Тайна Пересвета [ Редагувати ]
Всякое завоевание влечет за собой не только развал государственной системы, но и подавляет духовную жизнь порабощенного народа. Так было и во времена господства на Руси монголотатар, которые властвовали почти 2 столетия. Древняя Русь, некогда мощнейшее государство Восточной Европы, пережила политическую и социальную катастрофу. И хотя её последствия были ужасны, а борьба за существование требовала невероятных усилий, эти годы отмечены подъемом религиозного сознания.
В 1380 году на Куликовом поле православными воинами Руси была одержана важная победа. Она имела огромное значение для дальнейших судеб не только раздробленных русских княжеств, но и всего мира. Бою предшествовал легендарный поединок православного инока Пересвета и язычника Челубея. Предание гласит, что воин-монах вышел на бой против вооруженного варвара в одной рубахе. На шее у него был только крест. Легендарный поединок вдохновил русичей и они одержали важную победу.
В то смутное время произошло событие, которое до сих пор остается предметом исторических исследований. Во время осады Киева полчищами варваров при очень странных обстоятельствах исчез Киевский митрополит Иосиф. Ни в летописях, ни в каких-либо других источниках вы не найдете ответа на вопрос, что с ним случилось. Предполагается, что митрополит просто погиб под руинами киевских зданий. И все же, спустя столетия эта история получает неожиданную развязку.
В те далекие времена существовал миф о непобедимости ордынских воинов-богатырей. Будто бы они владели какой-то мистической силой, и одолеть их в честном бою было практически невозможно. Власть чужеземцев на Руси была ужасна и оскорбительна. Но время расплаты и решающей битвы неумолимо приближалось.
Андрей Старовойт, глава общества "Пересвет": "Монголотатары - это была как чума. Существовало поверье, что они бессмертные. Так как бы выйти с ним в поединке - это нужна была сила духа, физических данных было недостаточно. Это был поединок не просто двух богатырей, Пересвета и Челубея, не просто двух монахов-воинов, так как и тот, и тот был не простой человек - это был поединок двух систем, это православия и кочевников".
Средневековье на Руси - время смуты и предательств. Междоусобицы правителей дробят государство на отдельные княжества. Это было время опустошительных варварских набегов. Над землями Руси прочно закрепился дух рабства. В то время, когда страна, казалось, разъединена, когда иго становится неминуемым фатумом, подвиг силы духа становится подвигом патриотическим. Он - это Вера, которая смогла оставить людей людьми, не дала окаменеть сердцам и умолкнуть совести. Оплоты сопротивления объединяются вокруг православных монастырей.
Монашество на Руси всегда занимало особое положение. Да и сейчас жизнь иноков вызывает большой интерес. Это люди, у которых чувство реальности обострено до предела. Они, словно какая-то немыслимая загадка самой церковной жизни. Монашество - это своеобразная цепь, соединяющее потустороннее и реальное.
Отец Николай, иеромонах Выдубицкого мужского монастыря: "Монашество зародилось еще в третьем столетии в египетской пустыне и берет оттуда начало. На Руси оно ведет начало еще со времен крещения Киевской Руси. Когда была окрещена Киевская Русь, то князь Владимир также окрестил киевлян и также всех, кто были ему подвластны. В то же время из Греции приехали священники, а также иерархия, были основаны монастири на Руси".
В древние времена монастыри на Руси играли значительную роль. Это были мощные просветительские центры. Там писались летописи, печаталась вся церковная литература. Монастыри были сокровищницами древних знаний.
Отец Николай, иеромонах Выдубицкого мужского монастыря: "Обычно в монастырях были сподвижники, которые черпали эту мудрость от Бога и давали людям, которые приходили к ним, эту мудрость божественную".
На Руси в православных монастырях обучали и военному делу. Во время набегов кочевников храмы превращались в крепости. И защищали их сами монахи. Кроме того, монастыри в православных княжествах были религиозно-культурными центрами. Здесь сберегались древние сокровища и церковные реликвии. Монастырские хранилища были надежнее современных банков. Монахи охранили святыни, не прибегая к помощи войск. Поэтому обязаны были владеть боевыми искусствами.
