"Успехи" рэкетиров из бригады Солохи. Ретроспектива [ Редагувати ]

Никто не станет спорить, что сегодня ходить по улицам городов стало несколько безопаснее чем, скажем, пять лет назад. Произошло это не вдруг и не сразу. Этому предшествовала долгая, кропотливая работа всех правоохранительных органов. Сегодня мы расскажем о войне украинской милиции с организованной преступностью.
В конце 80-х годов появились новые преступные группировки - рэкетиры. Кто такой рэкетир, людям не нужно было объяснять. Все знали - это парень спортивного телосложения, которому позволено практически всё. "Бригады" - так называли свои формирования члены этих преступных групп. Впрочем, советские правоохранительные органы оказались не готовы к появлению новых форм организованной преступности.
Алексей Чистяков, председатель международного антикриминального и антитеррористического комитета: "Была неофициальная директива, сделать все, чтобы выровнять эту статистику. И только благодаря этому в уголовной практике, точнее сказать в практике борьбы с преступностью, в Украине к концу 80-х, если назвать точнее, к 1991 году, оказалось 1,2 миллиона человек, которые должны были понести наказание в уголовном порядке. А те, кто совершил убийство, грабежи, насилие, они, естественно, должны были находиться в местах лишения свободы. Только вот эта категория, которая, как я сказал, последняя - 900 тысяч. И вот это стало питательной средой для взрыва организованной преступности. Милиции в то время, а точнее криминальной милиции, конечно, пришлось очень сложно".
С "ворами в законе" рэкетиры ничего общего не имели. Понятия чести, совести для лидеров большинства рэкетирских группировок просто не существовали. Ярким примером такой преступной группы может служить бригада Солохи.
Оперуполномоченный УБОП: "Его становление происходило на авторынке, он на тот момент, это с конца 80-х, после суда был уволен из вооруженных сил (он был прапорщиком вооруженных сил СССР и был осужден за контрабанду). И, значит, приехав в Киев, обосновавшись в Киеве, он начал создавать вокруг себя преступную группировку. В частности всё это начиналось с напёрстков".
Такая группа наперсточников обосновалась на авторынке по бульвару Перова, который контролировала бригада Солохи.
Практически все наперсточники действуют по одной, довольно простой, схеме. В многолюдном месте собирается шумная компания, которая бурно и весело что-то обсуждает, имитируя игру. Приглашают попытать счастья и прохожих, обещая крупный выигрыш. Заинтересовавшись, человек даже не подозревает, что его попросту обманывают, а собравшиеся люди - члены одной преступной группы.
Наперсточники хорошо знали свое дело, да и место было выбрано довольно удачно. Мошенники запросто могли забрать крупную сумму у человека, например, приехавшего купить машину, могли снять с женщины украшения, а проигравшего пенсионера оставить даже без пятака на автобус. В общем, не останавливались ни перед чем.
Оперуполномоченный УБОП: "Там, в принципе, была группа из его земляков. Там были его двоюродные братья: Татуш, Лазарь, Альберт, ну и так далее. Он начал прибивать под свою крышу уже продавцов, которые продавали различные автодетали на этом рынке".
Следующим шагом в становлении этих преступных формирований было предоставление так называемой "крыши" - охраны. Причем сначала владельца магазина, кафе или даже просто лотка, запугивали, угрожали расправой, если он не заплатит кругленькую сумму, а потом предлагали охрану. Срок за вымогательство по тем временам был мизерным - до пяти лет. 69-ю статью - бандитизм (на тот период она предусматривала наказание вплоть до расстрела), судьи старались не давать. Ее разбивали на составляющие, как то: грабеж, незаконное хранение оружия, действие в группе по предварительному сговору и так далее.
В рэкетирские формирования, в основном, входили лица ранее не судимые. И если они даже оказывались на скамье подсудимых, то максимальный срок получали редко. Бригада же Солохи состояла в основном из бывших спортсменов, поэтому принимались во внимание и прежние, спортивные заслуги.
В конце 80-х - начале 90-х рэкетир, оказавшийся за решеткой впервые, вполне мог отделаться и условным сроком. Зная о существующем несоответствии между совершенным преступлением и предусмотренным за него наказанием, потерпевшие обращаться в милицию не торопились. Некоторые же надеялись на помощь криминальных авторитетов, люди которых якобы обеспечивали их безопасность. Очень часто во время деловых переговоров бизнесмены не только называли себя и свое предприятие, но и многозначительно добавляли: "крыша - Солоха, или крыша -Авдышев", подчеркивая тем самым солидность своего бизнеса.
Оперуполномоченный УБОП: "Группа Савлохова начала разрастаться на весь левый берег - это начало уже 90-х годов".
