Скульптор Владислав Грицюк: Просто делаю так, как чувствую [ Редагувати ]
Творения, украшающие самые престижные галереи Европы и Америки, рождаются в обычном спальном районе Киева. В его небольшой мастерской собраны только "знаковые" вещи: антикварный мраморный стол, старинные стулья с высокими, напоминающие императорские кресла, спинками, множество различных горшочков, зеркала девятнадцатого века и, конечно же, собственные работы. За тем, как в руках мастера рождаются произведения искусства, наблюдают святые, изображенные на старинных иконах.
В Украине имя Владислава Грицюка, как говорят, широко известно в узких кругах. Зато в Европе и Америке он чувствует себя, как рыба в воде. Говорит, что за рубежом его бронзовые скульптуры ценятся больше, чем на родине. Один из хитов мастера - джазовая композиция - находится в частной коллекции директора Венской оперы, еще одна скульптура - у президента одной всемирно известной спортивной фирмы.
"Многие сравнивают меня по технике с Сальвадором Дали"
- Неужели в Киеве ваши работы не продаются?
- Почему же, вот недавно одному бизнесмену очень понравилась скульптура "Джазовая композиция". Он решил украсить ею свой дом. И не только украсить, но и использовать скульптуру вместо... вешалки. А почему бы и нет? Но я считаю, что искусство нельзя рассматривать, как товар. Это же не шампунь, не напиток... Хотя многие мои коллеги активно занимаются раскруткой своего имени, а потом продают работы за бешеные деньги. Я же этим не занимаюсь. Моя жена, профессиональный рекламист, давно подбивает меня на какие-то акции. Но я этого не приемлю.
- Как же тогда продвигать себя в Европе?
- Там проще: лучше показать хорошую работу, чем много говорить о ней. Жена директора Венской оперы, которая работает в одной из самых престижных галерей в центре австрийской столицы "Каренина", часто спрашивает: "Как тебя представлять?" Я отвечаю: "Не меня, а мои работы, их стилистику". Она только плечами пожимает, так и не может определиться, в каком же стиле я работаю.
- Как вы сами определяете свой стиль?
- Я и сам его еще не знаю... Раньше ведь тоже спорили, к какому направлению отнести Пикассо - к кубизму, реализму? Сальвадора Дали, хотя он и считал себя сюрреалистом, представители этого направления не считали своим. Говорили, что он слишком реалистичен. Если художник во время работы думает о каком-то "изме", это уже не искусство. Я никогда не задумывался, в каком стиле творю. Просто делаю так, как чувствую, как вижу мир... Многие сравнивают меня по технике с Сальвадором Дали.
- Наверное, это приятно...
- Но я изначально никогда не пытался втиснуть себя в какие-то рамки. За это и поплатился. В институте меня обвинили в абстракционизме и попросили взять академический отпуск на неопределенное время. Был жуткий скандал... А разгорелся он из-за, на мой взгляд, безобидной работы "Старик и море". Я осмелился показать ее на выставке, посвященной Ленинскому комсомолу. Прибежал мой профессор, орет: "Что ты такое принес?.. Срочно забирай свою рыбу, не порть экспозицию!"
Потом я повез свою работу в Америку, "Рыбу" выставляли в самой престижной галерее Чикаго. Это была единственная работа, которую купили. На полученные деньги я мог приобрести новую машину или квартиру в Киеве. Для меня это была колоссальная сумма! Моя "Рыба" также понравилась американскому обществу Хемингуэя. Общество купило скульптуру (всего их у меня три) и предложило стать его почетным членом. Правда, я должен каждый месяц вносить по 25 долларов. А где я их мог тогда взять?
"Когда после 11 класса я решил стать скульптором, мой преподаватель очень жалел, что я оставил живопись"
- Ваш отец Михаил Грицюк был известным киевским скульптором.
- Он умер, когда я был еще на первом курсе. Я пошел по его стопам. Хотя сначала увлекался живописью. Мои работы брали на все художественные выставки, а первые картины украшали школьные стены.
- С первого класса?
- Ну, не с первого - с пятого... Знаете, когда после 11 класса я решил стать скульптором, мой преподаватель очень жалел. Говорил, что я подавал большие надежды именно как живописец.
- Может, мы еще увидим и выставку картин?
- Живопись и скульптура... Многие художники часто занимались этим параллельно: Микеланджело, Пикассо... И у меня часто руки тянутся к кисти. Очень много идей!
- Что-то я не вижу в мастерской холста и красок!
- Сейчас все свое вдохновение и время отдаю скульптуре. Почти живу в мастерской. Сплю по восемь часов в неделю. Могу и вовсе не спать. Когда приходит творческий азарт, я вижу будущую работу с закрытыми глазами. Даже эскизы не делаю. Работаю по маленьким рисункам, а потом импровизирую. Многие мои коллеги считают, что это неправильно и довольно сложно.
Но это очень интересно. Появляется свобода. Это как джаз - никаких рамок, полная свобода! Благодаря импровизации родилась и моя "Джазовая композиция".
- Это одна из самых знаменитых ваших скульптур...
- Можно сказать, мой стокилограммовый хит - аж четыре повтора! Четвертая копия стоит у меня в мастерской.
- Как долго приходится трудиться над скульптурой?
- В азарте я работаю месяца два. Это очень долго. Но что поделаешь, быстро стокилограммовую скульптуру не сделаешь. С одной стороны, это хорошо - можно проявить больше фантазии, быть единственным в своем роде. С другой, из-за объемности и веса мои работы трудно транспортировать. Когда летел на выставку в Вену, загрузил весь багажный отсек самолета. Это больше 600 килограммов чистой бронзы. Перевозчики на компьютере составляли схему расположения ящиков со скульптурами.
Перед выставкой в Вене я работал над третьим повтором скульптуры "Старик и море". Никак не мог остановиться. Мне все казалось, что работа не закончена. Привел жену: Нора, посмотри... А она говорит: "Да все в порядке... Чего ты еще хочешь?"
Думаю, мне пора переходить на японский метод работы. Ставить лимит времени: не успел закончить - бросай и начинай другое. Так получается продуктивнее. Иногда нужно отступать от начатого. Жизнь проходит быстро. На каждую работу тратить месяцы непозволительно. Ведь вместо одной своей скульптуры я мог бы сделать десять небольших. Раньше мог работать до бесконечности... Сейчас чувствую, что это меня просто измотало. Физически. Я не мог уже видеть "Рыбу"... Просто впадал в стресс!
- Как расслабляетесь после стресса?
- Очень тяжело! Работаю в основном ночью. Часто засиживаюсь до утра. Чувствую, что физически уже "готов", а мозги еще работают! В такие моменты очень тяжело уснуть. Чтобы расслабиться по-настоящему, мне надо хоть один день не работать или куда-то уехать. Раз в год я так и делаю.
Лилия Музыка, "Факты"