Коалиционная лихорадка [ Редагувати ]

14 июня будет, без сомнения, знаменательным днем в политической истории Украины. В этот день после недельного перерыва продолжит свою работу Верховная Рада 5 созыва. Однако работать этот орган будет в форс-мажорном режиме, ведь скоро каникулы, а "оранжевая" коалиция до сих пор не сформирована. И вряд ли она получится. Из-за политических потуг трех партий-родителей этот союз рискует появиться на свет мертворожденным.
Потенциальные коалиционеры
После того, как Николай Катеринчук умудрился таки провести 227 голосами решение относительно недельного перерыва для проведения дальнейших консультаций 7 июня, вся страна затаилась в ожидании. За это время президент Виктор Ющенко не без скрипа признал за БЮТ право на пост премьер-министра. А после этого продолжились кулуарные бои, но уже за другую стратегическую высоту, на вершине которой пост спикера ВР.
Расклады сил внутри этого "оранжевого" треугольника достаточно нетривиальны. Если не забывать расхожую сентенцию о том, что у политиков за отсутствием постоянных друзей и врагов есть только постоянные интересы, то получится, что в данный момент борьба идет между НСНУ и парой СПУ и БЮТ за третий по своему влиянию пост в стране. После того, как социалисты помогли Юлии Владимировне обрести в проекте коалиционного договора пост главы правительства, они начали настаивать на своих претензиях на кресло председателя парламента, указывая на тот факт, что высший пост в государстве занимает почетный глава "Нашей Украины". БЮТ вынужден их в этом поддержать. Долг платежом красен. Однако здесь уже встала на дыбы главная в прошлом оранжевая сила. Этот блок партий считает требования СПУ необоснованными, так, как полагает, что делить должности нужно по результатам парламентских выборов. Потому "президент не считается".
Оно и понятно, если смотреть сугубо на результаты выборов. Напомним, что БЮТ первой выбрал должность премьера, потому что получил на выборах 22% голосов. После этого, по идее, должен идти ход пропрезидентского объединения, которое претендует на пост спикера, ведь они "взяли" почти 14% голосов, а социалисты, держащие сейчас в этом треугольнике "золотую акцию", со своими 5% должны были бы играть роль массовки. Об этом не преминул напомнить и президент, забывая, что сам недавно пообещал публично НИКАК не вмешиваться в переговорный процесс. Он, конечно, хозяин слова, захотел - дал, захотел - забрал.
Но не тут-то было. Александр Мороз 12 июня отметил, что СПУ пошла на встречу президенту, чтобы вне квоты распределялись должности министра обороны, министра иностранных дел, председателя НБУ, руководителя СБУ и губернаторов областей. "Оказывается, что и это не устраивает, оказывается, и этого мало, оказывается, что партия, которая взяла 13-14 процентов на выборах, должна выполнять руководящие функции так же, как это выполняла СДПУ(о), в свое время взяв 6 процентов поддержки в населения", - сказал лидер СПУ.
Позицию социалистов уточнил первый секретарь политического совета Соцпартии Иосиф Винский 13 июня в интервью журналистам. "У Соцпартии есть четкое решение: должна быть коалиция демократических сил, соответствующий формат этой коалиции, соответствующий баланс - политика, экономика, социальная сфера, регламент, кадровые назначения, позволяющие коалиции стабильно работать на протяжении 5 лет", - отметил он. Ни отнять, ни добавить.
По этой причине 10 июня "нашисты" приостановили свою работу над текстом договора, не прекращая при этом консультации с бывшими коллегами по Майдану. Партия закатила политическую истерику, обвинив коллег в том, что те с ней разговаривают языком ультиматумов. В заявлении НСНУ говорится, что представители блока выражают сожаление, что личные амбиции лидера социалистов разрушили переговоры по созданию коалиции. Партия считает, что такой шаг СПУ является безответственным перед украинским народом.
В ответ Иосиф Винский отметил: "Для нас важно, как будет двигаться государство, какова будет внешняя и внутренняя политика, каков будет баланс, чтобы не было того, что случилось год назад. Мы этого не хотим. Мы хотим коалицию на 5 лет. Потому нет позиции лично Мороза, есть решение Политсовета Социалистической партии Украины, которое не имеет права нарушить ни Мороз, ни Винский".
По его словам, СПУ согласилась на все предыдущие предложения НСНУ. Коалиция должна создаваться на пять лет и на основе программы президента; чтобы вынести за скобки переговорного процесса распределение должностей премьер-министра и председателя Верховной Рады. Найден также компромисс и согласован вопрос о серьезных разногласиях относительно НАТО и земельных отношений. Однако, как констатирует Мороз, сейчас переговорщики от "Нашей Украины" отказываются от ранее задекларированных принципов. "Переговоры начали напоминать игру "в наперстки", в которой государственные должности стали для наших партнеров разменной монетой. Вместо подписания прозрачной программы общих действий, под которую и должна формироваться коалиция, социалистам время от времени предлагаются самые разнообразные должности - премьера, председателя парламента, секретаря СНБО", - отмечается в заявлении лидера социалистов.
Социалисты начали требовать от Виктора Ющенко, чтобы тот вмешался в процесс и возглавил переговорщиков от имени своей партии. 12 июня напомнила о себе и бывшая газовая принцесса. Юлия Тимошенко призвала высокие стороны продолжить переговоры, "мол, успокойтесь, мол, не деритесь...". Позицию БЮТ с креном в сторону партии Александра Мороза поддержал и Николай Томенко. БЮТ также попросил президента вмешаться в процесс переговоров.
