События-2012: Украинская экономика [ Редагувати ]

Уходящий год оказался непростым для экономики Украины. Инвестициям не очень помог Евро-2012, темпы роста ВВП падают, валюту начало лихорадить, а руководство страны готовится к кризису. Podrobnosti.ua вспоминают о самых ярких событиях – часть из них радовала наблюдателей, а часть – аукается затяжными скандалами.
Дорогой праздник
В разгар 2012 года на украинскую долю пришлось одно из самых ожидаемых событий пятилетки – совместное с Польшей проведение финального этапа Евро-2012. К организации футбольного первенства наше государство годами готовилось с переменным успехом. По первым благим начинаниям серьезно ударил кризис, а уже в годы правления Виктора Януковича Кабмин и примкнувшие спонсоры заканчивали подготовку в авральном режиме. Вопреки скептичным ожиданиям, Украина успела почти все – построить аэропорты, стадионы, отели, подлатать дороги, преобразовать транспортную систему. Эти работы были оценены достаточно высоко, что выразилось и в похвалах УЕФА, и в числе иностранных туристов, чье количество, по данным МИД, едва не дотянуло до 2 миллионов.
С другой стороны, праздник футбола обошелся Украине недешево. По первоначальным подсчетам, Евро должен был стоить нашему государству свыше 40 миллиардов гривен бюджетных средств. Летом 2012-го профильный вице-премьер Борис Колесников говорил уже о тратах в 5 миллиардов долларов. Поскольку значительная часть средств была вложена в небыстро окупающую себя инфраструктуру и солидные объекты, вроде больших стадионов и новых терминалов аэропортов, то к расходам в Кабмине отнеслись по-философски – с надеждой на "отдачу" в будущем. Впрочем, ожидания заработать здесь и сейчас не оправдались не только для правительства. Увереннее всего на протяжении Евро-2012 себя чувствовали, пожалуй, аэропорты, пассажиропоток которых на время чемпионата увеличился в несколько раз. Неплохо заработали таксисты, рестораторы и продавцы сувениров в принимающих городах. А вот меньше всего повезло отельерам. Ставки на дорогие многозвездочные отели в сочетании со взлетевшими ценами даже на койки в хостелах здорово ударили по украинским туристическим позициям. Доходило до того, что немалая часть иностранных туристов предпочитала лишь ненадолго прилетать на интересные матчи – но не останавливаться в Украине. Но бизнес, как и государство, склонен уповать на лучшее – прибили от еще не приехавших туристов. Как ни крути, а Евро действительно для многих открыло не такую уж и страшную и в меру экзотичную Украину. По версии международного портала TripAdvisor, именно Киев занял первую строчку в рейтинге самых быстрорастущих туристических направлений Европы. Если интерес не стихнет и тенденция сохранится – как минимум, часть затрат на чемпионат себя оправдает.
Скорость – еще не все
Целесообразность некоторых трат на Евро-2012 регулярно вызывала вопросы и претензии. Ответы на них зачастую был просты: "Как же без большого стадиона?", "Как же Борисполь без нового терминала?", "Как же страна без скоростного транспортного сообщения?"… Правда, с реализацией последнего варианта у правительства возникли большие трудности.
Введение сверхбыстрых (по скромным отечественным меркам) дневных поездов-экспрессов стало ключевым транспортным проектом Кабмина под Евро. Однако реализовать его в короткие сроки было непросто. В итоге Украина договорилась о поставке новинок с корейской компанией Hyundai. Только на 10 составов Киев потратил свыше 300 миллионов долларов. Под новшество тут же попытались серьезно перекроить расписание железнодорожного движения, отменив часть популярных ночных поездов. Народное возмущение привело к тому, что "Укрзалізниця" вернула-таки часть "потерь". Но на этом проблемы с "хюндаями" далеко не закончились. Давно обещанный ж/д подарок в украинских условиях на поверку оказался не намного быстрее старых экспрессов, зато намного дороже и в денежном эквиваленте (в итоге для уменьшения тарифов Кабмин отказался от обложения стоимости билетов НДС), и в нервном. Поломки и опоздания не так уж и редко оживляли рейсы "хюндаев" еще в первые месяцы их работы. Затем на некоторое время ситуация несколько стабилизировалась. Но ровно до того момента, как в Украину пришла зима. Снега и морозы здорово ударили по репутации и корейского машиностроения, и украинского правительства. Ставшие регулярными многочасовые остановки в чистом и очень холодном поле снова заставили говорить о нужности и важности детища Бориса Колесникова. Открещиваться от инициативы в целом в Кабмине не стали, но там планируют вернуться-таки к проекту сотрудничества с Крюковским вагоностроительным. Тем временем, сам Борис Викторович успел извиниться за "Hyundai-сложности". Но на работу в правительство, после избрания народным депутатом, бывший инфраструктурный вице-премьер уже не вернулся…
Валютная лихорадка
В 2012-м власти пугали украинцев не только инициативами по исправлению железнодорожного расписания. Одним из самых ярких экономических событий осени уходящего года стало периодическое проседание курса гривны. А заодно – и препятствующие этому порывы Нацбанка и Верховной рады.
