Гребцы на галерах или Силиконовая долина в Украине [ Редагувати ]

Отток специалистов за границу, включая hunting, неоптимизированное налогообложение, нестабильная ситуация в стране, низкий уровень подготовки специалистов и, как следствие, неблагоприятный фон для инвесторов.
Крупные аутсорсинговые компании боятся говорить вслух о серьезных проблемах во избежание еще большей шаткости ситуации, но тем не менее, реальность такова, что без освещения данных проблем и нахождения путей решения впереди ждет тупиковая зона. Как отмечают специалисты из компании SEO-Artist, это лишь немногие из тех проблем, что тормозят развитие IT-индустрии в Украине:
НАЛОГИ
Часть специалистов отмечают, что суть все же не в высокой налоговой ставке. К примеру, в Австралии налог для нерезидентов до 40%, сколько в уверенности в завтрашнем дне, надежности государственной машины, способной обеспечить этой процентной ставкой соответствующее качество жизни и условия на долгие годы вперед. Когда у нас в стране, по словам одного из уехавших работать в США, "горизонт планирования крайне короткий".
Проблематичное ведение СПД, уже не говоря о закрытии, ограничения на валютном рынке, когда, к примеру, в Беларуси этот процесс происходит намного проще и лояльнее, свидетельствует о недружелюбности к развитию сферы информационных технологий.
Евгений Элланский, PM украинской стартап-команды, обозначил выход кардинально: "Менять надо всю страну. Нужна реально работающая система налогообложения: всех граждан автоматом зачислять в ФОП на едином налоге. Запретить любые темы про "мои налоги бухгалтер уже заплатил и меня не интересует сколько там было, я все получаю уже чистыми". Это пережитки социализма, когда люди привыкают к заботе государства и начальства, избегая принимать ответственные решения за себя. Каждый декларирует свой доход и платит налог лично, система должна быть простой и прозрачной. Это отрезвит все отрасли и быстро". Хотя сам Евгений менять страну не стал и переехал во Львов из Севастополя после оккупации, продолжив работать в Украине.
КАЧЕСТВО
Также отмечается "перегретый" рынок в сочетании с дефицитом ресурсов. По сути, аутсорсинг сводится к количеству программистов, которых можно задействовать и это при том, что специалистов высокого класса в Украине мало. О качественных характеристиках отдельный разговор, один из IT-специалистов (США) отмечает: "Сейчас многие сеньоры не знают GoF паттерны и придерживаются позиции: "я пишу код, а думают пусть другие2. В итоге не могут пройти интервью к более или менее серьезному клиенту." При этом оплату труда такой специалист ожидает на уровне американского коллеги.
Таким образом неадекватные запросы заработных плат являются также одной из проблем, поскольку "тут рынку активно копается яма, причем всеми игроками: крупные конторы выставляют за услуги американского размера часовую ставку и ставят на проект побольше джунов. С самостоятельной разработкой продукта не справляются и потом начинаются мучения с анекдотами "вот если бы нам дали точную спецификацию, то мы бы сделали как надо", в то время когда заказчики ищут команды которые могут писать спецификации сами. Большие конторы все время пытаются вырваться из этой ловушки, но с переменным успехом", - утверждает Евгений Элланский.
У нас "так называемые IT-специалисты очень часто сильно перекошены и не доделаны, если говорить об интеллектуальном продукте. Ограниченный почасовой фриланс "сделал и забыл", аутсорсные "бодишопы", известные как лидеры IT-рынка, воспитали "инвалидов".
Программеры часто хотят быть просто высокооплачиваемыми исполнителями, от которых не требуется инициативы и ответственности (кроме как за качество кода и сроки): "дайте задание я его сделаю и всё", а зачем и куда это все потом девать - пусть думает заказчик. Популярны т.н. "гребцы на галерах" с готовностью грести на любой галере, где больше платят", - с возмущением говорит Евгений. Но к таким поставщикам некачественной рабочей силы относятся с недоверием и крайне настороженно, потому заметна тенденция обязательного личного контакта со специалистом, начиная с собеседования и в течении всего проекта.
Пессимисты (или реалисты?) говорят о том, что IT, как такового, у нас нет, а есть "фабрика по шаблонному производству контента", имея в виду контент в широком понимании этого слова, включая код, дизайн - программный продукт в целом.
В целом, все также сходятся на мысли, что нашему специалисту не хватает soft skills и этому не учат в школе. А уж про уровень знания английского языка и упоминать не стоит, проблема озвучена давно и не только в области IT.
ОБРАЗОВАНИЕ
Отдельно выделю проблему специализации: во-первых, профессиональная узконаправленность нашего специалиста, когда в Европе и Америке спрос на специалистов широкого профиля, с возможностью переключаться между технологиями и часто без привязки к конкретному языку программирования. Плюс не хватает навыков презентационных и коммуникационных: у нас не учат решать проблемы и задачи, как собственно и ставить эти задачи. И в целом профессии также не учат, образование не системное и теоретическое, не несущее прикладной характер.
Однако Александр Скакунов, основатель всеукраинского образовательного проекта "Zero to Hero", отмечает, что развитие не только не тормозится, но и "IT развивается полным ходом, ибо нищета давит снизу. Другое дело, что мы хотим быть как Дания или США по уровню жизни. Тогда нам надо больше добавленной стоимости в час. Самый распространенный способ - уйти от продажи часов за деньги к производству продуктов. Но этого у нас не умеют, потому как давит советское прошлое: люди не видят смысла в инициативе и торговле (это и вся идея коммунизма, когда за тебя решают, сколько добра останется, а отсюда и раскулачивание, и 1937 год, и статьи за спекуляцию, и валютные операции).
У нас пока что слишком силён психологический страх перед вложением в бизнес, ибо это риск, эмпатия, понимание и удовлетворение ЧУЖИХ потребностей, а нам это непривычно и ярких примеров почти нет, чтобы человек "снизу и сам". Путь выхода из сложной ситуации Александр видит во внедрении системы качественного практичного видео-образования для всей страны, что успешно осуществляет на практике.
Напоследок все же стоит отметить в позитивных тенденциях стремительный рост финансирования и развития именно стартаповых проектов, в которые венчурные инвесторы готовы вкладывать скорее вопреки, нежели благодаря, что без сомнения способствует прогрессу отрасли, как таковой, и запускает механизм экономической привлекательности без начального крупного капитала со стороны создателей.
В целом ясно, что бум IT в Украине произошел в свое время по причине относительной дешевизны рабочей силы при общем среднем уровне специалистов. На данный момент при увеличении цен высокого уровня специалистов довольно мало и при отсутствии реформ и в этой сфере Украина не сможет конкурировать. Именно поэтому так важна модернизация высшего образования, а также взращивание и формирование культуры развития IT-индустрии.