Паралельно всему этому ливню заявлений говорящие головы БЮТ и СПУ не забыли в который раз обвинить "Нашу Украину" в сепаратных переговорах с "Партией Регионов", намекая, что "люби друзи" затягивают процесс переговоров, чтобы потом или же президент распустил парламент, или же приказал создать сине-бело-оранжевую коалицию.
Потенциальные противоречия
Проблемы в отношениях этого апельсинового треугольника обусловлены множеством факторов и нюансов. Необходимо вкратце остановиться на них. Все три договаривающиеся лагеря различны по своему характеру. Они отличаются и в идеологическом плане, и в экономическом, и в политическом. В принципе, нет такой общей черты у этих сил, которая могла бы объединять. Идеалы Майдана предавались ими достаточно часто. Щука, отвоевав себе пост главы Кабмина, следит сейчас, как малиновый лебедь не может поделить сферы влияния с оранжевым раком. И это даже не смотря на то, что идеология у этих партий вторична или даже третична. А почему?
Потому что они слишком разные, не будет у этих сил общих знаменателей. Во внешней политике НСНУ, которая рвется в Европу, входит в противоречие с СПУ, которая выступает достаточно твердо против НАТО, хотя время после вступления страны в альянс зачастую является подготовительным этапом к попаданию ее в Евросоюз. БЮТ в этом отношении толком не определилась еще, заигрывая иногда с РФ.
Внутренняя политика тоже не оставляет много шансов для взаимопонимания. Об экономике и говорить нечего - либеральные "нашеукраинцы" все никак не могут найти общий язык с Юлей, которая тяготеет к ручному регулированию экономики, а социалисты вообще склоняются в сторону плановой экономики.
Кроме банальной политической конкуренции сказывается еще такая проблема, как отсутствие в рядах коалиционеров яркой личности, которая могла бы объединить всю коалицию и при этом не имела бы высокого уровня негативного имиджа. Гарант Конституции уже успел доказать народу, что таковым его считать нельзя. Слишком он мягок для этого.
После всего можно только улыбаться заявлениям со стороны каждого из украинских политических "апельсинов", что партия в состоянии самостоятельно сформировать Кабмин. Это блеф. Ведь много действительно толковых людей вытеснено "денежными мешками", которые уже сейчас начинают себя показывать во всей красе, влияя на решения спорных вопросов в свою пользу в пику национальным интересам.
Да и сама коалиция чисто по физическим параметрам мала. Если представить, что на заседания будут ходить далеко не все парламентарии, то и смысла в такой коалиции часто не будет. Особенно учитывая тот факт, что у тех же "регионалов" дисциплина железная. Весь личный состав фракции разбит на 6 "корпусов" по 30 "штыков" в каждом, а те, в свою очередь, на десятки. Это создает мрачноватое впечатление. И сразу становится понятно, что в направлении той же дисциплины "оранжевым" еще работать и работать.
Потому и предрекают аналитики "оранжевой коалиции", если та все-таки состоится, жизнь недолгую, но скандальную. Это, кстати, на руку потенциальным оппозиционерам.
Потенциальная оппозиция
На этом полюсе украинской законодательной власти расположились два антагониста - партия-победитель и партия, получившая наименьшее количество мандатов. Пока в глухую оппозицию ушли только коммунисты. Ушли, чтобы сосредоточиться на крымских беспорядках. Регионалы же используют данный оппонентами временной шанс на всю катушку. Там провели серию демаршей, связанных с языковым вопросом, здесь организовали неофициальную встречу с парламентерами "Нашей Украины", там помогли крымчанам изгонять янки с родной земли, здесь заявили, что вступление в НАТО - вопрос дискутивный, то есть непринципиальный.
Сейчас ими лоббируется проект межфракционного объединения, куда, кроме ПР и КПУ, могут войти и депутаты из других фракций. По словам бывшего омбудсмена Раисы Богатыревой таковых два с половиной десятка. Евгений Кушнарев назвал другую цифру - 30-40 человек, недовольных волокитой с переговорами по коалиции. Естественно, это не сильно нравится "оранжевым", однако сделать ничего они не в состоянии. С помощью этого инструмента (а с 25 неофитами получается 239 депутатов) регионалы могут 14-15 июня спокойно провести кандидатуру своего спикера, изящно переиграв своих оппонентов.
Понятно, что ПР рвется во власть, и ее рано или поздно она получит. Можно представить, что случится, если Ющенко назначит перевыборы, ведь регионалы получат не меньше голосов, чем сейчас. С другой стороны, если "регионалы" умудрятся занять место в коалиции вместо одной из оранжевых партий, им это будет только на руку. Аналитики предрекают, что осенью будет избираться новое правительство, в которое в полной мере и хочет войти данная политическая сила. Место в оранжевой коалиции им нужно для плацдарма, от которого, оттолкнувшись, можно многого достичь.
Практически все партии ведут негласные переговоры меду собой. Однако они опасаются это обнародовать, поскольку все еще велика вероятность повторных выборов. Именно поэтому украинский избиратель рискует быть ошарашенным "дикой" новостью о том, что, к примеру, "люби друзи" создали временный политический союз с "донецкими", а практически выигравшая выборы Юлия Тимошенко оказывается, как всегда, в оппозиции. Ведь политика - это искусство невозможного. Думается, 14 июня все в этом убедятся.
Теперь в данной ситуации, все ждут, как же себя поведет президент? Проявит ли он политическую волю вопреки своим же словам или же, как всегда, самоустранится от этого. Ведь надежда у оранжевых все-таки еще есть.