Первый заметный срыв отечественной денежной единицы пришелся на конец августа - начало сентября. Тогда несколькодневную лихорадку курса объяснили неучастием НБУ в валютных торгах и усилиями банков-спекулянтов. Затем, уже в ноябре, сентябрьские рекорды были побиты. 13 ноября, впервые за почти 3 года, межбанковский курс пробил "потолок" в 8,3 гривны за доллар. Несмотря на все поствыборные опасения в стиле "А теперь гривну уронят!", это продолжалось совсем недолго. К концу декабря на межбанке доллар временами торговался у отметки, ненамного превышающей уровень в 8 гривен. К такому результату привело ужесточение монетарной политики. Пользуясь свежепринятым ВРУ законом, Национальный банк не преминул установить 50-процентную разнарядку на сдачу валюты экспортерами. А панические настроения населения регулятор и сочувствующие проработали еще интереснее.
Позиция "Население тоже виновато" в итоге вылилась в примечательное начинание. В середине ноября НБУ упомянул о возможности введения налога на продажу валюты физлицами. Верховная рада не заставила себя долго ждать – законопроект о 15-процентом сборе был вскорости зарегистрирован. Известие о том, что с каждого доллара придется отдать государству 15 центов, моментально всколыхнуло страну. Оппозиция тут же взялась регистрировать встречные законопроекты – то уменьшающие ставку потенциального налога, то перекладывающие груз ответственности на плечи юридических лиц; власти – заверять, что идея по-настоящему ударит только по теневым продажам, а забеспокоившаяся часть "валютодержателей" – нервно обменивать солидные накопления. Украинцы понесли доллары обратно в обменники, и теперь трудно сказать, не рассчитывали ли авторы идеи на именно такую реакцию. В любом случае, до введения "налога на валюту" у парламента пока руки так и не дошли. Да и в правительстве вдруг сочли, что в таких мерах "нет никакой необходимости". Но вместе с тем, будущее гривны определеннее не становится. Валютные запасы НБУ тают, сотрудничество с МВФ в 2012-м наладить не удалось, а курсовые перспективы нестабильны. При этом в Кабмине пока нацелились на среднегодовой курс в 8,3 гривны за доллар. Но, как известно, бюджет еще планируют переделывать. И кто знает, коснутся ли переделки валютных показателей.
Альтернативный вариант
Неопределенным остается будущее не только курса гривны, но и энергетики. Как известно, в 2012 году Украине так и не удалось пересмотреть "газовые" контракты с Россией. И пока переговорный процесс едва-едва сдвигался с точки, отечественные власти отдавали немало времени и усилий поиску альтернатив.
На протяжении года "окологазовые" подвижки произошли сразу в нескольких направлениях. Весной в Украину, наконец, прибыла первая из скандально известных "вышек Бойко" – буровых установок, которым предстоит работать на шельфе Черного моря. Параллельно с морскими запасами правительство строит планы и на разработку континентальных – как "обычного" газа, так и потенциально перспективного сланцевого. В уходящем году были подписаны договоры о сотрудничестве с двумя зарубежными гигантами – "Шелл" и "Шеврон". Правительство продолжило строить далеко идущие планы по поводу угледобычи и атомной энергетики. А кроме альтернативной добычи Кабмин озаботился и альтернативными поставками. После продолжительных переговоров с немецкой RWE в Украину пришел первый "реверсный" газ. Ожидается, что к маю 2013-го наше государство купит у европейцев уже около 5 миллиардов кубометров "голубого топлива". А вот с реализацией другого проекта альтернативных поставок дела обстоят куда печальнее.