Монахи-воины с древних времен существовали на Руси. Братства должны были оберегать древние знания от посягательств чужеземцев. Но когда в государстве царствовала смута, когда захватчику никто не мог дать отпора, иноки вставали за защиту родины.
Отец Николай, иеромонах Выдубицкого мужского монастыря: Я знаю, что, отправляясь на Куликовскую битву, князь Дмитрий Донской заехал в монастырь Сергия Радонежского за благословением, и Сергий Радонежский дал ему в войско двух монахов: Пересвета и Ослябю для того, чтобы поддерживали православный дух в войске. И когда был поединок Кочубея с Пересветом, я думаю, что монахи поддерживали свой дух православный, христианский и обратились к Господу, и вызвали небесную силу для того, чтобы получить победу христианства, христианского духа над языческим, варварским духом".
Два монаха, посланные на битву, были не простыми людьми. В то время в школе-монастыре, руководимой Сергием Радонежским, они были известны как Александр Пересвет, в миру боярин Брянский и Андрей Ослябя, боярин Любецкий. Об их мужестве и храбрости ходили легенды. До принятия пострига они прославились как доблестные воины и люди, опытные в ратном деле. Этих монахов у Преподобного Сергия и попросил в свои полки Великий Князь Дмитрий Донской. Он надеялся, что мужественные люди, которые всецело посвятило себя Богу, будут примером для его воинства. И Преподобный Сергий, не задумываясь, выполнил просьбу Великого Князя. Он велел Пересвету и Ослябе готовиться к делу ратному. Но вместо лат и шлемов приказал надеть схимы с изображением креста Христового. Благословив дружину русичей, преподобный Сергий предрек победный исход будущей битвы".
В любой момент монах-воин должен быть готов действовать. И действовать так, как того требует ситуация. Итак, поединок. Абсолютно безоружному иноку противостоит серьезный неприятель. Он вооружен. Он владеет тайными знаниями своей школы. Челубей Тамир Мирза - из рода печенегов. Богатырь огромного роста и крепкого телосложения - он вышел с татарской стороны. Его сила подобна силе древнего Голиафа, он грозно потрясал оружием перед русскими воинами... Таким он вошел в историю. На Пересвете вместо лат и шлема - схима. На этой одежде были нашиты знаки воина Христова - Господень Крест. Доблестный монах-воин перед поединком окропил себя святой водой, простился со своим духовным отцом - Сергием Радонежским, с духовным братом Андреем Ослябей, с Великим Князем и со всем воинством Православным. Братья молили Бога, чтобы он помог Пересвету выстоять и одержать победу. Подобно молнии Пересвет бросился на страшного монгола... Раздались громкие возгласы с одной и с другой стороны.
Андрей Старовойт, глава общества "Пересвет": "Он владел знаниями, так как это был представитель тибеско-воинстуюющей секты "По". И на тот момент он провел более 300 поединков, в которых он не потерпел поражения ни одного. Что такое к тому времени 300 поединков, я думаю, рассказывать не надо. Это сейчас нажал кнопку - и полетела бомба, Это были поединки двух мужчина, двух личностей. И поединки были бескомпромиссные, как правило, была смерть".
На Куликовском поле войско русичей ожидала орда могущественных варваров. Во время схватки богатырей копье Челубея попало в крест Пересвета и согнулось, а монах нанес столь мощный удар, что пробил шлем врага.
Андрей Старовойт, глава общества "Пересвет": "Единственная кольчуга, которая была у него на груди - это был крест. Он сел на коня, взял копье и поскакал навстречу своей судьбе. Он встретил ее, как мог. И всем пример он показал, что их можно преодолевать и их нужно преодолевать. Да, это действительно был не обычный воин дружинник, это был боярин. Сложилась жизнь так, что до того, как он пошел в монахи, он принял участие в битве. Это была позорная резня монгол и русичей. И он помолился и сказал, что если он останется живой, он посвятит себя вере в Бога и он пойдет в монахи. Он остался живой и так поступил. Путь воина - это, прежде всего, путь чести, совести, путь патриота своей родины. В двух словах - путь воина состоит в искусстве жить, если нужно жить и умереть, если нужно умереть".
