев, на берегу Южного Буга отдыхающие нашли мужчину, у которого были тяжелые травмы. Медики установили, что к нему применяли пытки. Спустя несколько дней врачи разрешили оперативникам побеседовать с пострадавшим.
Выяснилось, что этот человек - ювелир. Он был похищен, когда возвращался с роботы домой. Преступников интересовали золото и деньги. Мужчина сразу рассказал, где находится и то, и другое. Но бандиты решили, что ювелир чего-то не договаривает и прибегли к пыткам. Из дома его матери были украдены все ценности. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело, которое в последствии получило название - дело банды "Края".
В 97 году в Николаевской области была совершена серия разбойных нападений. Но тогда еще милиция не предполагала, что к преступлениям причастны одни и те же люди. Правда, небольшие подозрения возникли после того, как выяснилось, что во всех эпизодах фигурирует машина определенной марки. Однако окончательной уверенности в том, что в области орудует банда, у оперативников не было, поэтому уголовные дела объединять не торопились. Расследование продвигалось туго до тех пор, пока в поле зрения работников милиции не попал сын местного авторитета - цыгана по кличке Край. Впрочем, сам Край и его семья уже не раз привлекали внимание сотрудников Управления по борьбе с организованной преступностью.
Виктор Мироненко, заместитель начальника отдела по борьбе с преступными группировками УБОП УМВД в Николаевской области: "Она достаточно известная в Николаеве. Цыганская семья занималась перепродажей, скупкой золота, перепродажей автомобилей. При открытии лицензий на работу с ломом черного метала цветного они пытались себя найти в работе этого бизнеса, потому она была в поле зрения оперативных работников и отслеживалась постольку поскольку".
Этим бизнесом и сейчас занимается младший брат Края. Он был косвенно связан с другой бандой, которую давно уже обезвредили. Вообще, краевская группировка - с тремя бандформированиями. Одна из них - группа таджиков. В свое время родственница Края вышла замуж за таджика. Тот начал приглашать к себе в гости друзей и приятелей. В Украине им понравилось. И обстановка поспокойнее, и люди безобиднее. Приезжие сняли квартиру, а промышлять стали грабежом. "Южные парни" успели отличиться серией налетов в Николаевской, Херсонской и Винницкой областях. Но уже через несколько месяцев работники местного УБОПа обезвредили группировку, а бандитов привлекли к уголовной ответственности.
Случившееся обеспокоило семью Края. Милицию они явно недооценили. И, тем не менее, отказываться от преступного промысла, никто не собирался. Впрочем, неудачный опыт родственника в создании группировки - учли. И старший сын Края сколотил новую банду.
Однако истинным лидером являлся глава семьи. Людей, которые вошли в группу, Край решил проверить в деле. В Николаевской области бандиты совершили серию налетов. В ходе криминального дебюта отработали методы слежения за жертвой, и переговоров с ней.
Все это время в бандиты были уверены что их главарем является сын Края. О том, кто на самом деле в доме хозяин, члены группировки узнали лишь после того, как были повязаны, что называется кровью. Вряд ли Краю вообще хотелось светиться перед рядовыми бандитами. Роль своеобразного "тайного советника" - привлекательна. И власть такая же и доказать принадлежность к банде сложнее. Может папа и не взял бы на себя неблаговидную роль явного главаря, но доверять младшему поколению благосостояние семьи он, видимо, не решился. Ведь как собственные сыновья, так и племянник для руководства, тем более бандой не подходили.
Виктор Мироненко заместитель начальника отдела по борьбе с преступными группировками УБОП УМВД в Николаевской области: "Сын одного - наркоман, второй же сын у него имеется - тоже наркоман. Занимался у него было изнасилование грабеж лично им совершенные в отношении наркоманов".
Расследование преступлений банды ускорилось после случая в Умани. Бандиты попытались совершить нападение на местного жителя, но тот оказал сопротивление. Мужчина отстреливался из двухстволки, причем, достаточно метко. Один из бандитов был ранен. Милиция не дала им уйти из города. Были задержаны все участники неудавшегося налета.
