Нобелевская премия в области медицины - кому повезло, а кому нет [ Редагувати ]
В Копенгагене закончили чествовать лауреатов этого года в пяти других номинациях - в области физики, химии, литературы, а также медицины. Премию в этой номинации в 2009-м разделили сразу три американца. Впрочем, их коллеги уже заявили - в списке награжденных явно не хватает еще одного. Российский ученый намного раньше выдвинул теорию, которую американцы подтвердили на практике. Чтобы разобраться в ситуации с "нобелевским скандалом" - Дмитрий Анопченко побывал в лабораториях лауреатов. Репортаж из Соединенных Штатов.
Открытие, достойное Нобеля, она сделала в этой лаборатории. Кэрол Грейдер шутит - микроскоп давно уже не для нее, оружие современных ученых - компьютер.
За монитором профессор проводит десять часов в день. Поэтому и просыпается в пол-пятого - чтобы хотя бы утром уделить время двум маленьким детям. Звонок из Нобелевского комитета прозвучал как раз в тот момент, когда Кэрол занималась домашними делами.
Кэрол Грейдер, профессор Школы медицины Университета Джона Хопкинса:
- Я стою - полные руки белья - 5 утра и звонит телефон. Это был такой сюрприз! Я не ждала, что кто-то может позвонить так рано! Была настолько поражена, что не сразу поняла - мне звонят из Стокгольма и я получила Нобелевскую премию.
Еще в восьмидесятых Кэрол заинтересовалась - почему клетки через строго определенное время перестают делиться. А это и есть причина неминуемого старения. Теломераза - фермент, который обнаружила профессор Грейдер - во время экспериментов в несколько раз увеличивал срок жизни отдельных клеток. От этого открытия - один шаг к раскрытию самых важных загадок природы - старения и смерти.
Кэрол Грейдер, профессор Школы медицины Университета Джона Хопкинса:
- Если этот фермент позволяет клеткам делиться, наверняка есть способ, чтобы достичь обратного. Чтобы раковые клетки не размножались. Борьба с раком для меня теперь приоритет! А с другой стороны - мы все чаще думаем о продлении молодости... И теперь к этому есть прямой путь!
Практическое применение "нобелевскому ферменту" ищут и в другой части Соединенных штатов - в Бостоне. Здесь, в медицинской школе Гарварда, работает еще один лауреат этого года - Джек Шостак. Нобелевская премия этого года для профессора явно не последняя. Ведь ему удалось сделать казалось бы невозможное - создать живое из неживого.
Именно здесь из набора химических веществ Джек Шостак создал подобие живой клетки. "Возможно, именно так на Земле когда-то возникла жизнь", - говорит профессор. Исследования, за которые он получил "Нобеля", Шостак давно забросил - хотя и выглядит подозрительно молодо для своих лет.
Джек Шостак, профессор Гарвардской школы медицины:
- Накануне награждения все только и говорят о "ферменте молодости"... А я думаю о другом - как можно в лаборатории повторить то, с чего все началось - создать жизнь.
Нобелевскую премию Грейдер и Шостак разделили с еще одной коллегой - Элизабет Блекберн. Теперь все трое ищут практическое применение для своего открытия. Вот только их триумф несколько омрачили коллеги.
В Москве заявили - Нобелевский комитет поступил по принципу "четвертый - лишний". И намеренно забыл об Алексее Оловникове. Ученом, который еще в начале семидесятых, за десять лет до американцев, выдвинул теорию, которую они затем блестяще подтвердили. Сам Оловников, а ему уже за семьдесят, еле оправился от удара и не общается с журналистами. А коллеги говорят - без него открытия просто не было бы.
Праздничный Стокгольм словно и не заметил этого скандала - решения Нобелевского комитета не обсуждаются и не оспариваются. Только вот журналисты ехидно замечают - самая авторитетная в научном мире премия - не всегда самая объективная. Ведь Энштейну тоже не дали Нобеля за его теорию относительности.
Дмитрий Анопченко, Никита Исайко, "Подробности", телеканал "Интер"