Политологи: Отставка Зварича - не раскол в правительстве [ Редагувати ]
Украинские политологи не считают, что намерение министра юстиции Романа Зварича уйти в отставку означает раскол в правительстве Юлии Тимошенко. Так они ответили на вопрос Центра исследований политических ценностей.
По словам директора Института национальных стратегий Костя Бонадренко, "это просто-напросто отход одного человека, после которого возможно и другие будут отходить, будут замены. Но все это не означает раскола. Это означает, что есть разные видения, есть разные позиции, разные точки зрения. Но ни в коем случае это не означает, что произошел какой-то раскол. Вот если бы большая часть министров подали в отставку, в связи со своим несогласием с премьер-министром, то тогда можно было бы говорить о расколе. Или если бы подал в отставку блок вице-премьеров, тогда тоже можно было бы говорить о каком-то расколе . По его словам, в данном случае "это абсолютно нормальная вещь: министр считает, что ему не комфортно работать в таких условиях, которые сложились и он подает в отставку. По крайней мере он это делает честно и откровенно".
По мнению руководителя социологической службы Института стратегических исследований НАН Украины Виктора Небоженко, в правительстве Тимошенко не было какого-то единства, его еще только предстоит сделать. В ближайших сто дней, по крайней мере, общество и журналисты должны быть терпеливыми к любым жестам и телодвижениям возле Кабмина, Секретариата президента и Совета национальной безопасности, потому что происходит притирка, происходит снятие внутренних напряжений. И поэтому, я думаю, рано говорить о расколе там, где еще не было даже единства". Скорее всего, считает Небоженко, "это проблема Зварича, президента и Тимошенко. Но я также думаю, что если Зварич будет делать такие ходы регулярно, то премьер-министр и президент могут его отпустить в свободное плавание".
По словам председателя Центра исследований политических ценностей Олеся Дония, "отставка Зварича еще не означает раскола всего правительства Тимошенко. Но эта отставка выявила противоречия, которые заложены в исполнительной структуре новой власти. Заметны серьезные противоречия между правительством и Секретариатом президента, который фактически хочет стать вторым правительством. Если удастся опять ввести институт госсекретарей, то роль министров будет сведена к бутафорским, а реальная власть очутится у структуры, в которой будут готовиться представления на госсекретарей, то есть в Секретариате. Новые чиновники до сих пор не сложили своих депутатских полномочий и поэтому действуют в основном по логике политического пиара. Если бы у министров уже не было депутатского мандата, то они больше бы дорожили своим новым местом работы". В то же время, отметил Доний, если намеки Зварича на коррупцию в системе новой власти правдивы, то это может начать приводить не так к кризису самого правительства, как к кризису общественного доверия к новой власти. А персонально у Зварича сейчас был бы неплохой шанс возглавить правоцентристскую оппозицию, которой пока еще нет".
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский отметил, что он бы "о расколе не говорил. Я бы сказал просто о конфликте разных представлений о том, как строить управленческую команду, как действовать в этих условиях. Люди из бизнеса способны договариваться, способные просчитывать последствия своих действий. Это одна команда. Такой человек как Зварич, имеет свои взгляды, свою установившуюся идеологию, свои принципы, который ни при каких условиях, как я понимаю, не пойдет ни на какие компромиссы относительно принципов. Он, по сути, совершенно непригоден к участию в полукоррупционных схемах, поэтому ему трудно работать в современных условиях. Он является своеобразным инородным телом в команде.
Следовательно, это - определенный конфликт, вышедший за рамки правительства на уровень Президента и именно он должен установить какие-то правила для работы правительства".
Как считает шеф-редактор журнала "Пол тична думка" Владимир Полохало, это непростой вопрос и на него не может быть простого ответа. Речь идет о самом процессе формирования правительства, о принципах и критериях его формирования. А точнее об отсутствии таковых, учитывая высокие демократические стандарты. Для многих те или другие должности в правительстве стали определенной Синекурой или традиционной раздачей слонов, что всегда происходит после победы. Многие чиновники, или, по крайней мере, некоторые отдельные личности, рассматривают свою роль в политической истории Украины и оценивают ее намного больше, чем сам факт "помаранчевой революции". Конечно далеко не все, по его мнению, в правительстве (и среди губернаторского корпуса) устраивают сегодня участников помаранчевой революции. А это означает, что так или иначе коллизии, противоречия в деятельности правительственной команды были запрограммированы, запрограммированы именно отсутствием этих четких критериев формирования правительства и мощным лоббированием тех или других должностей политическими силами, которые ориентировались на Виктора Ющенко как на президента Украины. Кроме того, существует старая привычка, которая имеет свою многолетнюю природу, рассматривать ту или другую должность в правительстве не как ответственность перед гражданами, а как механизм реализации внутрипартийных или групповых интересов. Эта старая особенность политической культуры украинского политикума, к сожалению, остается и сегодня, хотя и камуфлируется демократической или революционной риторикой". Кроме того, сказал Полохало, есть определенная стратегия деятельности правительства в этом году, которую сформулировал сам Ющенко: закрепить позитивные тенденции, которые произошли после революции и убедить граждан в том, что новая власть будет эффективной и, что она действует в национальных интересах правительству нужно добиться существенных успехов, и, в первую очередь, в социально-экономических вопросах .
Директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин сказал, что не знает мотивов Зварича: Я знаю только, что он шел с большим энтузиазмом и с большими планами на эту работу, и для меня полная неожиданность такая его абсолютно парадоксальная отставка .
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев отметил, что отставка Зварича является свидетельством того, что что-то неладно в новом властном королевстве. В частности, отставка может свидетельствовать не столько о состоявшемся расколе внутри либо правительства, либо в целом во властной команде, сколько о борьбе, о соперничестве двух основных тенденций, которые сегодня проходят в правительстве и в новых структурах власти". Одна из этих тенденций, сказал Карасев, - "революционная, направлена на жесткое кадровое очищение новой власти, на массовый пересмотр итогов приватизации. Другая тенденция более эволюционная, связана больше с юридической безупречностью, с включением механизмов права. Эта тенденция не преемлет такой революционный стиль, заданный и премьер-министром, и самим президентом (что проявилось в ряду его выступлений), и особенно проявляющийся в разного рода давлениях, идущих со стороны организаций, групп, объединений, которые принимали участие в оранжевой революции и которые сегодня активно заявляют о своей активной политике, в том числе и кадровой, в ходе пресс-конференций и т. д.". До последнего времени, отметил Карасев, Ющенко "балансировал эти тенденции, что очевидно было в кадровой композиции и Кабмина, и Секретариата, и Совета национальной безопасности. Отставка Зварича как представителя умеренной и правовой тенденции и линии в руководстве свидетельствует о том, что борьба тенденций начинает приобретать все более публичный характер, что эти тенденции сталкиваются по ключевым проблемам". В данном случае, сказал Карасев, министр юстиции, "статус которого предполагает защиту правовой формы всех этих, в том числе и революционных процессов, свидетельствует о том, что эти революционные тенденции сегодня настораживают не только представителей старой власти, но и представителей новой власти". В то же время, отметил политолог, он бы "не преувеличивал роль этой отставки в дальнейшем поведении и в дальнейшей деятельности Кабинета Министров. Позитивным моментом этой отставки является то, что в новой власти есть люди, которые не держатся за полученные посты, и если их профессиональное понимание и моральные чувства не совпадают с генеральной линией новой власти, они заявляют об этом публично, не вступая в полемику, а уходя в отставку, создавая себе политическую площадку для дальнейшей критики кабинета и власти в целом .