Виктор Мироненко заместитель начальника отдела по борьбе с преступными группировками УБОП УМВД в Николаевской области: "Один из нападавших был ранен из ружья потерпевшего в район бедра - промежности, в процессе отработки... Мы знали, что это ближайшее окружение, но прямых доказательств у нас не было. Как оказалось потом, это была часть банды Тумко, которая вышла из нее по причине недовольства самим Краем. Почему? Потому, что сами преступники участники банды были недовольны распределением самой прибыли с разбоя. Ввиду этого они вышли из банды".
При обыске у них изъяли пистолет. Оружие отправили на экспертизу. Вскоре следствие располагало выводами специалистов. Оказалось, что владельца ствола с 1998 года разыскивала милиция. В городе Николаев во время одного из бандитских налетов из этого оружия было совершено убийство.
Андрей Клысс сарший следователь прокуратуры Николаевской области: "В 98 году, в начале года, было убийство в корабельном районе города было совершено разбойное нападение на семью, состоящую из мужчины женщины и двух детей малолетних. В 1999-м это убийство было раскрыто. Четыре лица ворвались в дом в четыре утра в масках с оружием, стали требовать 50 тысяч долларов. Вскочили дети. Один из детей, 9 лет было мальчику, подбежал к одному из нападавших и сорвал с того маску. Он ударил этого ребенка. Бросилась мать его защищать, он в присутствии двоих детей застрелил ее из пистолета..."
Дальнейшая проверка задержанных дополнила выводы экспертов. Отпираться было бесполезно, арестованные начали давать показания. Тогда и выяснилось, что оружие выдавалось самим Краем. Оно подбиралось тщательно, для каждого нападения. На одних шли с обрезами. Незваный визит другим наносился с пистолетами. Кроме того, бандиты начали рассказывать об эпизодах, не зарегистрированных милицией. Нападения, о которых до тех пор не знали стражи порядка, совершались на богатых цыган. Потерпевшие не обращались в милицию. И не только потому, что заявлять о кражах и разбоях - не в цыганских традициях. Была куда более весомая причина. Многие из тех, кто пострадал от "краевских" бандитов занимались наркоторговлей и скупкой краденого.
Виктор Мироненко заместитель начальника отдела по борьбе с преступными группировками УБОП УМВД в Николаевской области: "Часть из них занималась поставками мака в город и сбытом мелким оптовикам. Сами они, как правило, екстранированный опий не изготавливали а торговали так называемой "соломкой". Часть занималась скупкой краденного золота там у наркоманов. Изымались у этих лиц золотые изделия лом. В отдельных случаях это были просто слитки сплавленные из золотых изделий".
Следователям было не совсем ясно, почему задержанные решили сдать лидера группировки и столь подробно рассказывать об эпизодах, которые не фигурировали в милицейских сводках. Когда их попросили объяснить свои действия, выяснилось, что в банде - раскол. Часть бригады Края - недовольная своей долей в награбленном - покинула главаря и ушла на так называемые "вольные хлеба". Но при планировании разбоев, они пользовались ранее полученной у Края информацией. В общем, нападали на тех же, но уже ни с кем не делились.
Это был второй промах в кадровой политике бандитов. Но умерить собственную жадность Краю не пришло в голову. Пошли по более простому пути. Пополнение вместо ушедших начали набирать из людей попроще. С более скромными аппетитами. Вторая, оставшаяся под крышей Края команда, продолжала совершать разбои с применением оружия. Но УБОП уже приступил к плотной разработке группировки, и вскоре, по оперативной информации был задержан старший сын Края.
Виктор Мироненко заместитель начальника отдела по борьбе с преступными группировками УБОП УМВД в Николаевской области: "У него был изъят пистолет ТТ с боевыми патронами, было возбуждено уголовное дело по статье 222 части первой. Здесь мы увидели участие Тумка старшего".
