Закат партии? [ Редагувати ]

Вышедший из фракции Партии регионов и лишенный Высшим административным судом Украины депутатского мандата Игорь Марков в последнее время разразился рядом разоблачений. Если верить ему, разговоры каждого нардепа этой политсилы прослушивают. А сама фракция управляется в "ручном режиме".
Говорит Марков
На прошлой неделе Партию регионов сотряс скандал – решением Высшего административного суда Украины депутатского мандата лишили входящего во фракцию "регионалов" Игоря Маркова. По словам Маркова причиной такого решения ВАСУ стали не столько злоупотребления на выборах, сколько позиция народного депутата по вопросу евроинтеграции. "Акт политической расправы. И акт устрашения других депутатов, которые не хотят себя хоронить, голосуя за то, за что нас заставляют голосовать. И такие очаги сопротивления постоянно появляются во фракции регионов.", - заявил Марков, описывая в интервью "Украинской правде" причины лишения мандата и описал нелегкие будни "регионалов". Если верить Маркову, Партия регионов – даже не собрание единомышленников, а полностью подконтрольная власти группа людей, цель которой – обслуживание интересов Банковой. "Все решения принимаются не во фракции. Им просто спускают директивы с указанием голосовать. То есть, парламент превращен в юридический отдел при правительстве. Или при администрации президента. Где наша задача – просто прийти, надавить кнопку и все", - говорит Марков. По его словам, депутаты практически не обладают своей волей. И лишь в экстренных случаях они могут проявить свой нрав. "Допустим, законопроект по векселям – даже те, кто никогда не возмущались, начали возмущаться. Первоначальный вариант там был – караул! Те законы, которые мы принимаем, от которых вся страна в ужасе – на самом деле, это уже доработанные варианты. Если бы шли первоначальные варианты, я думаю, что страна бы уже вздрогнула", - приводит Марков пример депутатского неповиновения. При этом опальный депутат живописует роль первого во фракции – ее руководителя Александра Ефремова. По словам Маркова, роль Ефремова – транзитная. Он просто передает волю Банковой или правительства фракции. Впрочем, иногда Ефремову все же приходится поработать. "Он может, конечно, пойти на какие-то компромиссы, когда есть какие-то вопиющие моменты, когда уже фракция встает на дыбы", - отмечает Марков.
Но даже когда фракция "встает на дыбы" отношение к ней со стороны власти не меняется. "Вот эта позиция, что сегодня за парламент отвечает один человек, завтра за парламент отвечает другой… Объясните, мы что - волость какая-то, которую передают из вотчины в вотчину? Меня сразу возмутил цинизм этих отношений", - возмущается Марков. "Я много раз говорил с Ефремовым: "Ну нельзя так. Почему не учитывается наше мнение? Что значит - сегодня этот отвечает за парламент, завтра другой? Мы что, извините, мальчики по вызову? Сегодня ты общался и о чем-то договаривался, и у тебя сложилось с одним человеком, завтра тебя передали – "теперь вот он отвечает"", - негодует Марков.
Его коллеги по фракции уже прокомментировали слова Маркова. "У него эмоции просто захлестывали ум. Он наговорил глупости, но я могу понять, что он находится в такой ситуации, когда эмоции на первом плане. Хочу пожелать ему быть более сдержанным и корректным, ему потом будет стыдно перед своими коллегами за все эти высказывания относительно партии, которые не соответствуют действительности", - заявил "регионал" Михаил Чечетов. Тем не менее, Маркову вряд ли будет стыдно перед бывшими соратниками. Ведь, среди прочего, он радеет и за них. Так, Марков рассказывает не только о неуважении к мнению нардепов, но о том, что их фактически лишили частной жизни. "Да и так все знают, что всех депутатов слушают, никто этого даже не скрывает. Нам даже в открытую говорят: "Вы что там вчера наляпали?", - рассказывает Марков. "Для меня это было первым звонком. Есть статус народного депутата, есть какие-то вещи, которые нельзя совершать. Да ладно бы слушало СБУ, а там три-четыре спецслужбы слушают! На самом деле, отношение к нам – полное пренебрежение к закону. И нас, депутатов из Партии регионов, слушают еще больше, чем оппозицию. За нас переживают еще больше", - отмечает Марков. Кстати, по его словам, именно неосторожность в частных беседах могла быть и одной из причин лишения мандата. "Якобы кто-то взял какие-то распечатки, записи переговоров, кому-то показал, где я что-то высказывал, какую-то свою позицию… И это повлияло на то, что было принято такое решение. Было сказано: "Ах, он еще и позволяет себе определенные высказывания, тогда получи!". Вот в эту версию я верю больше", - отмечает Марков. Если верить словам одесского депутата, в Партии регионов весьма нерадужное настоящее. А это значит, что и будущее у этой политсилы хорошим не назовешь.
