Кому паства, а кому - электорат. Украина: в споре церквей победят политики? [ Редагувати ]

Украинские верующие вновь должны разойтись по приходам. Генеральная прокуратура Украины обратилась к Госкомрелигии с требованием признать регистрацию Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) незаконной. Поскольку государственный комитет отказался удовлетворить данное требование, дело, скорее всего, будет передано в суд.
Этот инцидент неслучайно произошел именно в марте. В разгар предвыборной борьбы очередной церковный скандал позволил основным политическим игрокам позиционироваться в религиозном вопросе.
Впрочем, определяться с церковной принадлежностью сегодня в Украине достаточно опасно. Социологические данные в этой сфере противоречивы. Пророссийские силы приводят следующие цифры: Московскому патриархату подчиняются 9000 приходов в стране, Киевскому - 3000. Западники не опровергают этих данных, но при этом ссылаются на данные соцопросов, согласно которым 34% населения страны идентифицируют себя с УПЦ КП и только 18% - с Украинской православной церковью, подчиняющейся Московскому патриархату.
Позволительно усомниться в том, что более половины населения Украины сегодня способны четко объяснить значение таких специфических терминов, как «автокефалия», «митрополия», «каноничность». А без этого определиться с церковной принадлежностью сложновато.
Даже наиболее активные прихожане московских храмов в Крыму путают Киевский патриархат с Украинской автокефальной церковью. А паства Филарета не в курсе, что их церковь до сих пор не признана мировым православием, а сам патриарх анафематствован Москвой.
Киев. Два часа до поезда. Гуляю с дорожной сумкой по светло-зеленому от молодой листвы городу. С алтарной стороны Владимирского собора молоденький священник выстроил девчонок со свежесрезанными ветками в руках. Что-то говорит, они хихикают. Сегодня Вербное воскресенье. Как у большинства новообращенных, бывших атеистов, решение зайти в церковь возникает спонтанно.
В соборе было людно, народ слонялся по огромной церкви. Только небольшая кучка грамотных адептов стоит у алтаря, слушает дьякона. Из-за общего гула я не сразу поняла, что служба ведется на украинском...
Тут уж не до молитв. Могу ли я остаться? С одной стороны, обряд традиционный православный, только не на старославянском. Думаю, похожие дилеммы возникали перед молодыми людьми в 20-е годы: «Может ли комсомолец встречаться с нэпманкой?».
На всякий случай выхожу. На ступенях стоит пожилая женщина интеллигентного вида. В руках - зеленые ветки. Видимо, только что освятила.
- Скажите, а что, московских приходов в Киеве не осталось?
- Есть. (Она называет незнакомый мне адрес.) Я раньше туда ходила. Но там батюшка уж больно злой. Как проповедь, так все Филарета проклинает. А здесь этого нет. Все просто молятся.
- Но на украинском...
- А какая разница? Я, если честно, и украинский, как и церковнославянский, не очень понимаю. Учила давно.
Согласно социологическим исследованиям, моя собеседница - собирательный портрет украинского верующего. Точнее, верующей, поскольку наиболее религиозны в стране женщины предпенсионного и пенсионного возраста со средним или техническим образованием. Этот социальный тип более или менее ориентируется в церковных канонах и вероучении. Таковых в Украине порядка 5%.
Примерно столько же атеистов. Остальные - неопределившиеся. Неверующие, но ходят в храмы. Верующие, но не знают ни одной молитвы. Такие уж точно не обратят внимания на язык богослужения. А может, и не заметят, что он поменялся.
Но чаще всего по дороге к православному храму таких верующих-неверующих перехватывают протестантские проповедники. Даже в Крыму, где доминирующее положение занимают общины Московского патриархата, 40% религиозных организаций принадлежат к протестантскому направлению. Что уж говорить о регионах, где православные батюшки, забыв о пастве, ведут непримиримую борьбу между собой.
Один из идеологов православия Андрей Кураев оценивает такое брожение умов как благо. По его версии именно раскол дает повод к более четкой самоидентификации православных. При этом перспектива утраты Украиной статуса православной страны, с точки зрения диакона Кураева, видимо, пока неактуальна.
Сомнительно, что с таким философским настроем согласится Леонид Кучма. Он неоднократно заявлял: Украине нужна единая Православная церковь. С такой церковью легче будет договориться.
Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявляет: «Почему мы сегодня выступаем против автокефалии Украины? По одной простой причине: среди лидеров автокефалистов нет ни одного друга России, одни враги - открытые, принципиальные и последовательные».
Иначе говоря: избавьтесь от Филарета - и получите автономию? Фигура патриарха-раскольника не устраивает многих и в Украине. Филарет с самого начала укреплял свое положение за счет политиков, игнорируя церковные установления.
Вполне возможно, что требование Генпрокуратуры - это сигнал для духовенства УПЦ КП: переизберите Филарета - и получите автономию. Новая поместная церковь должна быть лояльной к нынешнему президенту, в пророссийской ориентации которого в Москве, похоже, уже не сомневаются. И стать рычагом влияния в ходе следующих президентских выборов.
Так что, вполне возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями завершения православного раскола в Украине. УПЦ и УПЦ КП сольются в единую поместную церковь, благословленные президентами двух стран. «Богово» и «кесарево» соединятся...