Пираты добрались до украинских вод Дуная [ Редагувати ]
Один из культовых отечественных фильмов - "Пираты 20-го века". В нем моряки советского корабля вынуждены были защищать имущество от посягательств иностранных любителей легкой наживы. Далеко от Родины, в Тихом океане. Кто бы мог подумать, что в наше время на украинские суда также нападают, и не где-нибудь - а на своей территории?! Украинские моряки столкнулись с этой проблемой на Дунае, где с румынского берега в любой момент к судну может причалить катер-захватчик. Как это происходит, знает Роман Бочкала.
Это произошло год назад. Судно грабили прямо на глазах у капитана. В Измаил из Румынии теплоходу "Звездный" суждено было вернуться с опустевшим трюмом.
Мингарей Заркизянов - капитан теплохода "Звездный":
Прыгнули в секцию - руками кидают, а один затаскивает в машину… Бросались металлом, угрожали броском... Сначала это выглядело смешно, но за десять минут такое количество улетело, что…
Экипаж потерял семнадцать тонн груза. Не помогла и полиция. Офицер, прибывший на место через полчаса после начала грабежа, попугал нападавших и уехал.
Мингарей Заркизянов - капитан теплохода "Звездный":
Пришлось концы рвать и отходить от стенки.
После истории со "Звездным", на румынском участке Дуная, украинские суда грабили уже десятки раз. Как правило, нападают ночью. Баржи идут огромными караванами. Грабители подходят к ним на лодках и взбираются на борт.
Мингарей Заркизянов - капитан теплохода "Звездный":
Длина каравана почти триста метров. И вот на баке не сильно и увидишь в ночное время. Так если случайно прожектором поймаешь, тогда аврал. А так в основном они на рейде, на стоянке нападают.
Глава службы безопасности Украинского дунайского пароходства теперь на связи и днем, и ночью. По международным правилам, в случае нападения, наши моряки должны вызвать береговую охрану и попытаться задержать преступников. Оказывать сопротивление - нельзя. Вот он, самый опасный участок румынского Дуная - рукав Борча-Бала. Он буквально изрезан множеством протоков, просто идеально подходит для неожиданных нападений.
Из-за сильного течения и крутых поворотов, баржи по этому участку буксируются по очереди. На языке моряков, происходит так называемая "проводка". Пока толкач возвращается за следующей баржей, уже отбуксированные остаются без присмотра.
Теплоход "Ярославль" возвращается из очередного рейса. Еще утром это судно было по другую - опасную сторону границы.
Первый вопрос с берега:
- Ну как там в Румынии?.
- На этот раз все спокойно.
- Отбой!
Пока. Временно. На памяти старшего механика Владимира Степанянца - несколько нападений. Однажды грабители пытались прорваться к нему прямо в машинное отделение. Вспоминает: хватали все ценное, что видели.
- Все! Их интересует все, что лежит, висит… Вот все, что есть - все. Рубят, пилят, пробки выкручивают с палубы бронзовые.
Последней каплей стало нападение на теплоход "Пермь", рассказывает глава Украинского дунайского пароходства Александр Долгов. Шкиперу угрожали ножом, матроса пытались выбросить за борт. После этого случая руководство компании обратилось в румынскую полицию и Министерство иностранных дел Украины.
Александр Долгов - исполняющий обязанности председателя правления Украинского Дунайского пароходства:
Если в зимнее время человек попадает в Дунай, если его просто выбрасывают за борт. То с учетом скорости течения и температуры воды, водоворотов… В последствии найти его и выплыть достаточно сложно. Ну, это уже в общем-то покушение.
В ответ на обращение моряков, МИД поручил нашему посольству в Румынии взять под контроль ход расследований нападений на украинские суда.
Александр Дикусаров -пресс-секретарь Министерства иностранных дел Украины:
Ми звернулися з проханням максимально оперативно надавати нам інформацію щодо ходу розслідування і звичайно не зволікати з самими розслідуваннями. Оскільки самі зацікавлені у безпеці українських суден та наших громадян на їх борту.
Пожалуй самое дерзкое нападение произошло здесь - в румынском городе Галац. Всего в пятнадцати километрах от украинской границы. Средь бела дня прямо в порту, на теплоход Капитан Антипов ворвались вооруженные люди. Капитан пытался им помешать, но в ответ в него полетели камни.
Галац - дунайские ворота Румынии. Получить официальные комментарии администрации местного порта и морской полиции - не удалось. Неофициально говорить на эту тему здесь тоже не хотят. Не обсуждают нападения на украинские суда и в местной прессе. Что же думают об этом румынские моряки? Это судно только вернулось из плавания. Боцман по имени Разван кажется дружелюбным.
Разван - румынский моряк:
Мы любим украинских моряков! Мы ведь соседи, и вместе делим Дунай.
Но вот вопрос о пиратах - и беседа закончена.
Разван - румынский моряк:
Пираты? Нападают на украинские суда? Первый раз слышу… Вообще-то тут нельзя находиться. У вас могут быть проблемы. Уходите.
А вот в деревушке Бадалан, недалеко от Галаца, о речных нападениях знают. Жалуются: работы здесь почти нет. Каждый зарабатывает, как может.
Мы очень бедно живем. А когда Румыния вступила в Евросоюз, стало еще хуже - цены выросли. Еле-еле сводим концы с концами... Просто пытаемся выжить!
В детстве Владимир любил читать книги о пиратах. В его представлении это благородные рыцари. Разбойников же, с которыми доводилось встречаться в Румынии, он называет по-другому.
- Чтоб можно было в камеру сказать... не знаю как подобрать такое слово. Просто шпана. По-другому не назовешь. Они берут то, что пираты брать не будут.
Избегает слово "пиратство" и румынская сторона. Дескать, речь идет об обычном бандитизме. Впрочем, как именно называть речных разбойников, неясно. Ведь до суда пока не дошла ни одна история.
Роман Бочкала, Ирина Дьяченко, Андрей Анастасов, Владлен Ноль - "Подробности недели", телеканал "Интер".