Савлохов Борис Сосланович. Осетин, 48 лет, родился в селе Асхар Коста-Хетагуровского района Северной Осетии. Имеет четырех детей. Заслуженный тренер Украины, России, СССР по вольной борьбе. Президент Фонда социальной защиты спортсменов имени Ярама Ялтиряна. Президент спортклуба имени Владимира Сенявского и Всеукраинского спортивного клуба "Борис Савлохов".
Когда-то, в начале 90-х, здесь был вещевой рынок. Контролировали его рэкетиры. Налоговой администрации тогда еще не существовало вообще. 6-й отдел уголовного розыска - отдел по борьбе с организованной преступностью - опирался в своей деятельности на Уголовный кодекс 60-х годов.
В первые два года независимости Украины так называемые национально-патриотические силы вместо того, чтобы создать полноценную законодательную базу для борьбы с преступностью, решали, какой из путей развития избрать - прозападный или провосточный. В результате, организованные преступные группировки и их лидеры получили доступ к финансовым источникам и стали представлять реальную угрозу для самого существования государства.
Алексей Чистяков, председатель международного антикриминального и антитеррористического комитета: "Опасность была, что криминал овладеет властью. 89-91 год это период безвластия. Реальная опасность была, если только где-то капля крови прольется - это начало гражданской войны".
Добавим, что именно на рэкетирских формированиях и их лидерах лежит ответственность за организацию торговли людьми, человеческими органами, тяжелыми наркотиками. Именно они поставили на широкую ногу контрабандный ввоз некачественных продуктов питания и медикаментов, обеспечили вывоз за рубеж стратегического сырья и военных технологий. За 10 лет Независимости за границу нелегально было вывезено 450 тысяч женщин. И это только официальная статистика".
Лидеров рэкетирских группировок задерживали. Но на скамье подсудимых они оказывались редко. В одних случаях им помогали уйти от депутаты Верховной Рады, в других, как например Совлохова, деятели культуры, спорта, известные политики.
Сергей Корнич, первый заместитель начальника УБОП ГУ МВД Украины в г. Киеве: "Часть людей села в тюрьму, второй причиной, можно так сказать, в зависимости от способностей, бандиты по-разному реагировали на уход своих товарищей в тюрьму. Кто-то из них пропал без вести, как оно и было на самом деле в ОЗУ Прыща, кто-то попал в больницу с тяжелыми травмами, кто-то с огнестрельными ранениями. Так что информация такая была. Отличалась только отличием в этническом плане, а так являлась такой же бандитской группировкой. В начальном этапе между Савлоховым и будущим потерпевшим были определенные отношения о том, чтобы решать какие-то совместные экономические программы. Но с течением времени, Борис понял, что деньги лучше получать, чем зарабатывать и, как правило, выбирались те люди, которые не должны были обращаться в милицию. Действительно, на некоторых свидетелей было оказано давление со стороны близких связей Савлохова, поэтому нами были приняты определенные контрмеры, которые позволили суду рассматривать дело в нормальном режиме".
Поворотным стал 94-й год. К этому времени уже были сформированы Управление по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, уголовный розыск и СБУ. И с каждым годом активность этих структур в борьбе с организованной преступностью возрастала. С 94-го по 96-й год некоторые группировки потеряли до двух третей "личного состава". Большинству из рэкетиров адвокаты не могли помочь даже за очень большие деньги. Слишком вескими были доказательства совершенных преступлений.
Тогда некоторые криминальные лидеры начали вкладывать средства в легальный бизнес. Для тех же, кто продолжал заниматься рэкетом, наступили нелучшие времена. Бизнесмены всё чаще стали обращаться в правоохранительные органы с просьбой защитить их от вымогательств. Таким образом, финансовые потоки преступных группировок сократились в несколько раз. Положение осложнялось ещё и тем, что не забыл причиненных обид и так называемый воровской криминалитет.
Участились столкновения между конкурентами. Время массовых драк и групповой пальбы во время так называемых бандитских разборок миновало. Теперь роль третейского судьи все чаще исполняли наемные убийцы.
28 сентября 1994-го года Савлохов был обстрелян из гранатомета и автоматов. Одному из нападавших оторвало руку - он умер от потери крови. Савлохов остался жив. Но после этого инцидента усилил меры собственной безопасности. Оперативники предполагали, что с Борисом Саслановичем просто хотели свести счеты.
Сергей Корнич, первый заместитель начальника УБОП ГУ МВД Украины в г. Киеве: "Нам сыграло на руку то, что преступные группировки заболели такой болезнью: Нам удалось создать такие условия, когда мы их обставили со всех сторон, и они ничего не придумали лучше. Они начали, на их языке, лепить друг другу предъявы. Ты от меня закрысил то. Ты получил с бизнесмена столько-то а долю занес такую. Наиболее простая схема. В итоге, все бригадиры на тот момент существовавшие, они начали просто отбирать у друг друга машины. Старшие, опять же, на их языке, лепил предъяву своему бригадиру".