Обосновано беспокоясь о судьбе сына, отец попытался договориться с милицией. Было от чего понервничать. Сын ведь наркоман, а в следственном изоляторе дозу взять неоткуда. Зависимость сына была проблемой для врачей, параллельно пришлось лечить великовозрастное чадо от последствий длительного употребления наркотиков. А вот отцу в попытках договориться не мешали, но вели так называемое оперативное сопровождение. Постепенно выявлялись другие участники бандформирования. Таким образом, на банду собралось достаточное количество оперативных материалов. Хуже было с прямыми доказательствами. И тут оперативникам снова помог случай. Очередная жертва оказала бандитам сопротивление.
Виктор Мироненко, заместитель начальника отдела по борьбе с преступными группировками УБОП УМВД в Николаевской области: "В одном из районов города - это частный сектор - было совершено нападение, где хозяин ранил нападавшего, хотя сам потерпевший не видел этого. Оперативная информация это подтвердила. Сразу были задержаны 5 человек, и с ходом дальнейшего следствия, выявлялись другие эпизоды".
Дальше сама судьба гнала бандитов на нары. Пока задержанная пятерка давала показания, у группировки сорвался еще один налет на квартиру в Николаеве.
Уверенные не смотря ни на что в собственной безнаказанности, во время налета бандиты нарвались на офицера Управления по борьбе с организованной преступностью. Так случилось, что УБОПовец пришел с супругой в гости к соседям. Его привлек уж очень странный шум в соседней квартире. Дальше все развивалось более чем стремительно. Поняв, что происходит, офицер выскочил на лестничную площадку и прямо у дверей столкнулся с бандитами. Стрельба из табельного оружия окончательно убедила одного из злоумышленников сдаться. Второму удалось скрыться с места преступления, однако вскоре и он был задержан.
Таким образом милиции удалось установить состав банды, ее структуру. Выяснили и то, каким оружием располагают бандиты. Арестованные ничего не утаили - назвали имена подельников, указали пути сбыта награбленного, подробно рассказали - где, когда и как совершались нападения. Когда преступникам приходилось действовать за пределами Николаевской области, их обязательно сопровождала женщина. Именно она под плащом прятала оружие. Расчет бандитов был прост и точен. Если группа и вызовет подозрения у милиции, вряд ли станут обыскивать женщину.
Отдельно нужно остановиться на методах роботы бандитов. Перед налетом они получали подробнейшие инструкции касаемо состава семьи жертвы. Цыганские семьи многочисленны. Но бандиты точно знали, сколько в семье женщин, детей. На что способен глава семьи, есть ли в доме оружие. Сколько из потерпевшего можно выбить денег, золота. Для этого составлялся своеобразный психологический портрет. Главным образом с целью выяснить, на чем человек ломается. Одних пытали, превращая в инвалидов. К другим, если у потерпевших были дети, применялось иное воздействие. Например, к голове ребенка могли приставить пистолет. После такого зрелища родители, как правило, отдавали все. Если же потерпевшие пытались оказать сопротивление, их просто убивали. Были и более грязные методы давления на жертву.
Андрей Клысс, старший следователь прокуратуры Николаевской области: "Там, в процессе разбоя, был такой эпизод, что один из нападавших угрожал совершением изнасилования потерпевшей. Но не довел до конца свой умысел. В процессе следствия потерпевшая отказалась давать заявление, и не захотела привлечение его к уголовной ответственности".
Выяснились и другие подробности, поразившие оперативников. То, что объекты нападения выбирались самим Краем, было известно. Сначала это делал его сын. Но после главарь сам наводил своих подчиненных. Более того - иногда лично предварительно осматривал дом жертвы. Это было несложно - все пострадавшие были очень хорошо знакомы с главарем. Звучит дико, но группа нападала на родственников и близких Края. И делала это по его же собственному приказу.
