Американцы не знают, что делать с тюрьмой Гуантанамо [ Редагувати ]
Известная тюрьма Гуантанамо по-прежнему продолжает работать, хотя президент США Барак Обама обещал закрыть ее не позже января этого года. Американцы никак не могут решить, куда отправить заключенных. Собственный корреспондент "Подробностей" Максим Драбок стал первым украинским журналистом, который побывал в самой несвободной точке острова Свободы. Эксклюзивный репортаж из Гуантанамо.
Гуантанамо - самая старая военно-морская база США за рубежом и единственная в коммунистической стране. Америка платит Кубе за аренду всего 4 тысячи долларов в год. Тюрьму здесь открыли в январе 2002-го. Первое время узников держали вот в таких клетках, пока не построили постоянные лагеря.
Это самый современный из них. Его открыл Джордж Буш в 2006-м. Лагерь обошелся в 37 миллионов долларов. Здесь средний уровень безопасности, но легко можно повысить до максимального. Это главная особенность строения. Показывать лица заключенных и сотрудников тюрьмы нельзя.
Начальник Лагеря №6 тюрьмы в Гуантанамо:
- В блоке в среднем до 20 человек. Они живут вместе, могут общаться без ограничений друг с другом до 20 часов в сутки.
Агрессивных узников держат в камерах-одиночках в другом лагере. Они носят оранжевую робу. Те же, кого считают послушными, ходят в белом. Они даже могут посещать вот такие классы. Здесь учат английский, разрешают играть в шашки и шахматы, рисовать.
Заключенные молятся пять раз в день по 15-20 минут. Все вместе. Используют вот такой коврик и шапочку. Кроме того, как для тюрьмы, здесь довольно большая библиотека - 17 тысяч книг.
Росарио, библиотекарь Лагеря №4 тюрьмы в Гуантанамо:
- Заключенный может хранить книгу у себя в камере 30 дней и потом продлить еще на такой же срок. Если же нужно больше времени, ему придется книгу вернуть, чтобы у других была возможность ее почитать, а потом снова заказать.
Самые любимые книги заключенных Гуантанамо - трактования Корана и Гарри Потер на арабском. Узники тюрьмы всегда с нетерпением ждут продолжения приключений маленького волшебника.
В американской тюрьме Гуантанамо в лагере "Дельта" в библиотеке есть секция с книгами и на русском языке. Здесь, как правило, классика - Толстой, Пушкин. Также много об исламе и даже Большая кулинарная энциклопедия на каждый день.
Сейчас в тюрьме один русскоговорящий узник. Равиль Мингазов родился в России. Был задержан во время боевых операций против талибов в Афганистане. На условия содержания не жалуется. Даже хочет поделиться едой с пострадавшими от землетрясения жителями Гаити. Готовит посылку.
Равиль Мингазов, узник тюрьмы в Гуантанамо:
- Пусть люди знают, что мы не террористы. У нас тоже есть сердца.
Средний возраст заключенных 35 лет. В Гуантанамо уверяют: медобслуживание узники получают такое же, как и их охранники.
Старший медицинский офицер Лагеря №4 тюрьмы в Гуантанамо:
- Они, как правило, вполне здоровые. Атлетического телосложения. Мы проводим регулярные медосмотры, включая дантиста, чтобы следить и поддерживать их здоровье.
Нападения на охранников сейчас происходят реже. Военные избегают лишних контактов с заключенными.
Охранник одного из лагерей тюрьмы в Гуантанамо:
- Я никогда первым не начинаю разговор. Если что-то нужно, они сами обращаются. Просят принести мыло, шампунь, зубную щетку или же коврик для молитвы.
Руководство тюрьмы уверяет: пыток здесь ни к кому не применяют, единственная цель - изолировать боевиков, чтобы они не принимали участие в террористических операциях.
Томас Коупмэн, командующий Объединенной оперативно-тактической группы в Гуантанамо:
- Здесь никогда не было пыток водой. Хотя некоторые заключенные утверждали, что это применялось по отношению к ним, но не в Гуантанамо.
Это едва ли не самое благополучное место на земле, убеждает руководство тюрьмы. Но почему же тогда скандалы вокруг Гуантанамо не утихают, а защитники прав человека требуют ее закрытия? Смотрите завтра в "Подробностях недели".
Максим Драбок. Игорь Антонюк. Подробности. Гуантанамо. Куба