Как и в те смутные времена, так и сейчас продолжается борьба между добром и злом. И, хотя эти понятия абстрактные, именно борьба с внутренним врагом определяет сущность человека. Внешний враг стремился захватить государство. Его пытались умилостивить дарами и покорностью. Но неприятель не давал пощады. Верна старая истина - кто хочет мира, пусть готовится к войне.
Бой с язычниками ожидался страшный. И много тысяч храбрых витязей погибнут в битве через несколько часов. Все они - жертвы любви к своей Родине. Кто-то из воинов в последний момент молился за победу христиан: Другие, преклонив колена и простирая руки к золотому образу Спасителя, который сиял вдали на черном флаге, в душе молили пощады для своей жизни. Пощады только лишь для общей победы. Русичи перед большой битвой были свободны от рабства собственного "Я". Они - воины, которые противостоят темным силам зла.
Летописных подтверждений того, что в православных монастырях обучали боевому искусству - нет. Но доподлинно известно, что основатель многих монастырей на Руси Сергий Радонежский был создателем целой школы православия. Ее главной задачей было сберечь духовные и культурные ценности народа, защитить национальные святыни во что бы то ни стало. Именно поэтому иноки изучали военное дело.
Андрей Старовойт, глава общества "Пересвет": "Прежде всего, это были тайные общества, деятельность их не афишировалась, потому что они выполняли задачи не дипломатического характера, они выполняли задачи силового воздействия. Потому каждый настоящий воин не будет никогда демонстрировать пред своим противником всех своих возможностей, но если ему понадобится, воин этим воспользуется".
Наступил грозный час битвы, которая должна была решить судьбу Руси. Сотни метров отделяет русские передовые полки, где находился сам Великий Князь, от бесчисленных полчищ монгольских. В полдень оба войска сошлись возле речки Непрядвы. Началось сражение, заблестели мечи, затрещали копья, полилась кровь богатырская. В Авангарде армии русичей - Сторожевой полк, за ним - Передовой. В центре - Большой полк, фланги которого прикрывали полки Правой и Левой руки. Монголы также расположили свои войска в линейном порядке. В центре - наемная генуэзская пехота. За ней и на флангах - ордынская конница. Позади резерв. Выдержав первый натиск и понеся большие потери, остатки полков отступили к основным силам русских. Начались отчаянные фронтальные атаки ордынской конницы.
Андрей Старовойт, глава общества "Пересвет": "Победа и поражение - это понятия близкие между собой. Только поражение дает больше симптомов к размышлению. Победа - это кратковременное состояние души, к которому идет каждый воин. Потому что, чтобы вон ни делал, он это делает не один. Победа - это награда за труд".
Русские полки выстояли, и тогда, пытаясь создать численное преимущество, монголы бросили резервные силы. Несмотря на отчаянное сопротивление, противнику удалось прорвать русские порядки. Полк Левой руки начал отступать. Создалась реальная угроза окружения. Наступила кульминация боя. И в этот момент стал атаковать Засадный полк. Внезапное введение в бой свежих сил русичей коренным образом изменило ситуацию. Русские войска пошли в наступление. Монголы вынуждены были бежать с поля битвы.
Андрей Старовойт, глава общества "Пересвет": "Каждый человек старается изменить мир, но воин четко понимает, как он это хочет сделать. И начинает воин собственно с себя. С изменения собственного сознания. Со своего отношения к жизни. О рабстве как тогда, так и сейчас, монголы, я бы не сказал, что они прошли как раскаленный меч через масло, они шли, они подкупали, местных правителей или тех, кто был не доволен этими правителями, и просто они ставили своих людей. То же самое, по сути, происходит и сейчас, то же самое будет происходить в будущем, но почему народ взбунтовался - потому что наш народ сплачивается, когда ему очень плохо".