Рэкетиры жили, как голодные пауки в банке. Более сильные и рангом повыше отбирали у своих подчиненных все: квартиры, машины, иногда даже одежду. В общем, не гнушались ничем. Тех же, кто не хотел подчиняться, увозили после подобных разборок в машине скорой помощи.
Оперуполномоченный УБОП: "Говорил - ты меня здесь обкрысил, твоя машина - моя машина, твоя цепь? - сдай ее в мой фонд. - Фирмы переходили из рук в руки. Старший говорил- ты заработал эту фирму благодаря моему имени; ты держишь крышу над этой фирмой и получаешь деньги под моим именем; поэтому это меня не устраивает, ты меня обкроил по деньгам, эта фирма переходит, так сказать, лично под мой контроль, и теперь с бизнесмена буду теперь сам я получать деньги".
Даже если подобные разбирательства заканчивались физической расправой, пострадавшие не обращались в милицию. Они решались сделать это только в том случае, когда опасность начинала угрожать их близким. В такой ситуации оказался и Савлохов. Человек, у которого известный тренер требовал крупную сумму, был его давним знакомым. Причем знали друг друга они так хорошо, что на встречу с Савлоховым бизнесмен приехал без охраны.
Сергей Корнич, первый заместитель начальника УБОП ГУ МВД Украины в г. Киеве: "Они работали вместе, а потом Савлохов решил, что можно просто забрать деньги".
30 сентября 1999-го года фермеру Алояну позвонили люди Савлохова и назначили встречу на территории Суворовского училища. Братья Келяш Алаян и Миша Мамоян приехали точно в указанное время. Солдат, стоявший на КПП, отметил номера машин и открыл ворота. Через час прибыл Совлохов со своими людьми. Начались переговоры. Борис Сасланович потребовал, чтобы до завтрашнего дня Алоян привез ему 10 тысяч долларов. Но найти такую сумму за несколько часов фермер не мог. Тогда Савлохов прибег к более действенным методам убеждения. Он приказал избить Алояна и первым нанес сильный удар по голове. Мишу Мамояна, который кинулся было помочь брату, схватили за руки, и он вынужден был наблюдать за происходящим.
Борис Савлохов, заслуженный тренер Украины: "Я их вообще не знаю, никогда не видел. В первый раз в 6-м отделе увидел".
Практически загнанные в угол, фермер и его брат вынуждены были обратиться за помощью в Управление по борьбе с организованной преступностью города Киева.
Оперуполномоченный УБОП: "Сам Савлохов создал такие условия, что ему просто ничего другого не оставалось".
Вы видите задержание. Борис Сосланович Савлохов не паниковал и сопротивления не оказывал. Он спокойно следует к машине в сопровождении оперативников.
Судья Замковенко: "Подсудимый, у меня есть несколько вопросов к Вам. Соответствует ли это действительности, что ваша кличка Солоха? Вы авторитет известный? Вашего подельника - Зурик, это ваш личный телохранитель? Соответствует ли это действительности?"
Борис Савлохов, заслуженный тренер Украины: "Нет. У меня нет никакой клички Солоха. Я в первый раз прочел об этом в газете и по телевидению".
Судья Замковенко: " Солоха - это же не Ваша фамилия?"
Пока Борис Саславнович находился под следствием, один из конкурентов решил свести счеты с его семьей. 27-го марта киллер убил его родного брата Таймураза Савлохова.
Отомстить за смерть брата, находясь за решеткой, Савлохов не мог. Поэтому он решил отложить расправу над обидчиками. Сейчас важно было как можно скорее выйти из тюрьмы. Над этим и работали его люди. В частности, свидетелям предлагали отказаться от показаний против лидера группировки. Один из них отказался принять условия рекетиров.
Сергей Корнич, первый заместитель начальника УБОП ГУ МВД Украины в г. Киеве: "В самом начале судебного заседания под давлением друзей Савлохова свидетели отказывались от показаний, но мы применили контр меры".
В июне 2000-го Борис Савлохов был приговорен к 2,5 годам заключения за драку в казино и к семи годам за вымогательство. Срок получил и его телохранитель Зураб Гоичаев, также участвовавший в вымогательстве.
Оперуполномоченный УБОПФ: "Абсолютно для нас была обыденная ситуация, что с такого-то гражданина была потребована такая-то сумма денег, при этом ему были нанесены телесные повреждения, лично сам Борис Савлохов санкционировал эти действия и сам приложился к этому делу".