Среди жертв банды были люди, считавшие его другом. Более того, уверенный в своей власти в цыганском мире, Край позволил себе нападение на дом цыганского барона, хотя сам он бароном не является. Нельзя сказать, что Край не боялся своей жертвы или мести других цыган. Очень боялся. Потому во время нападения барона попытались убить. Медики спасли его. А грабеж этот для бандитов был самым удачным. Он составляет третью часть всего награбленного бандой.
Андрей Клысс, старший следователь прокуратуры Николаевской области: "В городе Винница совершили разбой на цыганского Барона. Там у него похитили большее количество золотых изделий на сумму около миллиона гривен. Хотели совершить его убийство, однако цыганский барон выжил".
После, многие его жертвы обращались к нему за помощью в розыске похищенного. Рассказывали ему о своих планах на будущее. Искали защиты.
Андрей Клысс, старший следователь прокуратуры Николаевской области: "Они часто встречались там на свадьбах всяких днях рождения и тому подобное. Вражды между ними не было. Они после преступлений встречались, общались, делились своим горем. Только вот после их задержания стало известно им, что они организовывали нападения на них разбоев".
Истины ради следует указать, что цыган в этой банде было только двое - Край и его старший сын. Остальных они набирали из славян. Не удивительно, ведь главарь в качестве жертв выбирал в основном цыган или людей, имевших с цыганами деловые отношения, например, вышеупомянутого ювелира, который, напомним, после перенесенных издевательств остался инвалидом.
Андрей Клысс, старший следователь прокуратуры Николаевской области: "Остальных они брали из славян. По принципу - чтоб были, наверное, сильные физически и как можно меньше мозгов - по этому принципу. Часть из членов банды ранее судимые, часть в первый раз привлекаются".
Банду брали не сразу. Всю группу обезвредили в течение полугода. Одних перехватывали при попытке покинуть Николаевскую область. Других прямо по месту жительства. А вскоре сотрудники УБОПа наведались домой к Краю. Его задержание проходило спокойно - без погонь, преследований и засад. Он был доставлен в прокуратуру, где ему было предъявлено обвинение по всем эпизодам, в которых участвовала его группа. Его привлекали, как организатора.
Андрей Клысс, старший следователь прокуратуры Николаевской области: "В августе 33 тома уголовного дела было направлено в Николаевский апелляционный суд, для рассмотрения по существу. Сейчас идет процесс судебный, и суд определит виновность этих лиц и меру наказания каждому".
С первого дня Край не признает себя виновным, более того, отрицает сам факт знакомства с участниками банды. Во время следствия он попытался даже симулировать душевное расстройство. На следствие постоянно осуществляют давление, Делается это, правда, по-цыгански. Женщины кричат, кидаются на конвой, собираются возле суда табором в поддержку.
Андрей Клысс старший следователь прокуратуры Николаевской области: " Это будет решать суд. Я считаю, что вина Края доказана полностью".
Банде предъявлено обвинение в 4 убийствах 3 покушениях на убийство и 25 разбойных нападений. Когда программа была уже почти готова, стало известно, что милиция задержала племянника Края. Он похитил ребенка и требовал у родителей за его освобождение выкуп - 50 тысяч долларов США.
Дело можно считать завершенным. Дальше будет только приговор. Но все же оперативники не исключают, что, уже в ходе судебного заседания, могут всплыть и другие преступления, о которых молчит преступная группа и ее главарь. И обвинительное заключение по делу этой криминальной семьи объемом почти в 800 страниц, которое зачитывали в зале суда полтора месяца, пополнится еще одним эпизодом, имевшим место в истории деятельности банды Края.
Три года банда Края крепла, проникала в города и сёла, укореняясь повсюду. В её составе находилось более 20 боевиков. Но стоило нам вступить в прямую схватку с бандитами, разгромить их - и сделан реальный шаг к верховенству права, диктатуре равного для всех закона. Это - не первый шаг, и за ним последуют другие. Надо было принять вызов на поле противника и именно там его разгромить. Жизнь подсказывает: только открыто приняв вызов - можно победить.