Одна из главных надежд на "нероссийский" газ для Украины выражалась в намерении построить терминал по приему сжиженного газа. На протяжении всего года власть предержащие заранее искали, где бы этот газ купить: в Азербайджане, Катаре, США, возможно, и в Норвегии. Но прежде чем покупать газ, Украина должна обзавестись LNG-терминалом. Строительство оного уже давно входит в число Национальных проектов – перечня главных инвестиционно привлекательных инициатив Банковой. Тем не менее, за более чем два года планы так принципиально и не приблизились к реализации. Наконец, в конце осени 2012 года куратор Нацпроектов Владислав Каськив объявил о подписании договора о строительстве терминала между Киевом и испанскими компаниями Gas Natural Fenosa и Enagas. Но испанская сторона практически тут же эту информацию опровергла. Выяснение того, что именно, а главное – с кем, подписывал глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами стало предметом интереса не только прессы, но и специальной комиссии, созданной Кабмином. В целом же "терминальный" скандал, по словам некоторых политиков, может стоить Каськиву кресла. Впрочем, 25 декабря президент решил, что реализация идеи Нацпроектов "оказалась малоэффективной". Но как будет выглядеть запланированная "перезагрузка" и окончится ли она строительством многострадального терминала – пока неизвестно.
Тут торгуем, тут не торгуем, тут – товары "заворачиваем"
Как и можно было ожидать, "газовая" тема не стала единственным поводом для межнационального беспокойства. Практически весь 2012 год для Украины прошел под знаком увлеченных торговых "битв" как с Таможенным союзом в целом, так и с Россией в частности.
Отмашку новым "войнам" зимой заканчивающегося года дало известное заявление главы Госпотребнадзора Геннадия Онищенко. Еще в январе главный санврач РФ забеспокоился из-за украинских норм. Затем в феврале последовал запрет на ввоз в Россию сыров сначала трех, а позже – еще четырех производителей из Украины. С течением времени "сырная война" превращалась то затяжной обмен неблаговидными "комплиментами", то в демонстрацию а-ля "Общий усилия помогут решить все проблемы". Визиты, инспекции, пробы – весной страны достигли было перемирия, и к концу апреля запрет был снят. Примечательно, но в ходе затяжных весенних проверок искомое пальмовое масло в украинском сыре так и не было обнаружено. Зато всплески "околомолочной" критики со стороны России не прекращались ни летом, ни осенью. Только к середине октября украинские производители объявили о восстановлении объемов экспорта в Россию. Но к концу этого месяца РФ завернула новые партии сыра.
В то же время, торговые конфликты в 2012-м жили не сыром единым. Периодические проблемы возникали и у другой продукции украинского пищепрома, и у металлургов и прокатчиков, и даже у отечественного фарфора. Но самой громкой, кроме "сырной", в текущем году стала война утилизационных сборов. Как известно, с 1 сентября в России заработал дополнительный сбор на импортные автомобили. Поскольку в соседнюю страну экспортируется порядка 30 процентов производимых в Украине автомобилей – инициатива РФ вызвала предсказуемое беспокойство Кабмина. А вот несколько ассиметричную реакцию на эту идею оценили далеко не все. В свою очередь, Киев решил ввести солиднейший утилизационный сбор на автомобили российского производства. Впрочем, дальнейшие переговоры с ВТО показали, что защищать рынки Украина хотела бы по всем направлениям. Однако в "автомобильной" плоскости на острие конфликта все равно остались отношения с Москвой. Наконец, к концу ноября правительства двух государств сообщили о своей готовности подписать договор о взаимном неприменении утилизационных сборов. При этом Украина ограничительные механизмы так и не ввела – тематический законопроект завис между парламентскими созывами. А с учетом изменения конъюнктуры политрынка парламент к этому вопросу может и не вернуться. В ноябре-декабре 2012-го в правящем лагере не уставали напоминать о важности сотрудничества с Таможенным союзом. И, кто знает, возможно, экономические события уже 2013 года уже совсем по-другому будут зависеть от ТС.