Видимо, Борис Сосланович не забыл обидчиков. Оперативники получили информацию о том, что на свидетеля готовится покушение. Осуществить его должна была группа, которая специализировалась на шантаже.
Но сначала о самой группе. Ее члены действовали очень осторожно. Они арендовали квартиры и устанавливали там скрытые видеокамеры. Затем проститутке сообщали имя клиента и обещали хорошее вознаграждение за то, что она приведет его именно в эту квартиру. Видеокамера фиксировала все, что происходило в помещении. После пострадавшего ставили перед выбором: заплатить за кассету с компроматом или обо все станет известно, например, жене и на работе.
В ноябре 2001-го года оперативники получили информацию, что руководит данной группой человек из ближайшего окружения Бориса Савлохова.
Оперуполномоченный УБОП: "Лидер ее, Тенгиз, этой группы, которая занималась этим вот, так сказать, бизнесом /снимать людей на скрытые видеокамеры и потом продавать этим людям/ являлся ближайшей связью Бориса Савлохова и непосредственно его очень хорошо знал. Он говорит, что якобы его знал, потому что устанавливал ему бронированные двери".
Ранее судимый 43-летний осетин оказался давним знакомым столичных оперативников. Несколько месяцев назад он был задержан по подозрению в соучастии в совершении тяжкого преступления. Но, поскольку доказательств его вины тогда не было, Тенгиза отпустили. Теперь же шантажист со стажем решил в очередной раз помочь Савлохову - заставить свидетеля замолчать.
Оперуполномоченный УБОП: "Заснять пикантные моменты с этим потерпевшим, якобы для того, чтобы потом ему продать эту кассету. При этом, якобы, должны были зайти эти люди, сделать компрометирующие его видеосъемки, это достигалось с помощью того, что должны были подсыпать какое-то снотворное. Чтобы с бесчувственным потерпевшим произвести какие-то действия, которые его очень сильно компрометировали. По их версии".
Оперативники знали о готовящемся убийстве свидетеля и решили поймать шантажистов, что называется, на горячем. Злоумышленники подъехали к указанному дому на двух автомобилях. В одной машине находились двое здоровых парней, в другой - лидер группы и техник, следивший за работой оборудования. Все что происходило в квартире, фиксировалось на видеопленку. Убедившись, что запись ведется, бойцы "Беркута" начали операцию.
Задержанные утверждали, что не знали, кто их жертва. Речь шла только о шантаже. Но в таком случае, зачем бандиты взяли с собой автомат с глушителем и шприцы, наполненные кислотой? Кстати, это очень хорошее средство запугивания. Его использовали против одного из сотрудников Киевского УБОП, требуя, чтобы он прекратил расследование уголовного дела. Из шприца жене оперативника брызнули в лицо кислотой. Женщина ослепла".
До сих пор неизвестно, сколько человек стали жертвами этой группы. Выяснить это помогли бы обыски, проведенные в квартирах. Но, к сожалению, вовремя осмотреть помещения сотрудники правоохранительных органов не смогли из-за неразберихи в законодательстве. Как раз в это время депутаты решали вопрос о четком разграничении функций прокуратуры и судов. Пока суд думал выдавать санкцию на обыск или нет, рэкетиры успели вывезти видеоаппаратуру и кассеты с отснятым материалом.
Судья Замковенко: "Вы категорически отрицаете, что это была организованная преступная группа?"
Борис Савлохов, заслуженный тренер Украины: "Есть спортсмены просто, которых воспитали. Чемпионы мира, Европы. Два раза чемпионами Европы стали команды сборной страны - 98-го, 99-го года. Ни в одном виде спорта такого нету, что... В прошлом году три золота привезли с чемпионата Европы, два серебра..."
Судья Замковенко: "Я правильно Вас понял, что на вопрос, который поставлен в обвинительном заключении, что была организованная преступная группировка, что строгая дисциплина, - таковой у Вас не было. Вместо нее у вас были спортсмены, группа спортсменов, которых Вы воспитывали, занимались их тренировками, и они выступали на чемпионате..."
К сожалению, Савлохов - не единственный спортсмен, возглавивший преступное формирование. Можно вспомнить погибшего от рук наемного убийцы "Черепа", и многих других. Сейчас Савлохов находится в тюрьме, а шантажисты привлечены к уголовной ответственности и ожидают суда.
Еще во время судебного процесса многие говорили - если Савлохов и будет осужден, то все равно выйдет из тюрьмы раньше срока. И они оказались правы. Срок заключения Бориса Савлохова уже сокращен на полтора года. А, учитывая спортивные и другие заслуги, можно предположить, что его вполне могут помиловать. Подобные случаи уже были в середине 80-х, когда правоохранительные органы искусственно пытались выровнять статистику. Неужели мы так ничему и не научились?