Русичи преследовали монголов до наступления темноты. Победа была полной. Войска хана Мамая были разгромлены и уничтожены.
Русь в ходе боя понесла большие потери. Семь дней собирали и хоронили в братских могилах павших витязей. Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. На поле сошлись более ста тысяч воинов. Золотой Орде русичи нанесли сокрушительное поражение. Битва стала кардинальным переломом в борьбе государства против татаро-монгольского ига.
Имя Пересвета стало символом человеческого подвига. Но этот подвиг был совершен только благодаря глубокой вере в Слово Христово, открывающей путь к Божественной премудрости. Приняв постриг, Пересвет тем самым пытался отойти от мирских дел, снять с себя ответственность за судьбы людей. Но звание монаха-воина обязывало действовать иначе. За двести лет монголо-татарского ига Русь не смогла бы сохранить свои культурные традиции без опоры на Православную Церковь.
Примеров подобного религиозного подвижничества в русской истории не так уж и много. Спустя годы после освобождения Руси от татаро-монгольского ига монашеская жизнь изменилась. Во второй половине 14-го века появляется движение пустынножителей. Иноки покидали города и уходили в лес или пустыню. О причинах этого мы можем только догадываться. В Средневековье положение жизни городов остается все еще трудным и неясным. Они время от времени подвергаются татарским набегам и разграблениям. Упадок городских монастырей мог подтолкнуть адептов Православия на поиски новых путей, которые поднимут духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси. Монашество строилось на византийских традициях. Большинство монастырей были и есть общежитийными.
Отец Николай, иеромонах Выдубицкого мужского монастыря: "Восточное христианство отличается от западного тем, что сохранило апостольское учение неизмененным. Дело в том, что западная церковь католическая много ввела изменений и нововведений в богослужении, в догматах и в других сферах церкви. Поэтому восточная церковь православная отличается тем, что она старалась сохранить учение апостолов таким, которым оно было передано от Иисуса Христа апостолам".
В Византии в 11-м веке монашеское движение приобрело новые особенности. Монахи поверили в способность человека изменять мир. Но в условиях русской действительности ценность человеческой личности была по-прежнему предельно низкой. Мнения о том, что человек может изменить ход истории, в те годы вызвали бы, наверное, улыбку. Ни последний холоп, ни великий князь не могли ручаться даже за себя. Благосостояние и жизнь любого человека на Руси зависели от благосклонности ордынских наместников, исхода борьбы за ханский престол, колебаний цен на мировом рынке работорговли, падежа скота или неожиданной засухи в Большой степи.
Только Церковь могла не признавать над собою власти Орды. Не вмешиваясь в политический процесс, она помогала людям сохранить веру в свои силы. Перед лицом хана падали ниц даже князья, но перед Господом каждый человек был свободным. Вера в Бога давала не только надежду на спасение, но и явилась прочным фундаментом для государственного строительства после изгнания монголотатар.
А теперь возвратимся к одному из загадочных киевских событий времен "монгольского нашествия". Глава церкви Киевский митрополит Иосиф, который вроде бы исчез без вести - был греком из Царьграда. Он ставленник константинопольского патриарха, прибывшего в Киев. К тому времени Русь тяготится зависимостью перед Царьградом, но уже отдает предпочтение собственным церковным деятелям. И тогда будто бы "бесхозная" киевская митрополия должна достаться не греку, а русичу игумену Кириллу, который был родом с южных районов Руси. Итак, неугодный грек, благодаря киевлянам, бесследно исчезает и митрополитом становится свой. А на все вопросы посланцев из Царьграда русичи только разводят руками и сетуют на злых монголов, которые якобы и уничтожили греческого иерарха...
Шли годы, менялись эпохи: Но все так же неизменными остаются такие понятия как честь, мужество и преданность своей Родине. Вызов, который принял православный монах, был знаком провидения. Своим благородным поступком инок смог развеять легенду о непобедимости любого врага. Александр Пересвет доказал, что нет непокоренных высот. Что вкус победы над врагами своего Отечества для истинных героев всегда будет слаще, чем вкус к жизни.