Грузия: Неудавшийся переворот или предвыборная зачистка? [ Редагувати ]

Предотвращение государственного переворота в Грузии стало топ-новостью международной хроники этой недели. Аресты оппозиционеров проходят на фоне обострения грузино-южно-осетинских отношений, с одной стороны, и в преддверии выборов в местные органы власти - с другой.
Третий - не лишний?
6 сентября правоохранительные органы Грузии провели массовые аресты деятелей оппозиции, в основном членов партий "Справедливость" и "Надежда", Консервативно-монархической партии, движений "Антисорос" и "XXI век - Язык, Отечество, Вера", а также организации "Грузинское движение". Им было предъявлено обвинение в антиконституционной деятельности и подготовке вооруженного государственного переворота с целью приведения к власти бывшего главы Службы госбезопасности Грузии Игоря Георгадзе (Гиоргадзе).
Официальный Тбилиси сообщил, что у заговорщиков было найдено оружие и крупные суммы денег в американских долларах и грузинских лари. Уже 8 сентября в Тбилисском городском суде начались слушания по этому делу. По данным грузинского канала "Рустави-2", на одном из первых же заседаний лидер "Антисороса" Майя признала, что лидеры партии "Справедливость" действительно планировали совершить в сентябре государственный переворот, который был спланирован 4 мая на тайном заседании в Тбилиси.
В данный момент судить о том, насколько чистосердечным является признание Николейшвили, не представляется возможным. Однако, по большому счету, это и не важно, поскольку мало у кого есть сомнения в том, что дело о перевороте в любом случае будет доведено до своего логичного завершения - тюремного заключения арестованным. Не для того осуществлялась настолько масштабная спецоперация (по различным данным, задержано от 40 до 100 человек), чтобы потом отпустить оппозиционеров на свободу со словами "извините, мол, ошиблись малехо".
Если верить грузинским властям, то им удалось пресечь уже третью попытку госпереворота за последний год. Первой был мартовский бунт "авторитетных" заключенных в Ортачальской тюрьме - организатором восстания, которое должно было распространиться на все грузинские колонии и быть поддержано оппозицией, считался "вор в законе" Тариэл Поцхверия. Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе после подавления бунта заявила, что за ним стояли "серьезные силы", заинтересованные в дестабилизации обстановки в стране, намекая на российские спецслужбы, сделавшие ставку на криминальных авторитетов. Второй - вооруженный мятеж бывшего губернатора Сванетии Эмзара Квициани, в результате которого Грузия едва не была втянута в войну с Абхазией и Россией. По данным грузинских спецслужб, после подавления бунта господину Квициани предоставили убежище в России.
И снова Москва
Практически сразу за арестами последовали заявления грузинских официальных лиц о том, что финансовую поддержку заговорщики получали из "российских источников". Каких именно - не уточнялось, но отчетливо подразумевалась ФСБ. Как заявил лидер правящей партии "Единое национальное движение" Гига Бокерия, в Грузии давно было известно, что сторонники Георгадзе "связаны с Кремлем". По словам вице-спикера парламента Михаила Мачавариани, деньги на финансирование антигосударственной деятельности в Грузии поступали в республику не через банковскую систему страны, а буквально "чемоданами".
Российский МИД пока что не сделал никаких официальных заявлений относительно арестов грузинских оппозиционеров и причастности Российской Федерации к финансированию их деятельности. Зато Кремль "спустил с поводка" лояльных ему политиков. В конце этой недели депутаты Госдумы бросились наперебой осуждать действия грузинских силовиков, а также лично президента страны Михаила Саакашвили. Однако их заявления вполне могут возыметь противоположный задумываемому эффект: чем больше прозвучит резких обличительных заявлений в адрес Саакашвили в Москве, тем больше он получит возможность разыгрывать карту "российской угрозы". И перед Западом, и перед собственной грузинской аудиторией.
Немаловажную роль во всей этой истории играет имя того, кого заговорщики якобы хотели привести к власти - Игоря Георгадзе. Бывший глава СГБ Грузии, обвиненный в свое время в покушении на Эдуарда Шеварнадзе и уже более пяти лет разыскиваемый Интерполом, преспокойно живет в России. Там он периодически делает резкие заявления в адрес нынешнего грузинского руководства, зарекомендовав себя как ярого противника "революции роз". Интересно, что в самой Грузии сторонников Георгадзе считают маргиналами - от контактов с ними воздерживаются даже самые рьяные оппоненты президента. Что, впрочем, не мешает Москве видеть в нем реальную альтернативу Саакашвили.
Стоит отметить, что в России хоть и вынуждены были признать Саакашвили, но тем не менее до сих пор многие политики считают, что он пришел узурпировал власть. Подобные взгляды разделяет и грузинская оппозиция. "Саакашвили пришел к власти незаконным способом и теперь боится, что точно таким же способом его этой власти лишат", - заявил лидер оппозиционной партии лейбористов Шалва Нателашвили. Поэтому, дескать, "как человек, которого привели к власти деньги иностранных государств, он видит опасность во всех политиках, которых финансируют из-за рубежа", - добавил Нателашвили.
С Новым 1937 годом, товарищи!
Справедливые и не очень, а также совсем абсурдные обвинения России во всех проблемах Грузии давно уже стали визитной карточкой Михаила Саакашвили. По мнению обозревателей, это фактически единственная карта, которую может разыгрывать грузинский президент, оправдывая неутешительное экономическое и социальное положение населения своей страны. Особенно накануне выборов.
Как известно, на 5 октября сего года в Грузии намечены выборы в местные органы власти. Такое "совпадение" дало основание российским СМИ "поздравить" грузин с "Новым 1937 годом", намекая таким образом на политические репрессии против оппозиции. Они, мол, призваны запугать население и проложить путь к победе ставленникам Тбилиси.
С предстоящими выборами связывают и эскалацию напряженности в отношениях Грузии и непризнанной республики Южная Осетия. Напомним, недавно над Южной Осетией был обстрелян вертолет, на борту которого находился министр обороны Грузии; а 8 сентября произошла перестрелка между грузинскими спецназовцами и осетинскими милиционерами, в результате которой погиб один грузин и трое осетин. Во многих СМИ появилась информация, что Тбилиси готовит полномасштабную военную операцию против Цхинвали. Член комитета Госдумы РФ по безопасности Геннадий Гудков (фракция "Единая Россия") заявил, что "внутренняя ситуация в Грузии обостряется, здесь становится все больше недовольных действиями нынешних властей, и чтобы как-то упрочить свое положение и переключить внимание людей с социально-экономических проблем на другие проблемы, этим властям требуется маленькая победоносная операция". Однако никакие серьезные боевые действия так и не были начаты.
В таком контексте интересен тот факт, что Михаила Саакашвили во время арестов деятелей оппозиции в Грузии не было - он пребывал на экономическом форуме в Польше. Это можно рассматривать как свидетельство усиления представителей силовых ведомств в грузинском руководстве. Так, по мнению Дмитрия Медоева, полномочного представителя Южной Осетии в России, "в последнее время в Грузии на первый план выдвинулись силовые министры, фактически страной управляет министр обороны Ираклий Окруашвили". Так что реализация силового сценария в отношении мятежных Южной Осетии и Абхазии, поддерживаемый грузинскими "ястребами", до сих пор не исключена. А аресты лидеров оппозиции могли бы послужить делу консолидации народа перед лицом внешних и внутренних угроз.