Жители шахтерских регионов по-прежнему верят в будущее углепрома [ Редагувати ]

Интересно, что рядовые украинцы во многих экономических неурядицах винят не государство, а мошенников и чиновников-взяточников. Это подтвердили и исследования, проведённые Центром экономических и политических исследований имени Разумкова.
Эксперты интересовались, что думают жители угольных регионов - Донецкой, Луганской и части Днепропетровской области - о причинах кризиса и перспективах отрасли.
О том, как в действительности обстоят дела на шахтах 24 сентября говорили за круглым столом аналитики, народные депутаты, представители Минтопэнерго и профсоюзов.
Жители шахтёрских регионов назвали несколько причин, которые, по их мнению, привели к ухудшению ситуации в углепроме. Главная из них, по мнению 70 процентов опрошенных, это хищения и коррупция.
Треть респондентов считают, что кризис спровоцировали неплатежи. И только четверть - убеждены, что виной всему недостаточная поддержка государства.
Среди названных причин и высокая себестоимость сырья, и несовершенство отраслевого законодательства, и отсутствие реформ, и бартер. При этом подавляющее большинство жителей шахтёрских регионов по-прежнему верят, что у отрасли есть будущее.
Анализируя ход реформ, эксперты отмечают некоторые позитивные сдвиги, которые, правда, пока не влияют на ситуацию в целом.
Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ УЦЭПИ имени Разумкова: "Нельзя сказать, что структурная перестройка закончилась ничем, и всё у нас плохо. Удалось добиться и некоторых позитивных показателей. Я считаю, что наиболее главным из них является стабилизация добычи угля".
Ефим Звягильский, народный депутат Украины, генеральный директор шахты имени Засядько: "Я, например, не вижу ни одного положительного фактора, кроме нанесения громадных убытков и ликвидации вообще отрасли... Вам известно, что с 96-го года мы должны были при закрытии шахт трудоустроить 130 тысяч трудящихся, дать новые места. А мы дали всего 3,5 тысячи".
Зарубежный опыт реформирования углепрома может быть полезен Украине. Великобритания, например, в середине 80-х пошла на радикальные меры - выставила на приватизацию рентабельные шахты, и безжалостно закрыла убыточные. Противостояние горняков и правительства Тэтчер вошло в историю как крупнейшая классовая битва 20-го века.
В Германии угольные предприятия реструктуризировали по более "мягкому" сценарию, избежав социальных потрясений.
В Украине преобразования пока проводят непоследовательно, и каждое новое правительство изобретает свой рецепт выхода отрасли из кризиса.