Чечетов: Досрочные выборы в парламент пройдут только по мажоритарной системе [ Редагувати ]

Первый замглавы фракции Партии регионов Михаил Чечетов считает, что если досрочные выборы в Раду все-таки и пройдут, то нужно будет "зачистить политический ландшафт". Для этого нужно изменить закон о выборах и провести их только по мажоритарной системе. Об этом он рассказал в интервью delo.ua.
Михаил Васильевич, кто виноват в нынешнем парламентском кризисе?
- Парламентский кризис связан с тем, что у нас с оппозицией разные понимания демократии. В нашем понимании формула демократии следующая: демократия = порядок+дисциплина+ответственность.
В понимании наших политических оппонентов, формула демократии другая: демократия = хаос+анархия+всеобщий бардак. При их понимании демократии строить и созидать невозможно. Поэтому они разрушители. Для того чтобы созидать, нужно единство, консолидация и политическая стабильность.
Готова ли Партия регионов к досрочным парламентским выборам, о которых заявляет оппозиция?
- Мы не боимся выборов, Партия регионов выиграла бы и эти выборы. Но ситуация же не поменяется, все равно в Раде будет такое же меньшинство, которое все также будет бездельничать.
Выход из ситуации один - через воздействие избирателей и публичное освещение безделья оппозиции заставлять их работать. Сегодня - тест на патриотичность СМИ. Я бы на месте СМИ сегодня 25 часов в сутки говорил об этих бездельниках и тунеядцах, которые своим бездельем наносят ущерб стране.
Внеочередные выборы невыгодны для народа по двум причинам: первая - это очередные 1-2 миллиарда гривен из госбюджета на избирательную кампанию, вместо того, чтобы направить их на финансирование социальных проектов, вторая - дестабилизация, противостояние и раскол в обществе, что никак не способствует и экономическому росту, и повышению социальных стандартов людей.
Но ведь через месяц блокирования работы парламента президент должен распустить Раду и назначить новые выборы.
- Теоретически, в соответствии с Конституцией, и практически по истечении 30 дней бездействия Рады у президента появляется право, но не обязанность (!), распустить парламент и объявить внеочередные выборы.
Но этим правом президент может воспользоваться, может не воспользоваться, может воспользоваться сразу, может через неделю, может через год-два. Это как патрон в патронник загнали, курок взвели, а дальше это право президента - нажать или не нажать на спусковой крючок.
По моим ощущениям, выборы - это подножка стране: Украина только начала подыматься.
При каких условиях власть все-таки согласится на досрочные выборы?
- Если дойдет до крайности, то перед выборами нужно будет радикально зачистить политический ландшафт - принять закон о выборах только по мажоритарной системе. Таким образом право выбора перейдет от "партийных вождей" к народу. И тогда, я уверен, для некоторых политическая карьера просто закончится. А в большинстве уже будет 300 человек - конституционное большинство. А в оппозиции будут другие люди.
Но чтобы принять такой закон, нужно же разблокировать Раду.
- Для изменения соответствующего закона (переход на 100-процентную мажоритарку. - Ред.) у нас в арсенале есть разные методы. Это произойдет интеллигентно, красиво и тактично, не замарав их костюмы от Brioni, как это было во время ратификации Харьковских соглашений. Но напомню, это худший вариант (господин Чечетов так и не ответил, означает ли упоминание костюмов от Brioni то, что оппозицию из зала ВР будут удалять физически. - прим. ред.)
"Европа должна стоя аплодировать решению суда о лишении Власенко депутатских полномочий"
Как вы считаете, почему Евросоюз так остро отреагировал на лишение депутатских полномочий защитника Юлии Тимошенко Сергея Власенко?
- На мой взгляд, своим решением Высший админсуд, лишая мандата Сергея Власенко, полностью подыграл надеждам и чаяниям части европейских политиков, которые хотели резкого усиления позиций защиты Юлии Тимошенко в судебных процессах.
Ведь когда у Власенко был мандат, он был вынужден тратить много времени на то, чтобы ходить на сессии в Раду, на заседания фракции, парламентских комитетов. И ему катастрофически не хватало времени для полноценной защиты Юлии Тимошенко.
Сегодня же, когда его лишили мандата, с него сняли все виды деятельности, и у него появился колоссальный ресурс времени для защиты Юлии Владимировны.
Поэтому, если европейские политики, которые хотят усиления позиции защиты Юлии Тимошенко в судах, и представители оппозиции искренни в своем желании помочь Юлии Тимошенко, они должны были стоя аплодировать решению ВАСУ о лишении Сергея Власенко депутатских полномочий. А если нет, то тогда идет двойная игра.
И все-таки, как вы оцениваете то, что западные политики так резко раскритиковали лишение Власенко депутатских полномочий?
- Я против, чтобы кто-то извне диктовал и учил, как нам жить и какие решения принимать. У нас есть политики, которые и сейчас ездят в Европу, обливая грязью нашу страну и призывая к санкциям. Они хотят, чтобы нами руководили извне. Мы такую позицию не разделяем. Мы готовы прислушаться и к рекомендациям и пожеланиям, а также использовать опыт. Но решения будем принимать сами.
А если Европейский суд по правам человека признает неправоту решения ВАСУ по Власенко, ему вернут депутатский мандат?
- Если даже Европейский суд примет решение, что Власенко был незаконно лишен депутатского мандата, то это никак не повлияет на ситуацию. Решение ЕСПЧ носит рекомендательный характер и необязательно к исполнению. Выплатят Власенко компенсацию в 15 тысяч евро, как Юрию Луценко, и все.
Оппозиция предлагала, чтобы Регламентный комитет проводил открытые заседания в присутствии СМИ. Вы с этим согласны?
- Если Регламентному комитету нужно принять решение и докопаться до сути, то нам не нужны телекамеры. Если привезут телекамеры - будет просто пиар. Если документы оппозиция подает, то Регламентный комитет обязательно их рассмотрит.
Будут ли лишать полномочий других депутатов-совместителей?
- Относительно других депутатов, то ранее такой вопрос не подымался. Если только будет доказано, что у кого-то аналогичная ситуация в части совмещения, мы не пойдем штурмовать суд и защищать своих депутатов, как мы и не защищали Веревского.