Что ждет ПР
Анализируя обширное интервью Маркова "Украинской правде", следует обратить внимание на ряд ключевых моментов. Во-первых, Марков подмечает наличие "ручного управления" фракцией. "Регионалы" делают то, что им приказывают. Если верить словам опального нардепа, следует пересмотреть роль групп влияния в Партии регионов. Нельзя отрицать их существование. Однако их роль как самостоятельных игроков политики сильно преувеличена. Все-таки даже группы влияния вынуждены выполнять волю президента и правительства. Кроме того, если верить сведениям о прослушке, этим группам влияния сложно скоординировать свою деятельность так, чтобы не она не стала известна власти. Тем не менее, отрицать существование этих групп полностью нельзя. Как нельзя отрицать и тот факт, что в ПР все равны, но некоторые люди "равнее других". Так, Марков называет тех, кто выговаривает депутатам за содержание подслушанных разговоров "старшие" товарищи".
Еще один вывод из того, что фракция стала практически "ручной", делает сам Марков. По его словам – это подготовка к парламентскому избранию президента. "Я себе часто задавал этот вопрос: почему так происходит, почему вот так жестко происходит давление на парламент, почему власти не думают о завтрашнем дне? И вариант ответа я нахожу только один – нас еще ждут огромные потрясения, потому что будет попытка перевести выборы президента в парламент. В Верховной раде, понятно, они никогда не соберут 300 голосов для изменения Конституции. Поэтому – референдум. Вот запишите мой прогноз. Я, может быть, недавно в парламенте, но я вас уверяю, что все это связано с будущей попыткой переноса президентских выборов в Верховную раду", - уверен Марков.
Еще один, и, пожалуй, самый важный вывод, который можно сделать из слов Маркова, довольно прост – Партию регионов ждет деградация и появление сильных соперников на электоральном поле. Во-первых, работа в условиях постоянной прослушки вряд ли способствует развитию чего-либо помимо паранойи. В таких условиях говорить о плодотворной работе и налаживании контактов между нардепами вряд ли стоит. Кстати, примечательно, что народных избранников слушает не только Служба безопасности Украины, а, если верить Маркову, "три-четыре спецслужбы". Получается, народных депутатов могут, скорее всего, слушать и сотрудники МВД, и сотрудники ГПУ (другие спецслужбы вряд ли могут заниматься в Украине прослушкой, если речь не идет о разведке). Это нивелирует само понятие "депутатской неприкосновенности" и статус народного депутата. Во-вторых, полное подчинение нивелирует частную инициативу, и как следствие приводит к падению качества кадрового состава. Для сравнения – в КНР, где вообще однопартийная система, претендент на место в ЦК должен пройти ряд ступеней карьерного роста и на каждой из них зарекомендовать себя с лучшей стороны. Если он хотя бы на одной ступени расслабится, о карьере в партии можно забыть. В Партии регионов же, судя по всему, главным качеством является преданность. И, наконец, в-третьих: жесткий диктат со стороны одного центра влияния рано или поздно вынудит другие центры искать для приложения своих сил, в т.ч. и финансов, например - другую партию. Это значит, что оппозиционные партии могут получить неожиданных союзников. Или же, что более вероятно, олигархи с Востока Украины при переговорах с оппозиционерами начнут задумываться о создании собственных политсил, играющих на том же электоральном поле, что и Партия регионов. И последней придется весьма туго.