Политика - наука прикладная [ Редагувати ]

Пока выборы не превратились в выяснение личных отношений. А эмоциональность, присущая некоторым кандидатам, иностранными наблюдателями относится на счет характера предвыборной борьбы. Во всяком случае, по мнению политологов, избиратели сегодня руководствуются не эмоциями. Это связанно, в первую очередь, со значительно возросшей за последние годы активностью электората. В 1994 году, например, для украинских избирателей делались специальные агитационные клипы, не за какого-нибудь кандидата. Электорат призывали просто прийти на избирательные участки и воспользоваться правом голоса. Согласитесь, сегодня такое уже трудно даже представить. Сознательность избирателей настолько возросла, что сегодня, похоже, голосовать будут не просто за симпатичного или симпатичную, а за ту идеологию, которые они исповедуют. И слово, либеральный, консервативный, левый и правый, как характеристика кандидата, уже много о многом говорит. Настолько много, что требует квалифицированного разъяснения.
Похоже, даже умудренные опытом эксперты не ожидали, насколько высокой окажется в нынешней избирательной кампании роль идеологического фактора. Оказалось, что симпатичный лидер и яркая реклама - сами по себе успех не гарантируют. Преимущество оказалось на стороне тех партий и блоков, которые смогли предложить избирателям чёткую и понятную идеологию.
Идеология - это только на первый взгляд нечто абстрактное и далёкое от интересов граждан. На самом деле - это вполне конкретный и в то же время целостный образ будущего, который та или иная партия предлагает избирателю. Желательно, подкрепленный примерами. Именно так поступают коммунисты. Их образ будущего - хорошо знакомое многим украинцам советское общество, разумеется, "без перегибов" сталинской и брежневской эпохи. Именно так поступают социал-демократы. Их образ будущего - жизнь большинства стран Европы, в которых местные эсдеки формируют правительства или работают президентами. В максимально доступном варианте это сводится к формуле телевизионного ролика "Швеция - национальный доход на душу населения 26780 долларов - у власти социал-демократы". То же самое - в Германии, Финляндии, Чехии, Польше - и далее по списку.
Дмитрий Выдрин, политолог: "Идеология - это система ценностей, которая напоминает народу ради чего он живет и реализация каких ценностей сделает его счастливым".
В то же время, образ будущего - это не просто привлекательная картинка. Это, прежде всего, позиция партии относительно конкретных общественно важных вопросов - начиная с проблемы борьбы с бедностью и заканчивая, скажем, защитой исчезающих видов животных. Позиция, которая не должна быть внутренне противоречивой. Если коммунисты призывают к возврату советского строя, они волей-неволей должны говорить о государственной монополии на торговлю табачными изделиями и алкоголем. Если социал-демократы ратуют за сокращение разрыва в доходах между богатыми и бедными, они обязаны выступать за высокие налоги на элитную недвижимость и предметы роскоши. А если либералы обещают неограниченную свободу предпринимательства, они вынуждены говорить, что старшее поколение должно рассчитывать не на государственные пенсии, а на материальную поддержку собственных детей и внуков. Собственно, это и позволяет избирателям делать осознанный выбор, взвешивая плюсы и минусы каждой политической организации.
Впрочем, партиям с идеологией определиться легче, чем блокам. Особенно, если в блок входят силы с противоречивыми установками. Программа той же "Нашей Украины" напоминает настоящую мозаику. При желании в ней можно найти даже тезисы, которые больше подходят её оппонентам из СДПУ/О/. Но на практике блок отстаивает преимущественно правые взгляды - отсюда и либеральная риторика в вопросах экономики, и традиционное для руховцев деление граждан на представителей титульной нации и национальные меньшинства.
Геннадий Удовенко, кандидат в народные депутаты по списку блока "Наша Украина": "Не є проблемою, з моєї точки зору, проблеми мови нацменшин. Сьогоднi бiльшої уваги потребує українська. Не все робить i українська держава, щоб наша мова стала панiвною. Але мова є однiєю з ознак незалежної держави. Нема мови - нема держави".
Показательно, что для эсдеков, которые не ставят под сомнение государственный статус украинского языка, точкой отсчёта в решении языковой проблемы являются не интересы государства, а право человека общаться и получать образование на родном языке. Это - позиция всех социал-демократов, не только украинских, но и западноевропейских.
Конечно, в нынешней избирательной кампании участвуют и блоки, которые делают ставку на отсутствие идеологии. Они пытаются убедить избирателей в том, что идеология не имеет никакого значения, что главное - это энергичный и харизматичный лидер. Но если лидер не имеет чёткой позиции, это, по сути, означает, что гражданам предлагается "кот в мешке". Еще об одной проблеме, с которой чаще всего сталкиваются именно блоки, говорил на минувшей неделе глава президентской администрации.
Владимир Литвин, глава Администрации президента: "Політичні партії і блоки страждають на те, що у них є такі представники, які не мають нічого спільного з ідеологією тих блоків, яку ці блоки сповідують".
Особенно не повезло в этом смысле национал-демократам. В списке блока "Народный Рух" - на удивление много бизнесменов, которых вряд ли заподозришь в симпатиях к национальной идее. А в "Нашей Украине" - целый букет лоббистов российских компаний - таких как "Лукойл", "Альфа-групп" или, скажем, "Сибирский алюминий". Возможно, в этом не было бы ничего удивительного, если бы не их соседство в списке с профессиональными борцами со всем русским". Это наталкивает некоторых политологов на грустные выводы.
Дмитрий Выдрин, политолог: "У нас нет людей, чии интересы можно было бы защищать под флагом национал-демократии. У нас идеология, чаще всего, сводится к неким бухгалтерским отчетам".
Впрочем, вряд ли стоит искать некие совершенные идеологии. Ведь самая красивая теория может не иметь никакого практического применения. А политика - это, в общем-то, прикладная наука.