В России для трудовых мигрантов ввели экзамен по русскому языку [ Редагувати ]
Требуется дворник с обязательным знанием русского языка. Отныне трудовые мигранты, работающие в России, обязаны говорить на великом и могучем. Еще и подтвердить свои знания на экзамене. Если, конечно, хотят официально устроиться на работу.
Новые правила коснутся тех сфер, где требуется общение с местным населением. Это ЖКХ, торговля и обслуживание. По мнению законодателей, именно с продавцами и сантехниками чаще всего не находят общий язык россияне. Строители, а среди них очень много украинцев, пока могут вздохнуть спокойно, надеется Алла Щёлычева.
"Незваные гости" из федеральной службы приходят на рассвете. Пока мигранты спят в лачугах.
- Документы готовим. - Документ нет. - А где ваши документы? Одевайся, одевайся. Что сидим?
Человек в форме на гастарбайтеров наводит ужас. У них сразу иссякает, и без того скупой, запас русских слов. Не могут даже объяснить, где и кем работают.
- Есть там еще кто? Сколько вас там? - Пять. - Документы где ваши?
Больше половины этих мигрантов поедут домой. Ежегодно из России выдворяют тысячи нелегалов. Но каждый день в страну приезжают новые. Теперь, чтобы получить разрешение на работу, им придётся ещё и преодолеть языковой барьер. С первого декабря нужно сдавать экзамен на знание русского.
Алла Щёлычева, корреспондент:
- "Великий и могучий" трудовым мигрантам просто необходимо знать, работая, например, в жилищно-коммунальном хозяйстве, даже тем, кто подметает улицы. А еще торговля. Продаешь шапки, матрешки и магниты, продавай по-русски. И тем более сфера обслуживания. Мигрант должен суметь объяснить русскоязычному человеку, какую еду продает и сколько это блюдо стоит.
Делиться своим мнением трудяги не хотят. Завидев камеру, спешно отворачиваются. Разговор не клеится. Снимать в торговом центре и вовсе приходится на телефон. Хорошо видно, сколько не русских здесь трудится. На них вся черновая работа. Но даже для такой теперь нужно выучить 850 слов. С этим лексическим запасом уже можно сдавать экзамен.
Залина Корнилова, официальный представитель Федеральной миграционной службы России:
- Тест для прохождения тестирования он достаточно простой, он включает в себя всего несколько вопросов, они очень легкие, тест ориентирован на базовый уровень, там нет ничего сверхъестественного, сверхсложного.
Но тест платный, 3 тысячи рублей, примерно 800 гривен. Оценивать знания и выдавать сертификаты уже готовы в международном центре образования МГУ. Вот только в очереди никто не стоит. Директор Вера Степаненко - москвичка, и ей сама идея с экзаменом по русскому очень нравится.
Вера Степаненко, директор Центра тестирования МГУ:
- Я в все время с этим на улицах сталкиваюсь, вот спрашиваешь на бензоколонке, те кто убирают там дворы, да. Он не понимает что ты ему говоришь. Это просто в силу того, что они там не говорили, например, в Таджикистане, по-русски, а приехали сюда, они же живут опять сообществом и тоже по большому счету не говорят по-русски.
Дворник Алик как раз из таких. Он год живёт в Москве. Летом высаживает цветы, зимой разгребает сугробы. По-русски не то, что говорит плохо, соображает с трудом.
Он ещё не знает, но язык ему придётся выучить. Иначе, чемодан-вокзал-аул. Именно такие, как этот парень, и попадают под новые правила. Учиться закончил после распада Союза, а в школе русский не преподавали. То ли дело его землячка Курбанай. Понимает и говорит, как для мигранта, очень хорошо. Потому что училась ещё в СССР.
Курбанай Шамуратова, трудовая мигрантка:
- Пускай, если так сдаем. Ниче не страшно, наверно проблемы не будет.
То есть, тем, кто получил диплом до 91-го года - экзамен сдавать не нужно. Можно показать аттестат с оценкой, который признаётся в России. Получается, что украинцев новые правила не должны коснуться. Освобождены от экзамена также все граждане Беларуси и Кыргызстана - там русский язык государственный.
Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция XXI век":
- Я вообще не понимаю, собственно говоря, о чем этот закон?
Президент фонда "Миграция 21 век", занимается проблемами нелегалов, считает, что правила писаны для очень ограниченного круга. И этот закон может решить проблемы, но вовсе не те.
Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция XXI век":
- Вряд ли это заставит людей выучить язык, скорей всего будут покупать этот сертификат. Мы в результате получим не знание ни русского языка, а еще больше коррумпируем наших бедных чиновников, полицейских и сотрудников Федеральной миграционной службы.
Сертификаты уже даже в интернете продают. Причём в два раза дороже, чем стоит сам экзамен. Но власти уверены - Закон должен сократить количество нелегалов. Ничего не изменится, парируют в Федерации мигрантов. Ведь разрешения на работу - лимитированы.
Маджумдера Мухаммада Амина, президент Федерации мигрантов России:
- Если в Москве работает три миллиона мигрантов, разрешение дает только 180 тысяч официально департамент труда и занятости, остальные вынуждены жить здесь незаконно, нелегально.
В России трудится более 10-ти миллионов гастарбайтеров. Это по примерным подсчётам. Легально работает в три раза меньше. Сейчас, закон охватывает только три сферы. Например, строителям знать язык необязательно. Но через 2 года тест по русскому нужно будет сдавать абсолютно всем "понаехавшим". При этом знать ещё азы законодательства и истории России.
Алла Щелычева, Виталий Коваленко. "Подробности недели", российское бюро телеканала "Интер"